Кризис идентичности или сублимация самоидентификации. Кризис идентичности как причина личностных расстройств

Проблема реформирования современных обществ содержит в себе два аспекта. Первый - реформирование обществ как организационных систем. Речь в таком случае должна идти об общих для всего конкретного многообразия культур принципах преобразования - о стратегии реформ. Второй - реформирование уникального социума, социально-культурной ткани, и тогда следует говорить о единичных и особенных тактиках и задачах трансформации.

Как “организационная система” российское общество может быть отнесено к общему типу бюрократических систем с медленным типом эволюции, для которых характерен так называемый “бюрократический ритм” развития.

Основы стратегии реформирования таких сложившихся обществ с достаточно высокой степенью экономического и социально-культурного развития представлены в программе “стратегического изменения” бюрократических систем М.Крозье. Теория выделения ригидных “узлов блокад” и “чувствительных точек” системы, в которых возможны инновации; провоцирование “конструктивных кризисов” в нужное время и в нужном месте для того, чтобы создать процесс развития в стране - эти действия применимы ко всем организационным ансамблям, в т.ч. и к российскому обществу.

Однако проблема стратегии изменения, являясь организационной проблемой, остается чистой теорией без знания того культурно-исторического конкретного контекста, в котором, собственно, и предстоит выделять “узловые” точки системы и делать “главные и второстепенные” ставки в социальной игре. Россия же в этом отношении находится в совершенно уникальном положении. Главная ее социально-культурная проблема заключается в абсолютно неудовлетворительном знании самой себя, в отсутствии на сегодняшний момент социально-культурной самоидентификации, национальной самоидентификации. Более того, специфика, болезненность развития и многие беды нашей страны происходят от того, что такого твердого и крепкого самоосознания не было и ранее, в том числе и до считающегося ныне переломным 1917 года.

После революции осмысление сущности русского национального характера и духа только началось, и то в среде русской интеллектуальной эмиграции. Сегодня же, когда мы вновь переживаем очередной “кризис идентичности”, причем острейший, нужда в выработке целостного и прочного самопонимания становится просто-таки задачей наипервейшей важности. Только поняв, “кто мы, что мы и куда мы идем”, мы сможем верно определить главные “узлы” реформирования нашей социальной системы, главные сферы воздействия, свои сильные и слабые стороны, ригидные, неподдающиеся влиянию структуры и те “опорные”, “якорные” точки, в которых возможно подлинное движение вперед.

Но предварительно следует сказать несколько слов о понятии “кризис идентичности”, потому что это - явление, которое не ново в социальной реальности. Состояние это переживалось многими народами, а потому существуют “общие” для всех стран моменты, и теоретическое знание их облегчает понимание, переживание и преодоление такого кризиса в России.

“Кризис идентичности” - понятие, которое подразумевает утрату прежде существовавших социально-психологических и нравственных ориентиров, потерю психологического равновесия как отдельным человеком, так и крупными национальными общностями.

Существуют проблемы идентификации индивида с семейной, социальной, этническими группами, с религиозными, политическими и национальными сообществами. Нисколько не умаляя важности первых, следует подчеркнуть, что в кризисные эпохи особый интерес вызывает изучение становления и развития политической и особенно национальной идентичностей.

В самом общем виде национальная идентичность складывается на основе национального характера, политической культуры, моделей социализации, воспитания и образования, принятых в данном обществе. Все эти факторы имеют как постоянные составляющие, так и часть, подверженную временным изменениям. В единое целое эти характеристики цементирует государственная программа развития общества, которая принимает вид общественной идеологии или социального мировоззрения, выражающих цели и средства движения данного социума.

Теоретические основы разработки проблемы идентичности были заложены датчанином по происхождению Эриком Эриксоном, который ввел в политическую науку термин “кризис идентичности”. В его концепции “кризис идентичности” - состояние прежде всего социально обусловленное, и оно теснейшим образом сопряжено с потрясениями в жизни общества на поворотах истории, такими, как революции, войны и т.п. события.

В понятии “идентичности” Эриксон различает две взаимосвязанные стороны - “персональную идентичность” (стремление индивида к сохранению психологической самотождественности) и “коммунальную идентичность” (включенность индивидуального бытия в некоторую человеческую общность и разделение с ней господствующих в ней социальных ценностей на определенном этапе социальной истории) (171).

Через рефлексию и наблюдение, через процессы сравнения себя с другими и других с собой на основе общезначимых ценностей происходит процесс установления тождественности персональной и коммунальной идентичностей, который заканчивается образованием психосоциальной, или психоисторической идентичности как признака полноценного бытия личности (172). Это означает, что в нормальном состоянии индивид испытывает чувство органической принадлежности к своей исторической эпохе и свойственному этой эпохе типу межличностного взаимодействия, гармонии с присущими ей идеями и поступками, с доминирующим в данную эпоху социально-психологическим образом человека. Словом, имеет место принятие социального бытия как “своего” (173).

В переломные моменты истории, когда на смену одному миропорядку приходит другой с новыми общезначимыми ценностями и социальными установками, такая гармония рушится и тогда в состоянии кризиса оказываются не только отдельные личности, но и целые сообщества. Когда прежняя система организации социального опыта оказывается расшатанной, а ценности устаревшими, социальная общность вступает в переходную эпоху - возникает “вакуум идентичности”, который образуется с того момента, когда большая часть сообщества испытывает бессознательное ощущение “сжатия” привычного “образа мира” и все явственнее становится смутное предчувствие грядущих перемен в умонастроениях и социальных представлениях (174). Все эти чувства нам хорошо знакомы, именно их мы переживали еще совсем недавно.

Преодоление кризиса связано с появлением в обществе творческих исторических личностей, которые благодаря обостренной чувствительности и абсорбирующей способности предстают в качестве выразителей общих для всех проблем. Само общество в такие времена нуждается в политическом лидере, который, трансформируя свои личные обостренные переживания в идеи, созвучные умонастроению эпохи, включает его компоненты в новую мировоззренческую парадигму. Идеи эти облекаются либо в провидческую форму новых религиозных или светских учений, либо в политические программы и воспринимаются людьми как спасительные рецепты. Эриксон посвящает специальные исследования некоторым из такого рода личностей, ставшими лидерами крупных по историческим масштабам движений к новой идентичности - М.Лютеру, Т.Джефферсону, М.Ганди. Такой индивид создает элементы консолидации и консенсуса в общественном сознании. Но при этом он изначально обладает концептуальным видением проблемы, сознавая ее комплексную и сложную природу.

Именно таковым было лидерство Мартина Лютера, начавшего свою общественную деятельность с выступления в Виттенберге с 95-ю тезисами, отвергавшими основные догматы католицизма и сформулировавшего главные положения протестантизма. Именно такой была политическая фигура Махатмы Ганди, в основе социальных действий которого лежало его этическое учение о ненасилии и тактика ненасильственной борьбы - сатьяграха - ставшие программой национально-освободительного движения в Индии. Сходной была историческая роль личности В.И.Ленина, политической деятельности которого предшествовала концептуальная проработка учения К.Маркса и прагматически-политической стратегии и тактики действий, нашедших отражение в работах “Что делать?”, “Государство и революция” и других.

Подтверждение этому мы находим и в нашей недавней истории, в которой функцию сплочения и новаторского действия выполнял сначала М.Горбачев, а в 1991 году Б.Ельцин, когда он получил чрезвычайно высокий процент поддержки на президентских выборах. Однако в последующие годы не была выработана концепция переходного периода и идеологический вакуум сохранялся.

Согласно концепции Эриксона политическим лидером не может быть случайная фигура. Она - результат взаимообусловленного процесса развития истории и личностного фактора. Взгляд на российскую современность в терминах психоистории позволяет понять, насколько странно, например, было бы требовать от М.Горбачева “концепции” декларированной им “перестройки”, ибо он сам и его мировоззрение были отражением того периода нашей эволюции, когда назрел отказ от старых догм и ценностей, но еще не ясны были перспективы и цели развития. Совершенно очевидно, что сейчас возникла острейшая необходимость в выработке идеологических ориентиров, которые призваны и могут заполнить “идеологический вакуум”. Новые идеологические ценности должны быть четко определены и открыто заявлены, поскольку без них невозможно не только для нации, но и для каждой отдельной личности определить свою “жизненную перспективу”. Дело в том, что хотя “кризис идентичности” и представляет собой в некотором роде естественный процесс в развитии общества и индивида, но его следует целенаправленно преодолевать.

“Кризис идентичности” разрешается путем переоценки прежних норм и представлений, а также через ролевое экспериментирование - прикидку на себя будущих социальных ролей. Этот этап получил удачное название “психосоциального моратория”. Именно в этом состоянии находится наше общество последние несколько лет.

Затяжка с процессом идеологической определенности самым непосредственным образом угрожает безопасности и устойчивости жизненного пространства индивида и всего общества, потому что ни индивид, ни общество не могут долгое время находиться в состоянии дезориентированности, они ищут выходы, которые, как показывает историческое прошлое, далеко не всегда являются благотворными для отдельных народов и мирового сообщества.

Особую опасность в периоды коллективных кризисов представляет формирование и укрепление “негативной идентичности” отдельных людей и целых групп и слоев общества. В случае длительных кризисов индивиды могут отчаяться найти возможности преобразовать элементы отрицательной идентичности в позитивную идентичность. И тогда эта подавленная отрицательная энергия находит выход в поддержке народом психопатических лидеров, социальным основанием существования которых является именно негативная идентичность.

К сходным результатам, но на несколько иной концептуальной основе, пришел в первой половине XX века испанский философ Ортега-и-Гассет в своей книге “Восстание масс”, изданной в 1930 году, которая, однако, была прочитана по-иному после прихода к власти нацистов в Германии. Ортега-и-Гассет описывает состояние масс в особый кризисный, переходный период европейского развития, который характеризовался бурным вторжением новой технологии в европейскую историю, общим повышением уровня материальной жизни и духовных запросов огромной части населения стран Запада, распространением процессов индустриализации и урбанизации и невиданно высокими темпами роста активности людей, их стремлением вмешиваться в общественную жизнь (175).

Разрушение прежней иерархии и взаимодействия социальных страт выбрасывает на поверхность общественной жизни огромные массы людей, вырванных из своего социального места и оторванных от своего социального статуса. Индивиды оказываются без привычно ориентированных социальных целей, крепких социальных привязанностей и в результате могут стать хорошим материалом для предприимчивых политиков. Это положение усугубляется тем обстоятельством, что массы наследуют состояние разрушения прежней системы, в которой уничтожено даже то, чего сокрушать не следовало бы, не имея ничего, что могло бы служить заменой старым социальным механизмам, худо ли бедно, но обеспечивавшим порядок и стабильность. В такой ситуации массы ждут прихода сильного лидера, который укажет им то, к чему они должны стремиться и чего желать.

Очень близкую к вышеизложенной картину восприятия этого этапа социального кризиса предложил профессор политических наук Йельского университета в США Роберт Даль, который, опираясь на рассуждения испанского философа, сделал вывод о глубокой взаимной зависимости народных масс и лидера. “На вопрос “Кто правит?”, - пишет он, - ответом будет: ни масса, ни лидеры, а оба вместе; лидеры улавливают желания масс и, в свою очередь, пользуются силой, которая обеспечивает им лояльность и послушание этих масс, для того чтобы ослабить или совсем ликвидировать всякое противостояние своему собственному закону” (176).

Таким образом, понятно, что выработка объединительной национальной идеи, которую с необходимостью должна предварять глубокая и сложная работа по осознанию сущности русского национального духа и национального характера, т.е. осознание национальной идентичности России, имеют ныне огромную политическую и жизненную важность. Без такого самоосознания невозможны ни преодоление “кризиса идентичности”, ни стабильное и сколько-нибудь длительное существование любой нации, государства, страны.

Устойчивая политическая система, например в США, обладает стабильностью постольку, поскольку большинство американцев придерживается и сохраняет приверженность тому, что в этой стране называется “демократическим кредо”. Подавляющая часть американцев верит в то, что их система является наиболее совершенным из всех реально существующих приближений к демократическому идеалу. Они полагают, что те недостатки, которые у нее есть, вполне исправимы в рамках самой этой системы, без радикальной трансформации ее основания. Кроме того, рядовые американские граждане в большинстве своем уверены в том, что официальные лица не допускают крупных нарушений законов и что американские управленческие структуры в целом придерживаются декларируемых демократических установок. Последнее к тому же формируется системой образования и закрепляется у взрослой личности, когда она находит подтверждение им в реальном процессе своих социальных действий. В конечном счете “отвергнуть демократическое кредо” для американца равнозначно отказу быть американцем (177).

Для преодоления кризиса идентичности в России нужно выработать свою, выросшую из недр российского характера и сознания идеологию, могущую положить предел бесконечным неадекватным реальности социальным заимствованиям и экспериментам, которые, собственно, и становятся возможными постольку, поскольку у нас до сих пор нет крепкого и твердого понимания самих себя - своей собственной особой своеобразной геополитики, психологии, устройства хозяйственной жизни, политики, т.е. всего того, что можно было бы назвать российским правосознанием, поддерживающим и обосновывающим новую российскую государственность.

Неосознанность и неустойчивость национальных органических и священных традиций, шаткость нравственного характера народа, безмерность и подражательность политического дерзания российской интеллектуально-политической элиты создали совершенно особенный вариант кризиса коллективной идентичности в России, который выражается в форме Смуты.

Особенностью всех российских Смут было то, что они сопровождались социальной бездеятельностью, попустительством со стороны правящих эшелонов и интеллигенции. Главной функцией последней в хорошо и правильно организованном обществе является постоянная и адекватная реальности работа по осмыслению хода перемен в социальной жизни. При отказе интеллигенции от выполнения этой своей функции во времена российских Смут набирал силу процесс анархического “развязывания”, “разнуздания низов”. Итогом было то, что часть правителей, которые ощущали себя временщиками, пользовалась таким состоянием масс для осуществления имущественного передела.

“Развязанному” индивиду (вспомним, кстати, что к 1985 году самыми модными словечками в жаргоне молодежи стали характеристики “крутой” и “отвязанный”) давалось право на беспорядок, на самовластье, происходило разгосударствление российского правосознания.

Всякая Смута - это брожение, и главное состоит в том, чем оно заканчивается - сможет ли народ перебродить и опомниться (как это было во времена первой Смуты XVII века) или же случится так, что его задавят, “оседлают” политические авантюристы.

При этом важно помнить, что прекращение Смуты вовсе не означает реставрацию какой-либо прежней формы государственности. Возможна и желательна выработка нового творческого типа государственности, который бы оформил органически присущий национальному характеру дух и сознание в адекватную ему государственную форму - национальную государственность.

Как свидетельствует история, “падение” продолжается до тех пор, пока в народе не созревает жажда “восстановления” порядка, с одной стороны, а с другой стороны, пока не появляется лидер или группа лидеров, которые обладают государственным мышлением, т.е. которые способны выработать новую объединительную идею и начать создание государственности нового типа.

Важен также момент созревания и оформления государственно-лояльного слоя интеллигенции, которая является тем посредником, который первым переводит в осознанные категории факты наличного политического бытия, помогая тем самым формированию новой национальной идентичности. Всякое осознание государственно-созидательных параметров этой идентичности есть шаг в сторону становления и укрепления народного правосознания, а значит, и новой государственности.

За время своего развития каждый человек неоднократно сталкивается с переломными периодами, которые могут сопровождаться отчаянием, обидой, беспомощностью, а порой и злобой. Причины таких состояний могут быть разными, но самой распространенной является субъективное восприятие ситуации, при котором одни и те же события люди воспринимают с разной эмоциональной окраской.

Психология кризиса

Проблема поиска пути выхода из кризисного состояния за последние годы вышла на одно из лидирующих мест по значимости в психологии. Ученые не только занимаются поиском причин и способов предотвращения депрессии, но и разрабатывают способы подготовки человека к резкому изменению статусов персональной жизни.

В зависимости от обстоятельств, которыми вызван стресс, выделяют такие его виды:

  1. Кризис развития - это затруднения, которые связаны с переходом из одного завершенного цикла развития к следующему.
  2. Травматический кризис может возникнуть как следствие внезапных интенсивных событий или как результат потери физического здоровья через болезнь либо травму.
  3. Кризис утраты или разлуки - проявляется либо после смерти близкого человека, либо при вынужденном долгом расставании. Этот вид очень устойчив и может длиться долгие годы. Часто возникает у детей, чьи родители разводятся. В случае переживания детьми смерти родных кризис может усугубиться из-за размышлений о собственной смертности.

Длительность и интенсивность каждого кризисного состояния зависят от индивидуальных волевых качеств человека и способов его реабилитации.

Возрастные кризисы

Особенность возрастных расстройств в том, что они имеют непродолжительный период и обеспечивают нормальный ход

Каждый из этапов связан с изменением основного вида деятельности субъекта.

  1. Кризис новорожденности связан с адаптацией ребенка к жизни вне организма матери.
  2. обоснован появлением у малыша новых потребностей и увеличением его возможностей.
  3. Кризис 3 лет возникает из-за попытки ребенка создать новый вид отношений со взрослыми и выделить собственное «Я».
  4. вызван появлением нового вида деятельности - учебы, и позиции школьника.
  5. Пубертатный кризис обоснован процессом полового созревания.
  6. Кризис 17 лет, или юношеский кризис идентичности, возникает из-за необходимости самостоятельных решений в связи с выходом во взрослую жизнь.
  7. Кризис 30 лет появляется у людей, которые чувствуют нереализованность своего жизненного замысла.
  8. Кризис 40 лет возможен при нерешении проблем, возникших в период предыдущего переломного периода.
  9. Кризис ухода на пенсию возникает по причине человека при сохраненной его трудоспособности.

Реакция человека на кризис

Затруднения в любой из периодов приводят к что может вызвать 3 типа реакции:

  • Возникновение таких эмоций, как равнодушие, тоска или безразличие, что может свидетельствовать о появлении депрессивного состояния.
  • Появление деструктивных чувств, таких как агрессия, злость и придирчивость.
  • Возможен также уход в себя с проявлением чувств ненужности, безысходности, пустоты.

Этот тип реакции получил название одиночества.

Юношеский период развития

Оказавшись под влиянием новых социальных и биологических факторов, юноши определяют свое место в обществе, выбирают будущую профессию. Но не только их взгляды меняются, окружающие тоже переосмысливают их отношение к социальным группам. Это обосновано также значительным изменение внешнего облика и возмужанием подростков.

Только кризис идентичности по Эриксону может обеспечить образование целостной личности и создать основы для выбора перспективной карьеры в будущем. Если же для прохождения этого периода не созданы соответствующие условия, может возникнуть эффект отвержения. Он проявляется в проявлении враждебности даже к близкому социальному окружению. При этом кризис идентичности вызовет у молодых людей тревогу, опустошение и изоляцию от реального мира.

Национальная идентичность

В каждой социальной группе на протяжении последнего века все ярче проявляется кризис национальной идентичности. Этнос дифференцирует себя по национальному характеру, языку, ценностям и нормам народа. Этот кризис может проявляться как у отдельного индивида, так и у всего населения страны.

Среди основных проявлений кризиса национальной идентичности следует выделить такие:

  1. Не ценится историческое прошлое. Крайней формой этого проявления есть манкуртизм - отрицание национальной символики, веры и идеалов.
  2. Разочарование в государственных ценностях.
  3. Жажда нарушения традиций.
  4. Недоверие к государственной власти.

Все вышеперечисленное вызывается целым рядом причин, таких как глобализация разных сфер жизни, развитие транспорта и технологий и нарастание потоков миграции населения.

Как результат, кризис идентичности приводит к отказу людей от своих этнических корней, а также создает условия для дробления нации на множество идентичностей (наднациональную, транснациональную, субнациональную)

Влияние семьи на становление идентичности

Основной залог становления идентичности юноши - появление его самостоятельной позиции. Немаловажную роль в этом играет семья.

Чрезмерная опека, защита или забота, нежелание давать детям свободу только усугубляет у них кризис идентичности, вызывая в результате психологическую зависимость. Вследствие ее появления молодые люди:

  • постоянно требуют внимания в виде одобрения или благодарности; при отсутствии похвалы ориентируются на негативное внимание, привлекая его с помощью ссор или оппозиционного поведения;
  • совершают поиск подтверждений правильности своих поступков;
  • стремятся к телесным контактам в виде прикосновений и удержаний.

При развитии зависимости дети остаются эмоционально зависимыми от родителей, имеют пассивную жизненную позицию. Им будет сложно выстраивать собственные семейные отношения в будущем.

Поддержка молодого человека родителями должна заключаться в отделении его от семьи и принятии ребенком полной ответственность за свою жизнь.


Био в инстаграме должно быть коротким: жена и мать; вышиваю крестиком; журналист и фешн-блогер. Это почти самая важная фраза в твоей жизни, самое точное определение тебя. У меня там написано, что я - «обычный единорог». Мне 28, и я без понятия, кто я.

Каждый раз теряюсь, когда меня спрашивают, чем я занимаюсь. Придумываю вычурные фразы вроде «наслаждаюсь жизнью» (что вранье и мой терапевт это подтвердит), или «я - домохозяйка с гордо поднятой головой» (тоже вранье) или самое простое и близкое к правде «копирайтер-фрилансер». Но все не то. Если есть время, желание и бокал вина, могу перечислить все, что меня занимает последний месяц: от уроков игры на фортепиано до написания эссе по «Рассказу служанки», от чтения мемуаров Стивена Кинга до грушевого пирога и от SMM для временных татуировок до танцевальных соревнований. Каждый день что-то новое, и невозможно остановиться. Обычно, выслушав все это, люди качают головой и говорят, что я слишком распыляюсь. Так и есть.

Если хорошенько погуглить, можно найти название для чего-угодно, и для этого вечного поиска тоже. Например, «мораторий». А раз есть название, значит, я не одна такая.

Это долгая история, надо начинать сначала.

Самоидентичность - так по-научному называется ответ на вопрос «Ты кто такой?» Это глобальное понимание себя: все качества и ценности, характер, гендер, социальные роли и так далее. Но кроме того, это довольно корявое слово означает еще и непрерывность личности. То есть в каждый следующий момент времени ты та же, что и минуту назад. Казалось бы, только в экстремальных случаях вроде шизофрении может быть как-то иначе. А вот и нет. Мне кажется, что я каждый день другая и, как только признаю какое-то качество или умение частью меня, оно тут же перестанет быть актуальным. Даже в зеркало смотреть иной раз страшно: надо себя узнавать, а это получается через раз.

По Эрику Эриксону, которого чаще всего упоминают в связи с понятием идентичности, все самое важное происходит в детстве и подростковом возрасте. Он определил стадии психосоциального развития и придумал термин «кризис идентификации», более известный в быту как «переходный период».

В 60-х Джеймс Марсиа развил теорию Эриксона и определил четыре статуса идентичности.

Достигнутая идентичность - это когда глобально все хорошо, человек потратил время на поиски себя и нашел, принял решение быть таким.

Диффузия идентичности - все глобально плохо. Нет четкого определения кто ты, но и попыток себя определить тоже нет.

Преждевременная идентичность (foreclosure) - человек определяет себя без каких-либо исканий. Родители-адвокаты сказали, что ты тоже будешь юристом, - и, вместо того чтобы бунтовать, ты в это веришь.

Мораторий - мой случай. Когда все пробуешь, но никак не определишься.

Эриксон и Марсия говорили прежде всего о подростковом периоде, defining decade, успей найти себя до 30-ти и все такое. Но современные исследователи говорят, что поиск и принятие себя продолжаются всю жизнь, каждое событие делает нас немного другими, а крупные события - совсем другими. И чем успешнее ты это осознаешь и принимаешь, тем легче тебе жить с собой и другими.

Мне же нравится только пробовать. Откусывать по чуть-чуть от всего, но ничего не признавать своим, ни на чем не задерживаться. Хочется быть одновременно всем. Или все кажется чужим уже при втором знакомстве. Например, я пару раз сливалась с «работы мечты» после тестового периода, потому что то, что казалось дико интересным, вдруг становилось скучным и совсем не моим. Этот вечный поиск будет продолжаться, пока я не признаюсь себе, что просто боюсь остановиться и прогадать, посвятить себя чему-то неправильному. Я думаю, лучше тратить время на Великий Поиск, чем на проживание не своей жизни. Может быть, в этом и вся моя идентичность - быть никем, кроме искателя и испытателя. Ничему не доверять и нигде не задерживаться. Но должно же быть что-то еще, кроме страха и вечного «не мое».

Кажется, это так весело и просто: все пробовать и никому ничего не обещать. Но иногда от этого устаешь. В моей голове одновременно взрываются тысячи «надо», вариантов попробовать так много, что никогда не успеешь побыть всем. Хочется, чтобы кто-то наконец сказал, как правильно, но даже если кто-то и говорит, я им редко верю.

Нечеткая и нестабильная идентичность - это не просто метания. Это история о доверии к себе и окружению. Вы встречали людей, которые подстраиваются под свою пару? Вчера она носила каблуки и платья, но ее новый парень играет рок-н-ролл, и она пляшет на всех концертах в кожанке, любит пиво и уверена, что это настоящее. Это только вершина айсберга. Такие люди часто меняют свое мнение и предпочтения, им быстро все надоедает и становится скучно, отношения предпочитают поверхностные, а доверять себе - это только мечта. Ну правда, как можно доверять человеку, решения которого для него самого становятся сюрпризом. В итоге - ни себе, ни людям, ни миру. Да и как доверять, если не понимаешь, что для тебя хорошо, а что плохо, что нравится, а что нет.

Нашему мозгу нужны определения. Сложно жить, не называя себя вообще никак. Люди могут определять себя с помощью чего угодно. Материальных вещей, места, друзей, религии, любви, страны, социальной группы. Но все это временное. Умения и личные качества - то, что с нами будет всегда. Так книжка пишет, я сомневаюсь даже в этом.

Многие ищут себя через других. Как они на нас смотрят, что о нас думают, хвалят ли? Внимание становится важнее еды и сна, выставляем напоказ все самое красивое, потому что от чужого мнения зависит самооценка и уверенность в себе. Это звучит чересчур драматично, сознательные люди так не делают. Правда? А все эти радостные инстаграмы несчастных девочек? Смотрите, как у меня все хорошо, новый маникюр, прическа и платьишко. Конечно, мы не такие, нас не интересует чужое мнение, кто же признается.

Мораторий во всяком случае лучше, чем статус диффузии, я хотя бы пытаюсь что-то искать. Другое дело, что проблема в обязательствах, принятии ответственности и осознанном выборе. Это правда страшно, взрослые - давно уже мы, нам пора быть ответственными и доверять только себе. Нам пора быть честными хотя бы с самими собой. Надо признать, что добрый волшебник не прилетит на голубом вертолете со словами: «На самом деле ты вот какой/какая, и твой путь в этом направлении!» Но и нет ничего плохого, чтобы продолжать искать себя ровно столько, сколько тебе лет. Конечно, странно, когда взрослые люди ведут себя как подростки, но будем надеяться, нас не потянет стать эмо в 45.

Термин «кризис идентичности» простому определению не поддается. Для того чтобы его пояснить, нужно вспомнить про восемь стадий развития Эго, описанные Эриком Эриксоном и представляющих собой последовательность психосоциальных кризисов. Одним из таких конфликтов, который свойственен человеку в юном возрасте, является так называемая идентичность против ролевой диффузии, и непосредственно в процессе разрешения этого конфликта и может возникнуть кризис идентичности.

Кризис идентичности и возрастной кризис

Формирование идентичности представляет собой особый процесс, в ходе которого происходит преобразование каждой из прежних идентификаций в связи с переменами в предполагаемом будущем. Идентичность начинает развиваться с младенчества, и на момент подросткового возраста нередко наступает кризис. Известно, что в демократическом обществе кризис проявляет себя с большей силой, нежели в обществах, где переход ко взрослой жизни связан с некоторыми обязательными ритуалами.

Нередко юноши и девушки стремятся как можно скорее решить вопрос самоопределения и таким образом избежать кризиса. Однако это приводит к тому, что потенциал человека остается не раскрытым до конца. Другие же решают эту проблему по-своему и растягивают кризис на слишком долгий период, оставаясь в неопределенности. В некоторых случаях диффузная идентичность перерастает в негативную, в результате которой человек в итоге своего определение выбирает порицаемую обществом и противоречащую закону роль. Впрочем, это лишь отдельные случаи, и большинство людей, согласно теории кризиса идентичности Эриксона, выбирают для развития одно из позитивных проявлений своего я.

Кризис сексуальной идентичности

Кризис идентичности – явление не только возрастное. Может возникнуть кризис, например, сексуальной идентичности, когда человек стоит на распутье и стремится определить себя к одной из групп: гетеросексуал, бисексуал или гомосексуал. Такой кризис чаще всего происходит в юном возрасте, однако в некоторых случаях возможен и во взрослом.

Кризис гендерной идентичности

Гендерная идентичность – это самоопределение человека о принадлежности к социальной роли по мужскому или по женскому типу. Ранее считалось, что психический пол всегда совпадает с физическим, однако в современной жизни все не так и просто. Например, когда отец сидит с детьми, а мать зарабатывает деньги, их гендерная роль не соответствует традиционной биологической роли.

Каждый человек в течение жизни сталкивается с определенными переломными моментами, когда остро осознает свою беспомощность перед неизведанностью бытия и определением своей роли в нем. Эти этапы характеризуются переосмыслением ценностей, которые ранее считались незыблемыми, поисками смысла жизни и формированием идей для его достижения. Кризис идентичности, по мнению психологов, является важной точкой отсчета в процессе утверждения человека в качестве полноценной личности, которая способна противостоять социуму, имея собственные взгляды и убеждения.

Что представляет собой этот личностный кризис, что провоцирует его и как выйти из него победителем, расскажем в этой статье.

Немного определений

Личностный кризис – этап в жизни человека, вызванный некой критической ситуацией, когда реализовать ранее поставленные жизненные цели не представляется возможным. Критическая ситуация может быть вызвана как внешними причинами, так и внутренними предпосылками. На этом жизненном этапе человек не может быстро решить возникшую проблему. Те способы, которые были приемлемы ранее, уже не работают. Нужны новые решения, к принятию которых человек часто оказывается не готов. Более того, иногда возникает ощущение, что сделать это невозможно.

Душевный кризис становится этапом, после которого меняется весь ход жизни личности. От того, как человек выйдет из ситуации, которая вначале кажется тупиковой, будет зависеть его дальнейшее существование.

В психологии выделяют несколько стадий, которые человек проходит во время этого этапа.

Личностный кризис может быть вызван несколькими причинами, опираясь на которые выделяют следующие виды переломных этапов:

  • Кризис возрастного развития, который связан с этапами физического и психологического взросления человека;
  • Ситуативный кризис, который вызван определенными трагическими событиями в жизни: развод, болезнь, серьезная травма, смерть, потеря близкого человека.
    От того, насколько сильна воля человека, зависит длительность и напряженность любого сложного этапа.

Переломные ситуации

При планировании своей жизни лишь небольшое количество людей задумывается о неприятных «сюрпризах», которые она может преподнести.

Увольнение с работы, крах в карьере, неожиданное ухудшение материального благосостояния, измена любимого человека или развод – от таких неприятных событий не застрахован никто.

Человек начинает выяснять причины того, что произошло, и не находит их. Внезапность наступления изменений пугает и заставляет искать причину в себе. Чувство вины оттого, что было сделано не все, чтобы предотвратить ситуацию, не покидает. Человек впадает в глубочайшую депрессию.

Душевный кризис появляется как сопутствующее явление при неразрешенных внутренних конфликтах. Желание разобраться в своих ощущениях и духовных возможностях, переосмысление жизненной позиции в связи с возрастными и ситуационными изменениями являются важными составляющими выработки личностных качеств.

Особенности этих переломных моментов связаны с переживанием не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей.

Возрастные изменения

Возрастные кризисы становления личности являются естественной потребностью психики человека. Они кратковременны и обеспечивают правильный ход развития личности. Каждый из таких периодов связан с изменениями деятельности человека и развитием его психических возможностей.

  • Кризис новорожденных обусловлен изменением в жизнедеятельности вне утробы матери;
  • Переломный этап первого года жизни связан с увеличением потребностей и возможностей ребенка;
  • Три года является точкой отсчета в определении собственного «Я»;
  • В семь лет у малыша начинается новый вид деятельности, связанный с обучением в школе;
  • Подростковый этап связан с процессом полового созревания и физическими изменениями;

  • В 17 лет возникает кризис идентичности, который является необходимостью принятия самостоятельных решений и началом самостоятельной взрослой жизни;
  • В 30 лет переломный период связан с невозможностью реализации жизненных целей, поставленных ранее;
  • У сорокалетних людей перелом характеризуется нерешенностью проблем предыдущего этапа;
  • Уход на пенсию воспринимается как изменение привычного уклада жизни, переосмысления прожитых лет и ощущение ненужности и нереализованности.
  • Правильная реакция человека на возрастные изменения способна не только вывести из затяжной депрессии, но и позволит выйти ему на более качественный уровень развития.

Начало формирования личности

Несмотря на то, что кризису трехлеток предшествуют еще 2 этапа, именно этот возраст принято считать началом становления личности. Это время, когда малыш осознает свою значимость и желает «нащупать» рамки дозволенного, период определения своей роли в жизни общества.

Психологи выделили семизвездие кризиса, которое является важным показателем начала проявления детской независимости. Эти признаки указывают на сложные процессы взросления, которые не стоит путать с непослушанием и своеволием.

Кризис «Я сам» связан с желанием самостоятельно существовать в рамках общества, которое представлено
семьей и отношениями в ней. Ребенок начинает требовать самостоятельности, с которой не знает, что делать.

Сложные душевные противоречия выражаются в капризах, непослушании, негативизме и бунте.

При неправильной реакции родителей появляется так называемый кризис доверия, который проявляется в замкнутости или агрессии, низкой самооценке и в нежелании мириться с общепринятыми устоями общественной жизни.

Юношеский этап развития личности

Кризис личности в отрочестве во многом определяет течение других переломных жизненных моментов, связанных не только с возрастом, но и с жизненными обстоятельствами.

В этом возрасте самоопределение в жизни является главным направлением личностного развития. Смена привычного вида деятельности, желание соответствовать общепринятым нормам, но в то же время обладать индивидуальностью, порождает страх перед новой жизнью.

Кризис идентичности, который появляется в период юношества, указывает или на осознание своего низкого социального статуса, или на отрицание ценности социума.

Этот период связан с повышенным вниманием к своей внешности и достижениям, которые уже удалось свершить. Критичность восприятия действительности приводит к занижению собственных возможностей и психологическому дискомфорту. Желание познавать мир и выбирать собственную нишу в нем отражается на выборе будущей профессии.

Кризис идентичности в юности имеет следующие проявления:

  • Страх сближения с другими людьми;
  • Желание изолироваться от окружающих;
  • Неуверенность в собственных возможностях, которая выражается в категорическом отказе от учебной деятельности или же в проявлении особого усердия к ней;
  • Неумение распределять время;
  • Страх перед будущей жизнью, желание жить «сегодня и сейчас»;
  • Активный поиск идеалов, копирование их стиля и образа жизни.

Если кризис идентичности будет правильно преодолен, он позволит юношам и девушкам переступить через психологические барьеры и создать благоприятные условия для дальнейшего развития.

Кризис самоидентификации пройдет менее болезненно, если родители окажут нужную поддержку развивающейся личности. Нельзя допускать чрезмерную опеку и желание навязать собственное мнение ребенку, даже если оно правильное. Позвольте ему самостоятельно принимать решения, строить свою судьбу. Родителям важно понять, что душевный кризис является неотъемлемой частью развития, и от того, как он пройдет в юношеском возрасте, будет зависеть протекание других переломных этапов в жизни взрослеющего человека.

Как выйти из кризиса победителем

Кризисы развития личности – необходимые этапы в жизни каждого человека, которые сопровождают его всю жизнь. Во время кризисного периода важно не замыкаться в себе, отыскивая новые возможности, проявляя стремление двигаться дальше.

Способов, как преодолеть кризис, множество. Главное, не бояться исследовать свой внутренний потенциал и пробовать что-то новое в личных отношениях или карьерной сфере. Умение противостоять жизненным невзгодам позволяет закалить характер, укрепить свою идентичность и добиться новых высот, о которых в спокойном размеренном темпе жизни человек даже не задумывается.



error: Контент защищен !!