Управление качеством образования в образовательном учреждении. Управление качеством образования

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном глобализирующемся мире проблема формирования позитивного образа России становится все более актуальной, приобретает особую жизненную важность. Ее актуальность обусловлена необходимостью создания нового имиджа России, что связано с отходом от прежних представлений о нашей стране в советскую эпоху и в то же время сохранением преемственности в отображении позитивных достижений СССР как одного из важнейших субъектов мирового исторического процесса с современными качественными переменами в сфере внутренней и внешней политики.

Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает ныне характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом.

Позитивный имидж государства превращается в важнейший фактор успешного проведения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Преломляясь в комплексе внешнеполитических конструктивных инициатив, отвечающих интересам других государств и народов, в конкретных прикладных программах, привлекательных для зарубежных деловых кругов, имидж страны способствует притоку иностранных инвестиций, партнерскому сотрудничеству промышленно-финансовьгх компаний и предприятий, стимулирует интеграцию России в мировое сообщество. Это тем более важно, если учесть, что на современном этапе Россия крайне нуждается в более высоком экономическо-технологическом сотрудничестве со странами, являющимися в этом качестве мировыми лидерами.

Глобализация информационного пространства, ведущая к созданию нового информационного общества, способствует превращению информации в фактор политической борьбы

и инструмент реализации целей государств на мировой арене Средства массовой информации становятся мощным оружием влияния на информационную среду, а, следовательно, и на имидж государства.

Развитие Российского ^государства ^сопровождалось

становлением и совершенствованием разветвленной системы контактов с зарубежными государствами, расширением границ сотрудничества и внешних связей со странами мирового сообщества. Именно в процессе развития механизмов взаимодействия России со странами мира формировался ее имидж. С каждым последующим веком международный имидж страны только укреплялся, подвергаясь корректировке в соответствии с происходящими изменениями, адаптировался к новым условиям в стране и за рубежом.

На первых этапах формирования демократической России, в условиях переходного периода от одной системы к другой создание позитивного имиджа страны было чрезвычайно трудным делом, поскольку рыночные реформы, проводимые методом проб и ошибок, поспешная коррумпированная приватизация государственной собственности привели страну к социально-экономическому кризису В современных условиях, когда стала улучшаться ситуация в стране, проблема создания устойчивого позитивного имиджа России является насущной и актуальной задачей.

В настоящее время человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают характер глобальной информационной революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества как в рамках национальных границ, так и в мире в целом.

Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого практически сопоставимы с использованием традиционных ресурсов. Доступ к информационным ресурсам стано-

вится одним из факторов социально-экономического развития государства.

В условиях нарастающих темпов глобализации высокий положительный имидж страны может играть огромную информационно-воспитательную роль для его граждан. Имидж государства свидетельствует о его экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры. Имидж является совокупным показателем авторитета государства в глазах зарубежной общественности и успешности его политики действий на международной арене

В современном глобальном информационном обществе, где процесс обмена, получения и донесения информации вышел на качественно новый уровень, нельзя недооценивать важную роль СМИ в формировании международного образа государства СМИ, с одной стороны, способны стать генератором негативного образа России, источником, который западные идеологи попытаются использовать как средство для антироссийских пропагандистских обобщений; с другой -при помощи профессиональной внутри- и внешнеполитической информационной пропаганды СМИ могут благоприятствовать созданию положительного международного имиджа России.

В этих условиях важно выработать научно обоснованные рекомендации по активизации противодействия всевозможным искажениям и фальсификациям имиджа России Поэтому целенаправленное наполнение СМИ позитивной информацией, повышающей авторитет и образ России как внутри страны, так и за рубежом, представляется задачей первостепенной важности. Успешно проходить этот процесс не может без активного участия самого государства, правительственных структур, без научного подхода к выстраиванию имиджевой стратегии

Если правильно направлять его - через правительственные структуры, Министерство печати, МИД и другие ведомства, то можно достичь впечатляющих результатов, тем более что расширяется информационный потенциал всех

СМИ, особенно электронных, в частности, такой могучей силы, как Интернет.

Необходимо выработать комплексную, долгосрочную стратегию по формированию внешнеполитического имиджа страны и -непрерывно и планомерно доводить^ до мировой общественности достоверную информацию «о государственной политике страны, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни» 1 .

Как повысить имидж России, с помощью каких средств, методов увеличить наш информационный потенциал, усилить эффективность его воздействия на зарубеж представляет приоритетное направление данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы и ис-точниковая база исследования.

Актуальность проблемы формирования позитивного образа постсоветской России вызвала закономерный интерес научного сообщества, что обусловило появление большого числа публикаций, активизацию работы конференций, круглых столов, других форумов по обсуждению данной темы.

В процессе исследования проблем диссертационной работы автор изучил широкий круг источников как российских, так и зарубежных официальных документов, регулирующих сферу информационной политики, и информационные аналитические материалы различных форумов, периодической печати, Интернета, выступления руководителей российского государства Исследован большой объем литературы по теории и практике средств массовой информации и коммуникаций.

Полезным подспорьем в исследовании политических, социально-экономических, гуманитарных процессов в современной России, нашедших отражение в СМИ, явились работы отечественных и зарубежных авторов, определивших базисные понятия для характеристик имиджа страны и ква-

лифицирующих СМИ как инструмент создания международной репутации государства. Важнейшую роль для диссертанта сыграли работы следующих ученых: В.Л Артемова, Е П Бажанова, Ю.П. Бойко, К.С. Гаджиева, Э.А. Галумова, А.Г. Задохина, Я.Н. Засурского, С Г. Кара-Мурзы, Ю.Б. Кашлева, К.Н. Кулматова, В.Ф. Ли, М. Липмана, А.В. Манойло, К.В. Маркелова, Л. Матвеевой, И Н. Панарина, В.Ф Прокофьева, Г.А. Рудова, Л.Л. Реснянской, В Г. Соколенко, А.И. Соловьева, М.В. Шкондина, А.Д. Шутова, а также Е Аронсона, Е Барендта, У. Липпмана, М. Мерцера, А. Пратканиса, Дж. Фиске, С. Роббиларда, М. Фейнтака и др 2 .

2 Артемов В Л Основные направления исследования и современное состояние теории массовой коммуникации за рубежом // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации М, 1974, Бажанов Е П Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды в 3-х томах М, 2001, Бойко Ю П Россия на пути к демократическому федеративному государству. М, 2007, Гаджиев К С Введение в политическую науку. М, 2000, Галумов Э А Международный имидж России стратегия формирования М, 2003, Галумов Э А Имидж против имиджа М, 2005, Задохин А Г Российско-американские отношения Культурно-психологический аспект. М, 1999, Засурский Я Н Система СМИ России М, 1995, Кара-Мурза С Г. Манипуляция сознанием М, 2001, Кашлев Ю Б, Галумов Э А Информация и PR в международных отношениях М, 2003, Кононенко В А Создать образ России^ // Россия в глобальной политике №2, 2006; Ли В Ф Теория международного прогнозирования М, 2002; Липпман М Свобода слова и будущее российских СМИ // Россия ближайшее десятилетие М, 2004, Манойло А В, Петренко А И, Фролов Д Б Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны М, 2007, Марке-лов К В Информационная политика и общественный идеал М, 2005, Матвеева Л, Аникеева Т, Мочалова Ю Психология телевизионной коммуникации М, 2002, Панарин ИН Технология информационной войны М,2003, Реснянская Л Л Типология СМИ в политическом пространстве постсоветской России // Вестник Московского университета 2001, №10, Соколенко В Г Глобальные информационные сети цивилизационно-культурологический генезис и политическая сущность // Информация Дипломатия Психология М, 2002, Соловьев А И Политические коммуникации М, 2004, Тавокин Е П Массовая коммуникация сущность и состояние в современной России М, 2005, Шкондин М В СМИ - системные характе-

Определенную ценность представляет исследование
международной неправительственной организации юристов
«Артикль 19» - «Законы и практика СМИ в одиннадцати де
мократиях мира (сравнительный анализ)» .
Политико-теоретические подходы, концептуальные по
ложения, выводы и рекомендации в работах указанных авто
ров, приведенных документах, позволяют уточнить актуаль
ность исследуемой проблемы, конкретизировать цели, задачи
и методологию диссертационной работы.

Однако, несмотря на значительное число трудов по различным аспектам роли СМИ в формировании имиджа России, избранная проблема требует дальнейшего изучения и современного осмысления Увеличение тиражей газет, использование рекламы, как составной части информационной политики, служат дополнительным фактором усиления внимания к данной теме.

Объектом исследования выступают имидж постсоветской России и средства массовой информации как фактор его формирования

Предметом исследования является информационная политика государства, содержание и характер средств массовой информации, их концептуальный и функциональный аспекты в связи с формированием позитивного имиджа России на ее переходном этапе развития, а также перспективы по-

ристики М, 1995, Шутов АД Россия в жерновах истории М, 2008, а также Barendt Е Broadcasting Law A Comparative Study Oxford, 1997, Fein-tuck M Media Regulation, Public Interest and the Law Edinburg, 1999, Fiske J Introduction to Communication Studies London, NY, 1990, Pratcanis A, Aronson E Age of Propaganda The Everyday Use and Abuse of Persuasion. University of California, N Y, 2000, Mercer M New Image of Russia II The New Yourk Sun 13 03 07, Rabillard S Television in Europe- Regulatory Bodies London, 1995

3 Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ) Исследование международной неправительственной органюации юристов «Артикль 19» М., 1996

вышения информационного потенциала государства в целях обеспечения его национальных интересов.

Цель исследования - определение роли средств массовой информации в формировании имиджа России.

Основные задачи исследования:

определить концептуальные подходы к изучению имиджа государства как многофакторного комплекса взаимовыгодных характеристик;

рассмотреть отечественные и зарубежные теории, концепции о месте и роли средств массовой информации в формировании имиджа государства, манипулировании общественным мнением, создании политических опор государственной власти;

Выявить политико-идеологическую ориентацию СМИ
в информационном пространстве России и их финансово-
технические возможности по формированию позитивного
образа страны,

Проследить возрастающую роль информационного
фактора в обеспечении национальной безопасности государ
ства и определить неиспользованные резервы повьшіения
эффективности российского информационного потенциала,
его способности нейтрализовать необъективное представле
ние о России в ряде регионов Запада;

проанализировать сущность государственно-информационной политики, ее воздействия на СМИ, раскрыть оптимальные пути и методы использования средств массовой информации для повьшіения имиджа России.

Теоретико-методологические основы и методы исследования.

Для определения теоретической и методологической основы данной работы был привлечен широкий круг достижений и разработок, лежащих в различных сферах социально-гуманитарного и информационно-коммуникационного знания.

В ходе исследования были использованы общенаучные методы анализа - комплексный, сравнительный, системно-

функциональный, а также эмпирический методы количественно-качественного контент-анализа материалов периодической печати

Научная новизна диссертации определяется постановкой^ проблемы, избранной для научного исследования, обобщениями и выводами, к которым пришел соискатель в ходе исследования, а также предложенными рекомендациями теоретического и практического характера В частности, новизна исследования состоит в следующем

в работе в соответствии с ее планом, целями и задачами исследованы информационные технологии, характер и специфика средств массовой информации, их приемы и методы по освещению проводимой политической модернизации страны, формированию образа новой, «рыночной» России,

раскрыта по ряду важнейших параметров преемственность в освещении основных компонентов образа современной России с позитивными чертами имиджа СССР (международное влияние, обеспечение национальной безопасности, научно-технический потенциал, сырьевой фактор и др),

выявлено взаимодействие общефедеральной системы масс-медия и позитивного имиджа России как акторов единого политического процесса;

раскрыты основные направления влияния информационной политики государства по обеспечению позитивного имиджа, национальной безопасности страны, формированию среди зарубежной общественности комплиментарного социально-психологического климата, связанного с восприятием России,

дана комплексная оценка диапазона форм и методов влияния СМИ на современный политический процесс, учте-

ны реальности нового многополярного мира, выявлена роль политических институтов и социальных групп, владеющих СМИ или имеющих возможность контролировать их повседневную деятельность;

С учетом этих и других моментов СМИ рассматриваются во взаимодействии со всей политической системой российского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется проведенным политологическим анализом выбранной темы Диагностический мониторинг информационной политики федеральных масс-медиа позволяет адаптировать к практике существующие в теории политические и коммуникационные концепции участия СМИ в формировании позитивного образа России с целью оптимизации этого процесса

Данное исследование может быть востребовано МИД России, другими заинтересованными ведомствами, специалистами в смежных сферах наук - журналистике, истории, социологии в целях проведения научного поиска, а также в учебном процессе для разработки спецкурсов, семинаров гуманистических циклов.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические вьтоды диссертации нашли отражение в трех научных публикациях автора, общим объемом 2 печатных листа; изложены в выступлениях и докладах на научных конференциях и круглых столах, в курсе лекций (восемнадцать), прочитанных для студентов Кутцтаунского университета (США, штат Пенсильвания) в апреле-мае 2008 г

Структура диссертации адекватно отражает и последовательно раскрывает научньш замысел автора, состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

На сегодняшний день многие страны мира (Россия не исключение) сформировали основные направления политики по поводу оценки образования. Они приступили к созданию определенных стандартов, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ. Таким образом, эти нормы послужили основным инструментом для определения целевых направлений образования и формирования образовательного пространства.

Понятие качества

В данной статье полноценно рассматривается понятие качества образования, его сущность и основополагающие особенности. Для начала необходимо определить, что же означает понятие качества в общем смысле этого слова. Качество образования - это что такое?

Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?

Качество образования

Качество образования - это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:

  • Содержание образовательного процесса.
  • Методика, разработанная в отношении норм обучения.
  • Формы обучения.
  • Материально-техническая база.
  • Состав кадровой структуры.

Абсолютное и относительное понятие качества

Важно отметить, что понятию качества (качество образования - это очень важный показатель ) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.

Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй - взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.

Комплексный показатель

Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:

  • Взаимосвязь цели обучения и результата.
  • Обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами.
  • Достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности - умственное, нравственное и, конечно же, физическое.
  • Обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самоаттестации.
  • Формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политкультуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.

Понятие мониторинга

В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными среди них являются следующие:

  • Применение системного подхода.
  • Сбор количественных и качественных методов в одну совокупность.
  • Грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга.
  • Использование исключительно качественных инструментов.
  • Помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане.

Мониторинг как основное условие качества образования и его виды

Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:

  • Информационный мониторинг.
  • Диагностический мониторинг.
  • Сравнительный мониторинг.
  • Прогностический мониторинг.

Важно отметить, что предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.

Управление качеством образования

Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем - действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.

Важно отметить, что практически в каждой стране (Россия не исключение) беспрерывно функционирует , обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.

Качество образования и школа

На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:

  • Математизация образовательных процессов.
  • Создание исторического самосознания.
  • Беспрерывное обучение родному языку и истории государства.
  • Воспитание личности как патриота своей страны (в соответствии с национальной культурой и языком).
  • Формирование настоящего защитника Отечества (для парней).
  • Воспитание абсолютного уважения к труду, ведь непосредственно труд является основным условием роста личности в творческом плане.
  • Установка на гармоничное развитие человека в отношении творчества.
  • Улучшение качества профессионального образования.

Качество образования и вуз

В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:

  • Абсолютное соответствие структуры учебных программ требованиям заказчиков, которыми могут выступать, к примеру, государство, бизнес или личность, а также укорененным стандартам образования.
  • Высокая степень удовлетворенности заинтересованных сторон (к примеру, работодателей или учащихся) качеством образования.
  • Высокая степень удовлетворенности своей деятельностью сотрудников того или иного высшего учебного заведения.
  • Благотворное влияние на общество, повышение уровня культуры в общем смысле этого слова.

Пути повышения качества образования

Сегодня - важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны. Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:

  • Активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения.
  • Оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной).
  • В случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе.
  • Развитие дистанционной системы образования.
  • Поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства.
  • Формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса.
  • Значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся и так далее.

Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя - различное качество, что и диктует необходимость управления качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.

В теории и практике управления качеством образования также можно выделить несколько основных подходов:

  • - научный подход заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций абсолютно для всех позиций, существующих в образовательной организации. При этом, в различных системах управления (иерархической или демократической) существует свой подход;
  • - процессный , согласно которому управление качеством рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), каждое из которых, также, является процессом. К таким функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль. Процессный подход концептуализирован в стандарте ИСО 9000-1994, и стал применяться на практике с вводом стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основой системы менеджмента качества образовательной организации, в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000, является:
    • 1) ориентация на потребителя;
    • 2) ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;
    • 3) вовлеченность всех сотрудников в решение задач ВУЗа;
    • 4) процессный подход к организации всех видов деятельности;
    • 5) системный подход к управлению;
    • 6) постоянное улучшение качества продукции;
  • - системный, позволяющий рассматривать образовательную организацию в качестве системы. Использование системного подхода, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы, и предполагает применение следующих принципов:
    • 1) структурности;
    • 2) реализации целостной совокупности функций управления;
    • 3) иерархической организации управления качеством;
    • 4) взаимосвязи внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы-преемственности;
  • - ситуационный, подразумевающий различные варианты управления, в зависимости от конкретных ситуаций и условий;
  • - программно-целевой подход - один из основных методологических подходов в современном менеджменте, предполагающий четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. Изучению различных подходов к управлению качеством образования уделяет внимание целый ряд исследователей, а именно Э.М. Коротков , М.М. Поташник , П.И. Третьяков , И.К. Шалаев , Т.И. Шамова , и многие другие.

На сегодняшний день стандартизация и сертификация системы качества необходимы. Это признание успеха конкретного производства, необходимый этап на пути признания успеха всей фирмы и внедрения самых современных моделей управления качеством, получивших обобщенное название “методов всеобщего управления качеством” - TQM.

Таким образом, развитие управления качеством образования на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. Управление качеством образования, возникшее в ответ на объективную потребность человечества в получении высококачественного образования, ориентируется в наши дни на достаточное качество жизни. Управление, обеспечение и улучшение качества, рассматриваемые как стратегия развития производительных сил и производственных отношений, ориентированные не только на выживание, но и на процветание общества, предприятия и каждого человека, неотделимы от общей системы управления. В этой связи, подход, рассматривающий развитие общего управления качеством в образовании, во взаимосвязи с развитием общего менеджмента, на взгляд автора, наиболее удачен.

Многие исследователи считают, что внедрить TQM в образовательную среду представляет определенные трудности. Активные теоретические дискуссии идут по вопросам принципиальной возможности и целесообразности перенесения методов управления бизнесом в образование. В этом плане обсуждаются общие и отличительные черты бизнеса и образования: их цели, методы, средства, понятия качества, средства измерения качества и др. Утверждается, что философия качества - это не шаблон, который можно перенести из одной системы в другую. Однако философия может быть универсальна, но система решений для достижения качества при этом может существенно отличаться.

Выживание образовательной организации в условиях рыночной экономики зависит, прежде всего, от того, имеет ли она собственную стратегию, а также от возможности и способности данной организации в последовательной реализации этой стратегии на практике с помощью проведения конкретных мероприятий. Нестабильность и неустойчивость на рынке образовательных услуг, а также возрастающая сложность управления в рыночных условиях, актуализируют для образовательных организаций задачу изучения и внедрения системы управления качеством.

Багаутдинова Н.Г. подчеркивает, что «в современных условиях образовательные организации работают в среде повышенной конкурентной борьбы, и те из них, кто будет использовать принципы TQM, получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована непосредственно на потребителей услуг и те основные факторы, которые они оценивают:

  • 1) понимание потребностей общества и его требований; 2) надежность;
  • 3) восприимчивость; 4) конкурентоспособность; 5) доступность; 6) вежливость; 7) общение (коммуникация); 8) авторитет; 9) безопасность » .

В современных условиях качество есть фундаментальная, подлежащая всеобщему изучению область знания, далеко выходящая за пределы простой информации, содержащейся в правовых и нормативно-технических документах, а также, в различного рода руководящих методиках. Качество - это сфера научной организации социально-экономической деятельности общества, сложная сфера исследований для специалистов широкого круга.

В ряде стран уже осознали это и приступили к практическому решению проблем качества, уделяя особое внимание подготовке работников к результативному и эффективному использованию соответствующих современных подходов, методов и средств. Система всеобщего управления качеством (TQM) завоевала прочные позиции на многих преуспевающих предприятиях, существенно меняя и взгляды в системе образования. TQM предполагает разработку и реализацию долговременной стратегии экономического развития предприятия (организации), вовлекающей всех его работников в творческую деятельность, которая может и должна обеспечивать удовлетворение интересов, как самой образовательной организации, так и потребителей ее услуг и общества в целом.

Ключевыми проблемами адаптации методологии TQM в сфере образования являются вопросы о выборе содержания и последовательности действий, которые могут гарантировать качество предоставления образовательной организацией услуг, а также вопрос о выборе способов осуществления им такой деятельности.

Современные подходы к образованию в своей совокупности составляют основу для формирования современных образовательных ценностей.

Каждый из подходов предполагает отличающиеся модели школ.

В рамках каждого подхода может быть большое количество реальных воплощений организационных форм .

Рис. 1.

Составляющие образовательной деятельности, которые обязаны реализовываться при любом подходе и в любой системе образования, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • 1. Иметь образовательный фундамент, на котором обучающиеся выстраивают собственные знания и умения, формируются компетенции, осознаются и систематизируются внутренние и внешние ориентиры освоения окружающего мира.
  • 2. Доводить знания и умения до практического применения.
  • 3. Помочь учащимся определить значимые для них знания, умения и компетенции, которые дадут им возможность максимально развивать себя.
  • 4. Формировать критические умения и ключевые компетенции для жизни в глобальном мире без дискриминации.

Рассмотрим некоторые особенности управления качеством образования.

1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие

учащихся в организации и получении своего образования.

  • 2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм поведения, формирования отношений.
  • 3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружающей действительности. Необходимы знания, умения, компетенции по получению и обработке информации, по оценке имеющихся и получаемых знаний, умений и формированию ключевых компетенций по овладению самообразовательными методами (приемами).
  • 4. Предметная ориентация - не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательную среду, что дает больше возможностей учащимся формировать внутреннюю мотивацию, обеспечивающую целостность восприятия за счет расширения ассоциативных связей. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс - технологии, самообразовательной деятельности и т.д.
  • 5. Зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса.

Рис. 2. Модель системы управления качеством

Создание системы управления качеством образования требует последовательного решения следующих задач:

  • - определение и концептуализацию целей в области качества образования;
  • - выявление требований рынка труда и потенциальных работодателей;
  • - установление базового комплекса процессов как открытой модели;
  • - разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих

функционирование и развитие образовательного учреждения;

  • - осуществление документального оформления системы менеджмента качества;
  • - осуществление контролирования процессов посредством проведения внутреннего аудита.

Внедрение системы качества в образовательной организации заключается в ее переходе или переходе ее отдельных подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы качества. На рабочих местах необходимо определить обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках системы качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции, проверить выполнение персоналом документированных процедур.

Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает. Одни образовательные организации за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие - оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции ВУЗа не столько сам учащийся, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу.

Таким образом, качественная продукция образовательной организации не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника образовательного учреждения как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний школьников. Между тем, необходимо отметить, что основой деятельности образовательной организации является учебный процесс. При этом его нельзя рассматривать в отрыве от других видов деятельности: научной, учебно-методической, административно-хозяйственной и т.д. .

В контексте проблемы развития качества образования человек рассматривается сегодня как субъект рынка труда и трудовых отношений, гражданин, субъект семейных отношений, носитель и хранитель национальной культуры, хранитель обитания (экосферы), субъект собственного развития.


Рис.3.

Это является наиболее важным в жизни человека, и формирование такого человека должно быть заложено в содержании образования.

Необходимо помочь обучающимся:

  • * развить свои духовные, интеллектуальные и физические задатки;
  • * реализовать интересы и склонности;
  • * выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другим национальностям, религиям, образу жизни;
  • * усвоить свою будущую взрослую роль.

Следует научить обучающихся:

* пониманию знания и приемам деятельности во взрослой жизни, в условиях

рыночных отношений и быстро изменяющемся мире;

  • * общению на иностранных языках;
  • * самообразовательной деятельности;
  • * бережному и заботливому отношению к окружающему миру.

Определяющие факторы качества образования

1. Исходные (личностные) характеристики: склонности и способности;

базовые знания (имеющиеся); психологическая устойчивость; внутренние препятствия (барьеры) для учения.

  • 2. Образовательные условия:
    • * учебно-методические и наглядные материалы для обучения - учения - самообразования;
    • * материально-техническое оснащение, информационно-технологическое обеспечение образования;
    • * взгляды и подходы к образованию учителей, учащихся, родителей;
    • * педагогические кадры, обеспечивающие функционирование образовательного учреждения;
    • * влияние территориальных органов власти на управление ОУ;
    • * степень участия общественных советов и организаций в поддержке образования;
    • * родительская поддержка (помощь) учащимся.
  • 3. Государственный общий контекст функционирования образовательной системы:
    • * государственная политика в области образования;
    • * стратегические приоритетные цели и задачи в образовании;
    • * структура управления в системе общего образования;
    • * ресурсы образования и их доступность;
    • * положение учителя в обществе;
    • * развитие и доступность рынка образовательных услуг и учебной литературы.
  • 4. Государственный стандарт, общественные ожидания, требования рынка, включенность образования в международное сообщество.
  • 5. Экономические условия; социально-культурные условия; национальные и региональные факторы; системы и структуры педагогической деятельности; стратегия помощи и поддержки педагогических кадров, детей и родителей.

Резюмируя сказанное, отметим, что развитие научной базы, теоретического и методологического обоснования подходов к управлению качеством образования, построение системы управления качеством подготовки специалистов в образовательных организациях обеспечат качество обучения и качество образования. Настоящая социально-экономическая ситуация и развитие рыночных взаимоотношений, господствующих во всех сферах жизнедеятельности человека, актуализируют вопрос о необходимости преобразований в управленческой деятельности на уровне самих образовательных организаций, входящих в целостную систему учебных заведений нашей страны.

Особенности процесса управления: Управление - целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.

Управление качеством - методы и виды деятельности стратегического и оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

- это деятельность по учету, обработке и передаче информации по формированию различных условий образовательного процесса, необходимых для решения проблем обучающихся (воспитанников) в процессе потребления образовательных услуг и продукции.

Для качества как объекта управления свойственны все составные части управленческого цикла: целеполагание, планирование, анализ, реализация, контроль.

Управление качеством образования - это целенаправленный, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированных (стандарты) целей и предполагаемых потребностей личности, сообщества, государства.



error: Контент защищен !!