Мы рождены жить совместно общество. «Мы рождены, чтобы жить полной жизнью

МБОУ « Осиновская гимназия им.С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района РТ»

Эссе

Мы рождены, чтобы жить совместно.

(на муниципальный этап республиканского конкурса творческих работ

«Конкуренция глазами школьника»)

Работу выполнила:

Хасмутдинова Альбина Галимджоновна

ученица 10 класса

Научный руководитель:

Сафиуллина Нурия Ахматовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Осиновская гимназия

им.С.К.Гиматдинова Зеленодольского

муниципального района РТ»

Осиново- 2016

Конкуренция- это соревнование, соперничество за право обладать чем-то, достижение цели. Конкуренция существует во всех отраслях нашей жизни: в экономике, торговле, искусстве, шоу-бизнесе, в образовании…

Конкуренция преследует нас везде и всюду. В детстве мы конкурируем с другими детьми. Пока мы учимся в школе, мы конкурируем с одноклассниками. В школьном возрасте дети становятся максималистами и конкурируют чуть ли не со всеми. В школе, а особенно в средней, дети иногда завидуют друг другу, соперничают между собой, потому что хотят быть лучше, умнее и красивее других детей.

Когда мы поступаем в институт, конкуренция возрастает, и мы конкурируем с сокурсниками. А когда мы становимся взрослыми, то конкурируем со своими коллегами, даже с соседями по дому. На самом деле, конкуренция никуда не уходит и остается с нами навсегда. Пока в школе есть оценки, в вузах-конкурс на бюджетные места и на работе- зарплата, конкуренция будет и никуда не уйдет. Жизнь показывает, что нужно быть лучшим, желание превосходить других есть в каждом из нас.

Наверное, все задумывались над вопросом "Конкуренция- это хорошо или плохо?!". Я считаю, что конкуренция- это хорошо, и она взаимовыгодна для соперников. Они стремятся стать лучше, соперничают за лучшие результаты, лучшие условия жизни, стремятся не отстать от других- все это приводит соперников к прогрессу. В качестве примера можно взять конкуренцию в вузах на вступительных экзаменах, когда на престижные профессии огромный конкурс на вакантные места. Многие школьники стремятся хорошо сдать экзамены, чтобы среди лучших быть лучшими. Конкуренция - это положительный фактор. Ведь пытаясь обойти своих конкурентов, нынешний школьник старается сделать все, чтобы улучшить знания, показать себя с хорошей стороны, добиться больших успехов в тех предметах, которые ему пригодятся в жизни.

Я думаю, что конкуренция может по-разному влиять на людей. Поэтому очень важно: насколько правильно мы воспользуемся своими природными задатками и к каким целям мы придём! Иногда конкуренция дает тебе силы двигаться дальше и развиваться. Ведь желание всех победить- эффективный стимул к действию. А иногда она просто убивает тебя, что ты не хочешь идти вперед, кажется, что у тебя недостаточно сил для борьбы. В таком случае надо немного отдохнуть и двигаться дальше по лестнице успеха.

Но так же есть и третий тип воздействия конкуренции на людей. Это когда ты готов пойти на все, даже на самые подлые и ужасные вещи, чтобы победить.

Расскажу вам одну историю о том, как конкуренция и борьба за победу заставила человека задумать подлый поступок и желание совершить его.

После окончания 9 класса я мечтала поступить в театральное училище в г. Казани. Конкурс был очень большой, огромная конкуренция, и мы все знали, что кому-то придется покинуть поле битвы. Все очень переживали и старались изо всех сил показать свои способности и таланты, и в конечном итоге набрать много баллов и поступить. Борьба была честная, педагоги выбирали наиболее талантливых абитуриентов. Среди поступающих была у нас одна девочка (не буду называть имени), которая не могла смириться с тем, что она не сможет поступить. Она готова была сделать все, чтобы сместить кого-нибудь со своего пути, в надежде, что таким образом сможет выиграть борьбу. Однажды вечером она мне написала sms и предложила одну идею, из-за которой я перестала ей доверять и узнала, какой она коварный человек. Она мне предложила подсыпать слабительное в бутылку с водой и дать эту воду тем (было очень жарко и все пили воду), кого она считала сильнее её. Я, конечно же, не согласилась. Я понимала, что ей не удастся сломить более способных детей, но мне очень не понравилась её идея, я была просто возмущена! Я хотела поступить в училище честно и не подставлять других.

Я думаю, что конкуренция между школьниками- самая опасная и сильная конкуренция. Ведь школьники-подростки непредсказуемые. Ради права быть лидером или чтобы показать силу и знания, они могут совершить подлость и не раскаяться. Нельзя добиваться успеха с помощью шантажа, оговора, обмана, зависти, нельзя бросать в беде человека. Сенека, римский философ, говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно. Наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Конкуренция это как в . Если вы проиграли, всегда можно сыграть еще один раунд. Драться необязательно. Здоровая конкуренция существует в любом обществе, как в большом государстве, так и в небольшом коллективе. Это не война, а честная борьба. Но если школьники достаточно умны, чтобы не совершать глупых поступков, то конкуренция идет им только на пользу. Ведь именно конкуренция заставляет всех нас двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом, она стимулирует человека, мотивирует его к лучшему .

В нашем классе также существует конкуренция, как среди мальчиков, так и среди девочек. Все мы стараемся показать себя, свои знания и умения и быть лучше других. Часто мы задумываемся: «Кто добился успеха? А чем я хуже ее? . С кем бы мне хотелось сегодня посоперничать и доказать себе, что я лучше?» Конкуренция- самый лучший вид мотивации. Увидев чужую дружбу, нужно не завидовать, а найти себе тоже настоящих друзей. Поняв, что кто-то делает что-то лучше тебя, можно научиться, натренироваться и достигнуть тех же результатов и даже лучше. В нашем классе мы помогаем друг другу в учебе. Марк Аврелий, римский император 2 века, говорил: «Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть нижней». И именно эта дружба и взаимопомощь помогает нам хорошо учиться, получать высокие оценки и не отставать от других. Получается, что конкуренция помогает нам добиваться определенного результата без ущерба самолюбию.

Я считаю, нельзя злоупотреблять конкуренцией, так как она может уничтожить внутреннюю мотивацию, что приведет к тому, что целью обучения, например, у школьников, станет получение хороших оценок, а не новых знаний.

Я думаю, что конкуренция необходима, потому что именно она помогает человеку достигать своих целей.

Если кто-то оказывается впереди, то другой, естественно, оказывается последним. Не надо обижать тех, кто не сумел стать первым , надо помочь ему. Вот такой свод правил я советую всем людям на свете, а в особенности тем, кто соперничает друг с другом.

1.Если наш конкурент меньше нас или слишком слаб, мы все равно должны относиться к нему, как к равному. И наоборот, если наш конкурент гораздо сильнее нас, не надо бояться его, надо брать с него пример и стремиться к тому же, чем обладает он.

2. Когда вы конкурируете друг с другом, избегайте ненависти и зависти, они вас погубят.

3.Не стремитесь опорочить другого только от того, что тот успешнее вас.

4.Не отнимайте у другого то, чего нет у вас, добивайтесь этого сами.

5.Боритесь за привилегии в честной борьбе.

Таким образом, вся наша жизнь- это постоянная конкуренция и нужно быть к этому готовым. Но не нужно всегда стремиться быть похожим на других или быть лучше их. Иногда нужно быть собой, ведь все мы уникальны по-своему.

Галина Иванченко – доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор Государственного университета – Высшая школа экономики. Автор нескольких книг, среди которых «Логос любви» (Смысл, 2007).

Psychologies: Таланты, знания, интуиция… Почему не всем удается полноценно воспользоваться этим богатством?

Галина Иванченко:

Социум, в котором мы живем, крайне редко дает нам возможность проявить наши лучшие качества. И мы теряем связь с нашими талантами, лучшим в себе. В то время как творческим потенциалом действительно обладает каждый из нас. Американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers) говорил в этой связи о «человеческом потенциале». Он считал, что наш личностный рост во многом зависит от того, насколько мы реализуем свою глубинную творческую потребность, которая особенно очевидна в детстве: каждый ребенок по-своему творец. Но с возрастом все меняется – взрослея, дети начинают ориентироваться на одобрение взрослых, которые редко бывают готовы принимать их фантазии и идеи. И дети начинают подлаживаться под стандарты. Американский психолог Пол Торранс (Paul Torrance) приводит интересные данные: около 60% выдающихся ныне людей были неуспешны в школе*. Причина та же – их креативность и одаренность не вписывались в действующую систему.

Но мы живем в мире, который постоянно побуждает нас к достижениям. Разве это не стимул к творческим поискам нашего лучшего «Я»?

Сегодня эти поиски, как правило, связаны с конкуренцией, со стремлением «быть лучше других». Но в большинстве случаев такая соревновательность и гонка за достижениями мешают нам понять, что далеко не все сводится к шкале ценностей, которую предлагает общество, что внутри каждого из нас есть что-то позитивное, что необходимо развивать. В результате у многих людей эта творческая сила подавлена и между ней и личностью образуется глубокая пропасть.

Насколько нова эта тенденция?

Когда у нас возникает желание найти настоящие достоинства?

Потребность в этом обычно возникает у тех, кто уже приобрел некоторый жизненный опыт: сменил несколько мест работы и даже профессий, побывал в разных странах, но… так и не встретился с самим собой. Другая причина скрывается в том, что качество нашей ежедневной работы часто не зависит от того, проявим ли мы лучшее в себе или лишь формально выполним обязанности. Так возникает ощущение собственной заменимости, но именно оно подталкивает нас искать свои скрытые качества, способности, достоинства.

Можно ли обрести себя настоящего, опираясь только на свои лучшие качества? Не закрываем ли мы при этом глаза на собственные слабости, занимаясь по сути самообманом?

Наша задача – видеть в слабых и в сильных сторонах инструмент для личного самосовершенствования. Благодаря сильным качествам стремиться к чему-то большему, а слабые не рассматривать фаталистически («Какой ужас!»), а иметь мужество признать их, работать с ними, искать ситуации, где риск их проявления минимален. Задача каждого человека – достичь того, что может только он, опираясь на уникальную комбинацию своих сильных и слабых сторон.

Что бы вы посоветовали тем, кто искренне расстраивается: «У меня нет никаких талантов…»?

Я бы сказала, что, меняя свою жизнь, важно сохранять осторожность, благоразумие, бережность – словно обращаешься с другим человеком, а не с собой. Если человек до сих пор не узнал себя, потому что никогда не оставался с собой наедине, стараясь не думать о себе и своей жизни, ему нужно использовать любую возможность, чтобы услышать свой внутренний голос, понять, что вызывает скуку, а что – удовольствие.

Скука и удовольствие – это критерии того, по какому пути мы движемся – верному или ложному?

Да, и особенно полезно обращать внимание на скуку! Скука – это шанс встретиться с собой, почувствовать, что мы переросли какие-то свои занятия или отношения. С удовольствиями сложнее. Если ограничиваться только незамысловатыми удовольствиями, не требующими от нас душевного труда (например, вечер с чипсами перед телевизором, постоянное чтение непритязательных детективов), мы остановимся в своем внутреннем развитии. К тому же такими ощущениями легко пресытиться. Удовольствия же иного порядка – неформальное общение, новые знания, творчество, просто хороший (качественный) фильм или роман – хотя порой и требуют от нас усилий, дают нам ощущение радости от того, что мы развиваемся, меняемся, движемся вперед... к самим себе.

* P. Torrance «Creativity in the Сlassroom». National Education Association,1977.

Удачно сложенная пирамида

Что движет нашим поведением? Какие мотивы и потребности заставляют нас быть активными, деятельными, не бояться ошибок, рисковать? Крупнейший американский психолог Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) считал, что есть несколько групп потребностей: часть из них восполняет то, в чем мы ощущаем нехватку, другая – это потребности роста, развития*. Но пока не удовлетворены низшие (физиологические) потребности, мы не можем стремиться к духовным достижениям (если нас мучает жажда, вряд ли мы станем думать о чем-то другом). Идея пирамиды потребностей впервые была опубликована в 1943 году. Через 11 лет Маслоу отказался от идеи иерархии: он признал, что нередко те, кто испытывает голод, холод или потребность в безопасности, обнаруживают в себе стремление к высшим мотивам, связанным с творчеством и стремлением к саморазвитию.

  • Потребность в самоактуализации, максимально полном раскрытии своего потенциала.
  • Потребность в уважении: в положительной самооценке, в признании и уважении со стороны других.
  • Потребность в привязанности, принятии, присоединении и любви.
  • Потребность в безопасности: нам важно чувствовать защищенность, уверенность и стабильность.
  • Физиологические потребности в пище, воде, отдыхе, сексе.

* А. Маслоу «Мотивация и личность» . Питер, 2007.

Об этом

  • Карл Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека» Прогресс Универс, 1994.
  • Ролло Мэй «Мужество творить» Инициатива, ИОИ, 2001.

Чтоб жить могли мы много-много лет,
Чтоб мир наш был свободен от тревог,
Чтоб он не утопал в трясине бед,
Нам дарит Свет
наш Всемогущий Бог.

Чтоб жизни цель была прозрачна и ясна,
Чтоб спорились великие дела,
И чтоб в душе всегда была весна,
Должны мы раз и навсегда понять,
Что все мы, люди, словно зеркала,
И надо зеркала
полировать.

Я должна все увидеть, осмыслить, понять,
Я должна ощутить на себе, осязать,
Я обжечься должна, на ветру леденеть,
Чтобы снова свободно дышать, жить и петь.
Чтобы силы набраться – разбиться должна,
Чтобы свет вновь увидеть – должна быть и тьма.
Чтоб добиться кристальной вокруг чистоты
Я должна лабиринтом пройти пустоты.
Я должна удержать, я должна отразить,
Я должна ухватить эту тонкую нить,
Я должна устоять на краю, не упасть,
Чтобы жить…

Белый снег над землёй веет,
Обречённо и так беспечно.
Я хочу умереть скорее,
Чтобы быть молодым вечно!
Жизнь проблемы всегда прочит,
Сердце скоро во льдах сгинет.
Я всё жду, когда мир дрогнет
И меня таковым примет.
Злой мороз принесёт муку,
Занесёт меня вмиг порошей...
Ты подай мне свою руку,
Стану я для тебя хорошим.
Если сердце твоё хочет,
Изменюсь ради той ласки,
Что личины собой топчет,
Разрывает в куски маски.
Что ведёт за собой веру,
И надежду ведёт тоже.
Позабыл я свою...

Мы в ошибках виним суету:
Ею просто себя оправдать,
Ведь в служении верном тельцу
Мы забыли, что есть благодать,

Что в пленительном звоне монет,
Приглушен уж давно детский смех,
Шум дождя расстрелял фальконет,
Никого не страшит слово «грех».

Мы не видим под золотом медь,
Имитацию света, добра,
А иконе, увы, почернеть,
Вновь пришлось, чтоб признали: «жива».

Пусть не так уж и мертв этот век,
Вот старушка спешит к алтарю,
Чтоб поставить свечки за всех,
Помолиться за грешных Ему...

Господи, дай силы, чтобы жить!
Дай мне силы жить одним Тобою!
Дай мне силы жить лишь для Тебя,
Лишь Тебя в душе своей имея,
И надеясь только на Тебя
Самою надёжною надеждой,
Что Ты всем живущим подарил
В милости Твоей и благодати;
Чтобы всё Тобою лишь жило
И Тебя лишь только прославляло
Бескорыстно, радостно, легко,
Вдохновенно, искренно, блаженно! (2011)

Я снова потерял язык:
На глубине смолкает разум.

2.
Очищенный язык смолкает:
На глубине волнений нет.

3.
Безмолвие души – примета,
Что погрузился глубоко.

4.
Безмолвие души полнее
Любых богатых языков.

5.
В безмолвии мы видим суть.
В безмолвии – не ошибёшься.

6.
Безмолвие – основа жизни.
Я замолкаю, чтобы жить.

Нужен солнечный свет,
Когда дождь за окном,
Нужен дождя мокрый след,
Когда засуха кругом.
...Одиночества и тишину,
Когда суета и шум вокруг,
Нужно друзей весёлых толпу,
Когда одиночество-твой друг!
Хочется любви в тот час,
Когда слёзы в глазах, грусть и пустота,
Хочется, чтоб была вторая пара глаз,
Когда чёрная пугает темнота...
Нужен друг, хороший друг,
Когда враг поднимает руку,
Нужен враг, если вдруг
Захочешь ты проверить друга...
Когда оскорбления сердца ранят,
Нужен всего...

Тебя мне жалко не умеющий летать.
Презренья нет к тебе упавший.
Меня не сможет никогда понять.
Полёта и падения не знавший.
Не обижаюсь на тебя,ошибку допустивший.
Невольно этим причинивший зло.
Тебе прощаю,о прощении просивший.
Хочу чтоб в жизни всем всегда везло.
Так не бывает - скажут мне.
И, к сожаленью будут правы.
Но будем мы летать,хотя бы иногда во сне.
И никогда вам не найти на нас управы!
Вам умным, правильным - живущим по расчёту.
И не умеющим смеяться и мечтать.
На...



error: Контент защищен !!