Реализация права и духовное развитие общества. Духовное развитие и материальный успех

«Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-40

ТАНКИ Т-40

11 февраля 1937 года Автобронетанковое управление РККА утвердило тактико-технические требования на проектирование опытного образца плавающего колесно-гусеничного разведывательного танка под обозначением Т-39. Согласно требованиям, машина должна была иметь следующие характеристики:

«Масса: 5–6 т;

Габариты: высота не более 1,8 м, ширина 2 м, клиренс 0,3 м;

Вооружение: спаренная установка 12,7 мм пулемета ДК и 7,62 мм пулемета ДТ - 1, зенитный 7,62 мм ДТ - 1, огнемет для защиты сзади - 1, пистолет-автомат водителя - 1;

Боекомплект: 12,7 мм патронов ДК - 750, 7,62 мм патронов ДТ - 2000, огнесмеси - на 10 выстрелов;

Бронирование: корпус и башня с наклонными броневыми листами толщиной 13 мм;

Максимальная скорость на гусеницах и колесах: 75 км/ч;

Максимальная скорость на плаву: 12 км/ч;

Запас хода по шоссе: 350 км;

Двигатель: дизель мощностью 150–180 л.с.;

Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7 м, перекрываемый ров 2–2,5 м» (33).

Проектирование нового танка поручили КБ завода № 37 под руководством Н. Астрова. В ходе работ по созданию новой боевой машины, получившей заводской индекс 101, инженеры столкнулись с рядом проблем, связанных с тем, что при соблюдении заданных параметров уложиться в ТТХ было невозможно. Кроме того, дизельного двигателя требуемой мощности в Советском Союзе не выпускалось. Поэтому одновременно с работами по машине Т-39 завод № 37 получил задание на разработку дизельных двигателей мощностью 180 и 200 л.с., получивших обозначение Д-180 и Д-200 соответственно.

По плану проект танка Т-39 должен был быть готов к октябрю 1937 года. Однако помощник начальника АБТУ РККА бригадный инженер Свиридов, посетивший завод, в своем письме от 3 июля сообщал:

«Состояние работ говорит, что за 5 месяцев со дня заключения договора ничего не сделано, нет даже эскизного проекта. Работа ведется одним человеком, в работе КБ наблюдается растерянность и разбросанность.

Основные силы КБ (около 7 человек) перекинуты на инициативные работы завода - гусеничный плавающий танк и гусеничный сухопутный танк с мотором ЗИС-101. По своим тактико-техническим характеристикам эти танки не удовлетворяют требованиям армии.

Работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов» (34).

Проект нового танка был готов в декабре 1937 года и направлен на рассмотрение в АБТУ РККА. В своей пояснительной записке к проекту Н. Астров писал:

«Предлагаемый эскизный проект является попыткой в возможно полной мере удовлетворить выданным требованиям. Однако совмещение всех перечисленных выше требований в одной машине в полном объеме оказалось невыполнимым. В ряде величин проект отступает от требований, являясь, таким образом, компромиссным решением поставленной задачи» (35).

Телемеханическая группа ТТ-38 - справа танк управления, слева телетанк. НИБТ полигон, зима 1939 года (АСКМ).

Проект машины 101 (Т-39) представлял собой танк массой 7–7,5 т с броней толщиной 6-13 мм. Из-за сильно возросшей массы танка (по сравнению с заданной в тактико-технических требованиях) конструкторы отказались от создания плавающей машины и ограничились только колесно-гусеничным ходом. Ввиду отсутствия дизеля подходящей мощности в качестве двигателя предполагалось использовать звездообразный авиамотор МГ-31Ф в 250 л.с., спроектированный в НИИ ГВФ под руководством М. Косова (МГ-31Ф выпускались малой партией и использовались главным образом на экспериментальных образцах самолетов). Воздух для охлаждения засасывался через боковые карманы корпуса в трансмиссионное отделение и, «проходя мимо цилиндров мотора, выдувается в прямоугольное отверстие за башней, перекрытое броневыми жалюзи, управляемые из танка и защищенные сеткой». Горючее размещалось в трех бензобаках: вдоль бортов и под полом боевого отделения. Вооружение танка состояло из 12,7-мм пулемета ДК и 7,62-мм ДТ в башне. Боекомплект размещался на стенках и на полу боевого отделения и в отделении управления рядом с водителем. Большая часть боекомплекта к пулемету ДК укладывалась в специальном кольцевом желобе под погоном башни, который при повороте башни вращался вместе с ней.

При проектировании бронекорпуса танка Т-39 конструкторы использовали опыт работ по машине Т-43-2, однако бортовые листы пришлось расположить вертикально:

«Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требовали значительного (до 300 мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка. Вместе с тем, возможные углы наклона листов равны 12–15 градусов и только частично больше. Таким образом, повышение пулестойкости, достигаемое ими, нельзя назвать значительным» (36).

Комиссия АБТУ РККА, рассмотревшая проект Т-39, пришла к выводу, что он не удовлетворяет требованиям, предъявляемым для легкого разведывательного танка. Основным недостатком было признано отсутствие возможности преодолевать водные преграды на плаву. Поэтому в апреле 1938 года АБТУ РККА выдало тактико-технические требования на разработку нового плавающего разведывательного танка. Согласно заданию, КБ завода № 37 должно было спроектировать машину массой не более 4,8 т, с экипажем из двух человек, имевшую броню до 13 мм и вооруженную 12,7 и 7,62-мм пулеметами. Из-за отсутствия дизельного двигателя подходящей мощности предполагалось использовать импортный автомобильный двигатель «Додж», серийное производство которого под индексом ГАЗ-11 должен был наладить Горьковский автомобильный завод.

В августе 1938 года комиссия АБТУ РККА рассмотрела эскизный проект и макет будущего танка. Проект получил одобрение, и КБ завода № 37 приступило к детальной разработке новой боевой машины. Новый танк получил заводское обозначение 010, а в документах Автобронетанкового управления значился как Т-40.

Танк проектировался с двумя различными вариантами подвески - рессорно-балансирной, по типу тягача «Комсомолец», и торсионной.

Любопытно, что в проектировании опытного танка Т-40 активно участвовал конструктор П. Шитиков, предлагавший свой вариант машины «с несущими-ведущими колесами». В протоколе совещания конструкторов завода № 37 с участием представителей АБТУ РККА и 8-го Главного управления Наркомата среднего машиностроения, состоявшегося 19 июля 1939 года, по этому поводу сказано следующее:

«По 40-й машине нами было запроектировано два варианта - один вариант делал Астров, второй Шитиков. После эскизного проектирования оба варианта были подвергнуты обсуждению. Приняли вариант 40-й машины Астрова, после чего все силы были брошены на ее проектирование.

Что касается проекта с несущими-ведущими колесами, то в 1934 году строили подобную машину, которая не была принята, так как мотор был маломощным. После этого тов. Шитиков долго занимался этим проектом, но вследствие плохих результатов машина была выброшена на слом. Тов. Шитиков в данном проекте опять хочет протащить свою ходовую часть, которая была забракована на 43-й машине как конструкторами, так и представителями АБТУ. Так как машина Шитикова по сравнению с Т-40 преимуществ не имеет, постройка ее нецелесообразна» (37).

Проектирование танка 010 закончилось в конце 1938 года, и чертежи сразу же передали в производство. К весне 1939 года первые образцы машины были закончены сборкой.

Новый танк значительно отличался от своих предшественников Т-37А и Т-38. Машина получила увеличенный по высоте корпус, сваренный из 6-13-мм броневых листов. Для повышения остойчивости на плаву корпус имел трапециевидную (в поперечном сечении) форму с расширенной верхней частью.

Экипаж машины состоял из двух человек - механика-водителя, размещавшегося по оси танка, и командира, который находился в башне, установленной за водителем со смещением к левому борту.

Вооружение танка было усилено - в башне, имевшей форму усеченного конуса, монтировалась спаренная установка 12,7-мм пулемета ДШ К и 7,62-мм ДТ. Большая часть боекомплекта для ДШК (9 сцепленных лент - 450 патронов) размещалась в специальном кольцевом коробе под башней, еще одна лента находилась в запасе. Такая боеукладка, обеспечивавшая непрерывность питания пулемета, существенно повышала скорострельность. В отличие от Т-37А и Т-38 танк Т-40 получил оптический прицел ТМФП.

Радийный вариант танка Т-38. Хорошо виден стакан для установки антенны на крыше корпуса (РГАЭ).

На танке 010 устанавливался двигатель «Додж», расположенный продольно вдоль правого борта. Трансмиссия - главный фрикцион, автомобильная коробка перемены передач, главная и бортовая передача - в передней части корпуса. От боевого отделения двигатель отделялся броневой перегородкой.

В кормовой части корпуса размещались два бензобака емкостью 100 л каждый, что позволило увеличить запас хода до 220 километров по шоссе. Справа за двигателем размещались радиатор и теплообменники, омываемые забортной водой при движении танка на плаву.

Трехлопастной гребной винт и плоские водоходные рули размещались в специальной нише в заднем броневом листе корпуса, что обеспечивало их защиту от внешних повреждений. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Для наблюдения за полем боя механик-водитель имел три оптических прибора (в лобовом и боковых листах подбашенной коробки), а командир два (в бортах башни).

Для танка Т-40 была по-новому спроектирована ходовая часть - вместо пружинно-балансирной была использована торсионная, опробованная на опытных образцах танков Т-38 и тягача «Пионер». Применительно к одному борту она состояла из четырех опорных, трех поддерживающих катков, направляющего и ведущего колес. На двух образцах машины 010 установили рессорную подвеску по типу тягача «Комсомолец». Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной - 5,26 т.

10 мая 1939 года начальник АБТУ РККА Д. Павлов докладывал наркому обороны СССР К. Ворошилову о состоянии опытных работ по созданию новых образцов танков:

«Два образца с тележечной подвеской изготовлены к 10 апреля, образец с торсионной подвеской собран к 1 мая.

Первый образец прошел 1500 км заводских испытаний, второй - 500 км заводских испытаний и передается на НИБТ полигон. Третий образец после заводских испытаний передается на НИБТ полигон к 1 июня.

На подольском заводе ведутся работы по упрощению конструкции броневого корпуса. На всех изготовленных опытных танках установлены импортные двигатели „Додж“. Дальнейшие работы по Т-40 упираются в отсутствие отечественных 6-цилиндровых двигателей ГАЗ, подготовка производства которых на Горьковском автозаводе проходит крайне медленно - выпуск первой партии ожидается не ранее III–IV квартала этого года» (38).

Два танка 010 - № 6/2 с рессорной и № 7/4 с торсионной подвеской - поступили на НИБТ полигон, где с 9 июля по 21 августа 1939 года прошли широкомасштабные испытания. Машины испытывались на плаву, на естественных и искусственных препятствиях, проверялись условия работы экипажа, а также приборов наведения оружия.

На танке № 6/2 был установлен «6-цилиндровый грузовой двигатель „Додж“ в 76 л.с.», «доджевская» коробка перемены передач и сцепление от грузовика «Форд» У-8. На машине № 7/4 стоял «6-цилиндровый легковой двигатель „Додж“ в 85 л.с.», а сцепление и коробка перемены передач от грузовика ГАЗ-АА.

Легкий танк 010 (образец № 6/2 с подвеской по типу тягача «Комсомолец») преодолевает препятствие. НИБТ полигон, июль 1939 года (АСКМ).

Всего в ходе испытаний танки № 6/2 и № 7/4 прошли 2299 и 2040 километров соответственно. В заключении отчета об испытаниях опытных образцов танков Т-40 говорилось:

«1. Т-40 является специальной плавающей машиной, обладающей по сравнению с серийными плавающими танками Т-38 и Т-38М следующими преимуществами:

а) более надежным бронированием;

б) более мощным вооружением (пулемет ДШК), дающим возможность вести борьбу с танками;

в) герметизация воздухопритоков и наличие водоходного радиатора повышает надежность работы танка на плаву;

г) повышенными динамическими качествами и проходимостью.

Все перечисленные преимущества Т-40 дают возможность более широкого его использования по сравнению с Т-38.

Танк Т-40 тактико-техническим требованиям соответствует.

2. Из двух предъявленных на испытания вариантов подвески следует предпочесть торсионную, как обладающую рядом преимуществ.

3. Недостатками Т-40 являются:

а) недопустимо напряженный температурный режим двигателя вследствие неудовлетворительной системы охлаждения;

б) недоработка конструкции катков;

в) недоработка установки вооружения, оптики и смотровых приборов;

г) отсутствие вентиляции в местах размещения экипажа.

Отмеченные недостатки должны быть устранены при пуске танка в серийное производство» (39).

По результатам этих испытаний на заводе № 37 в конструкцию узлов и агрегатов Т-40 внесли большое количество улучшений и изменений, что позволило повысить надежность работы танка. Была несколько изменена конструкция корпуса, траков гусениц и опорных катков, увеличен диаметр торсионных валов, установлен новый четырехлопастной гребной винт, вместо двигателей «Додж» предполагалось использование отечественного мотора ГАЗ-202 (танковый вариант двигателя ГАЗ-11).

Опытный танк 010 (образец № 7/4 с торсионной подвеской) выходит из воды во время испытаний. НИБТ полигон, июль 1939 года (АСКМ).

В таком виде постановлением Комитета Обороны СССР № 443 ее от 19 декабря 1939 года танк Т-40 был принят на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением завод № 37 должен был в 1940 году «организовать производство плавающих танков Т-40, выпустив к 1.03.40 г. 3 опытных образца, к 1.08.40 г. - установочную партию в количестве 15 шт. и с 1.10.40 г. приступить к серийному выпуску, изготовив в 1940 году не менее 100 штук» (40).

Однако производство нового танка шло с большими трудностями. Кроме проблем, возникавших на заводе № 37 при освоении Т-40, который был значительно сложнее танка Т-38, подводили и предприятия-смежники. Например, на Подольском заводе имени Орджоникидзе с большим трудом шел выпуск бронекорпусов и башен Т-40. Представитель Народного комиссариата среднего машиностроения Китаев в своем письме от 17 марта 1940 года сообщал:

«Директор Подольского завода т. Мыльников не придал значения освоению новых корпусов, и производство их предоставил самотеку. Сроки изготовления корпусов оказались сорванными.

Чертежи на корпус Подольский завод получил в ноябре месяце 1939 года, поэтому у него была полная возможность изготовить броне-корпуса в срок. Безответственное отношение к изготовлению бронекорпусов подтверждают следующие факты:

1) В производстве отсутствует межоперационный контроль. Бронелисты попадают на сборку с отклонениями от чертежей, в результате производится лишняя работа по их подгонке.

2) Отсутствие межоперационного контроля привело к нарушению технологического процесса. Так, по термической обработке было забраковано подряд 22 шт. бронедеталей носового листа корпуса.

3) Изготовленные последовательно в период с 3 по 16 марта с.г. 4 башни оказались неправильно собранными. Мастер сборки т. Смирнов поставил правый лист на левую сторону, а левый лист на правую сторону башни. Начальник цеха т. Карапетян, начальник ОТК т. Гдалевич пропустили эти башни как годные. Военпред АБТУ на заводе т. Белов также проявил халатность в приемке башен. Неправильность сборки обнаружена лишь на заводе № 37 во время монтажа машины. Этот безобразный факт остался не расследованным, виновные к ответственности не привлечены.

Все эти башни требуют переделки» (41).

Опытный танк 010 (образец № 6/2 с подвеской по типу тягача «Комсомолец»), вид спереди. НИБТ полигон, июль 1939 года (АСКМ).

Тем не менее, к началу апреля 1940 года завод № 37 собрал три первых серийных танка Т-40, которые в документах иногда именовались «опытными образцами». С 27 апреля по 11 июня 1940 года два из них прошли войсковые испытания в Орловском военном округе. При этом пробег каждого танка составил около 3000 километров.

В ходе этих испытаний обнаружилось большое количество недостатков в работе двигателя ГАЗ-202, а также слабость траков гусениц и ненадежная работа электрооборудования. 9 июля 1940 года два первых серийных Т-40 были отправлены на ГАЗ имени Молотова для проведения работ по доводке двигателя.

8 августа 1940 года нарком среднего машиностроения Лихачев подписал секретный приказ № 176сс «О доводке танка Т-40», которым предписывалось устранить выявленные дефекты «в целях обеспечения Красной Армии надежным и высококачественным танком Т-40». В этом же месяце завод № 37 начал серийное производство нового плавающего танка, изготовив 6 машин (3 линейных и 3 радийных).

С 11 сентября по 15 октября того же года семь серийных танков Т-40 участвовали в «длительном пробеге с форсированием рек по маршруту Москва - Смоленск - Минск - Киев - Брянск - Москва с 1940 года протяженностью 2950 км» с целью определения боевых и эксплуатационных характеристик.

По результатам всех этих испытаний в конструкцию танка Т-40 было внесено большое количество изменений, позволивших повысить надежность работы машины. Однако план по производству танков Т-40 в 1940 году завод № 37 выполнить не сумел - вместо 100 машин удалось изготовить только 41 (35 линейных и 6 радийных) и 3 опытных образца (опытные образцы в войска не поступали). До конца того же года было отправлено в воинские части 8 Ульяновскому бронетанковому училищу, один на Ленинградские курсы усовершенствования комсостава, один на Казанские курсы усовершенствования технического состава, один в Киевское танко-техническое училище, один в Орловскую бронетанковую школу, один Военной академии механизации и моторизации, один в распоряжение ОКБ-16, один на НИБТ полигон и два на Горьковский автозавод. Как видно, все машины ушли в учебные заведения, на полигоны или предприятия промышленности.

Опытный танк 010 (образец № 7/4 с торсионной подвеской) во время испытаний. НИБТ полигон, июль 1939 года. На этом фото хорошо видна работа подвески (АСКМ).

В своем заключении о работах завода № 37 за 1940 год военпред Окунев докладывал в ГАБТУ КА:

«Программа по Т-40 не выполнена в основном из-за отсутствия корпусов. Всего получено от Подольского завода 47 корпусов, из которых 4 корпуса получены после 25 декабря и находятся в процессе сборки. Сборка Т-40, несмотря на плохую подачу корпусов, происходит с перебоями и при отсутствии заделов по всем агрегатам производства завода № 37 из-за следующих причин:

1. Оснастка технологии осуществлена в среднем на 80 %;

2. Большой брак в производстве шестерен, особенно конических для главной передачи;

3. Перебоев в снабжении, особенно по цветным металлам (алюминий, дюралюминий);

4. Недостаточным освоением производства, особенно в механическом цехе и на металлообработке;

5. Перебоями в подаче деталей с кооперированных заводов (ГАЗ, СТЗ, Люберецкий завод).

Однако несмотря на все трудности, при наличии задела по корпусам недодел по танкам был бы резко снижен. Перспективы января 1941 года по подаче корпусов по прежнему плохие».

В первом полугодии 1941 года конструкторская работа на заводе № 37 «была направлена на доработку узлов и деталей серийного Т-40 с целью облегчения конструкции плавающей машины и повышения срока службы отдельных деталей и машины в целом» (42). Тем не менее, добиться резкого увеличения выпуска танков Т-40 в начале 1941 года не удалось - в январе было сдано 23 машины, в феврале 30, в марте 25, в апреле 27 (из них 15 радийных), в мае 38 (16 радийных) и в июне 38 (13 радийных). Таким образом, за первое полугодие 1941 года завод № 37 сдал 181 танк Т-40.

17 июля 1941 года было подписано постановление Государственного Комитета Обороны № 179 ее «О выпуске легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша», в котором говорилось:

«1). Разрешить Народному комиссариату среднего машиностроения (завод № 37) выпускать на базе танка-амфибии Т-40 сухопутный танк Т-60 в тех же габаритах, с тем же вооружением, что у танка Т-40. Разрешить в связи с утолщением брони корпус танка изготавливать из гомогенной брони, равнопрочной по пулестойкости.

2). В связи с этим прекратить с августа месяца на заводе № 37 производство танков-амфибий Т-40 и тягачей „Комсомолец“» (43).

При этом новая машина сначала отличалась от Т-40 только отсутствием водоходного оборудования и несколько утолщенными бронелистами корпуса (до 15 - 13 мм), изготовленными из гомогенной брони. При этом производство Т-60 планировалось развернуть еще на нескольких заводах, и до конца 1941 года их планировалось изготовить ни много ни мало 10000 штук! Кстати, в документах завода № 37 танк Т-60 первоначально именовался как машина 030 - отсюда его другое обозначение Т-30.

А между тем, завод № 37 продолжал выпуск танков Т-40, используя имеющийся задел корпусов и водоходного оборудования.

В конце июля - начале августа 1941 года было изготовлено не менее 25 танков Т-40 без водоходного оборудования, но с нишами для установки гребного винта. Эти машины некоторые авторы именуют Т-40C (сухопутный), однако в документах такое обозначение нигде не встречается.

Сколько всего было изготовлено танков Т-40, достоверно сказать сложно. Например, в отчете военпреда завода № 37 все машины августовского выпуска именуются Т-40, а начиная с сентября - уже Т-30. А вот в актах приемки машин первые Т-30 фигурируют уже 30–31 августа, причем их было 11 штук. Таким образом, если учесть 11 Т-30 в августе, то выпуск Т-40 за этот месяц составит 79 машин (все без радиостанций). В результате, суммарное производство танков Т-40 за 1940–1941 год - 310 машин, из них не менее 25 без водоходного оборудования, но с нишами для гребного винта.

Опытный танк 010 (образец № 7/4 с торсионной подвеской). Вид слева. НИБТ полигон, июль 1939 года (АСКМ).

Опытный танк 010 (образец № 6/2 с подвеской по типу тягача «Комсомолец»), вид справа. НИБТ полигон, июль 1939 года (АСКМ).

автора Мухин Юрий Игнатьевич

Танки Тухачевского Возьмем его детище – тяжелый танк Т-35. Весил 54 т, имел 5 башен, 3 пушки, 4 пулемета, 11 человек экипажа. Был украшением всех парадов. Но не мог взобраться на горку крутизной более 15 градусов, а на испытательном полигоне – вылезти из лужи. Уже тогда никто не

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Современные танки в бою О том, как смотрят на применение танков нынешние специалисты, хорошо видно из статьи В. Ильина и М. Никольского «Современные танки в бою» в журнале «Техника и оружие», № 1, 1997 г. Хотя статья в общем посвящена сравнению наших и израильских танков, но

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

Чем танки бьют С танковым оружием разобрались, теперь давайте разберемся с противотанковым. Для того, чтобы вывести из строя танк и его экипаж, нужно пробить его броню. Для этого существует два вида снарядов.Первый вид – собственно бронебойные снаряды, которые, ударяясь

Из книги 1953 год. Смертельные игры автора Прудникова Елена Анатольевна

«Танки-шоу» Итак, девять из десяти за то, что около двенадцати часов дня 26 июня 1953 года Берия был убит на месте при штурме его особняка. А в два часа дня расположенная в Наро-Фоминске Кантемировская танковая и Таманская пехотная дивизии получили приказ войти в столицу и

Из книги Великая окопная война [Позиционная бойня Первой мировой] автора Ардашев Алексей Николаевич

Танки Наступит день, когда наука породит машину или силу столь страшную, столь беспредельно устрашающую, что даже человек - воинственное существо, обрушивающее мучения и смерть на других с риском принять мучения и смерть самому, - содрогнется от страха и навсегда

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

ТАНКИ К тому времени, когда в 1942 году в Ваффен-СС началось формирование первых танковых полков, легкие танки PzKfw-1 (в советском обозначении Т-1) имевшие слабое вооружение и тонкую броню, составляли уже незначительную часть танкового потенциала. Их продолжали использовать в

автора Коломиец Максим Викторвич

МОДЕРНИЗАЦИЯ - ТАНКИ Т-10А И Т-10Б В 1951 году на Ленинградском Кировском заводе начались работы по совершенствованию вооружения танка Т-10. Прежде всего, планировалось оснастить пушку стабилизатором в вертикальной плоскости, а также улучшить условия работы экипажа

Из книги Сверхсекретный Т-10 автора Коломиец Максим Викторвич

ТАНКИ Т-10 НА СЛУЖБЕ К моменту принятия Т-10 на вооружение, танковые войска Советской Армии состояли из танковых или механизированных дивизий, частично сведенных в механизированные армии, частично отдельных. Всего по состоянию на 1948 год было сформировано 27 танковых и 80

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Танки на Фридрихштрассе После возведения Стены 13 августа 1961 г. Запад неоднократно демонстрировал свое несогласие с появлением этого стратегического объекта. Осенью 1961 г. разразился Берлинский кризис. Его кульминацией стал инцидент 27–28 октября, получивший

Из книги «Трехэтажный» американец Сталина [Танк М3 «Генерал Ли»/«Генерал Грант»] автора Барятинский Михаил

Танки-тральщики Для прорыва минных полей компания Chrysler попыталась создать специальный минный тральщик Т1. На М3 крепился трал, состоящий из сдвоенных дисковых катков и отдельного давящего катка. Но эта машина не имела никаких преимуществ перед английским тралом Scorpion,

Из книги Партизаны принимают бой автора Лобанок Владимир Елисеевич

Танки горят На участке обороны алексеевской бригады особенно трудно было партизанам отражать наступление танков. Мы предвидели, что каратели не преминут воспользоваться особенностями здешней местности, сравнительно доступной для действия мотомеханизированных войск,

Из книги Танковый меч страны Советов автора Дроговоз Игорь Григорьевич

ТАНКИ И СПЕЦНАЗ Воевать, впрочем, собирались не только танковыми клиньями. В начале пятидесятых годов в армии и Министерстве госбезопасности началось формирование частей специального назначения, которые должны были ковать победу в тылу противника.Планы будущей войны

автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-41 И Т-37 Работы по проектированию новых образцов отечественных плавающих танков начались в феврале-марте 1932 года, когда еще полным ходом шли работы по Т-33. В докладе «О ходе работ по проектированию новых типов танков», направленном руководством УММ РККА в Совет

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-37А Учитывая опыт, накопленный при проектировании машин T-4I и Т-37, Управление механизации и моторизации РККА приняло решение о разработке нового плавающего танка для принятия его на вооружение Красной Армии. Предполагалось, что машина «по компоновке будет

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-38 Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ-Т завода № 37

Из книги «Чудо-оружие» Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40 автора Коломиец Максим Викторович

ТАНКИ Т-40 11 февраля 1937 года Автобронетанковое управление РККА утвердило тактико-технические требования на проектирование опытного образца плавающего колесно-гусеничного разведывательного танка под обозначением Т-39. Согласно требованиям, машина должна была иметь


Вспомните:
что такое духовное производство? Какова его структура? Какие потребности позволяет удовлетворить духовная деятельность человека?
В курсах истории, литературы, общественных дисциплин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с различными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура - это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.
Культура является объектом изучения многих гуманитарных и общественных наук, например истории, философии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область знаний - культурология.
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры.
«Культура - это специфика человеческой деятельности, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене ис-тории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового».
А. де Бенуа
Ю-Л. Н Боголюбов
Материальная культура связывается обычно с практи-ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес-кие средства и технологии. Можно сказать, что материальная культура - это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества. Уровень развития материальной культуры изучается и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной деятельности человека, удовлетворения его материальных потребностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры. Представив себе основные этапы истории человечества, вы сможете убедиться в том, что в различные периоды эволюции материальной культуры создавались неодинаковые условия и средства для воплощения творческих замыслов человека в его стремлении изменить мир и самого себя. Важно также понимать, что прямая связь между уровнем развития материальной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. (Подберите несколько исторических примеров, подтверждающих или опровергающих это суждение.)
II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, ji значения и идеи, которые человек интуитивно осозна-j ет и прослеживает в своем соприкосновении с приро- > j! дой, социальной жизнью, - все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или фило-софскую систему, вырезать в камне или отлить в бронзе, пропеть в балладе, оде или симфонии».
Ричард Нибур
Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная
культура пронизывает все стороны социальной жизни и со-циального взаимодействия людей, создавая ощущение един-ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отра-жения жизни человека, в которой раскрываются смыслооб-разующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

Еще по теме § 28. Духовное развитие общества:

  1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
  2. 7.1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества
  3. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ
  4. § 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества
  5. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. Игра и другие виды деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками. Развитие восприятия и мышления ребенка; развитие внимания и опосредованного поведения; развитие памяти; развитие воображения. Развитие личности дошкольника.

Ряд международно-правовых актов содержит основополагающие положения для признания духовно-культурных прав. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. Этот акт обладает высшим международно-правовым авторитетом и содержит в числе других право на образование (ст.26), где говорится следующее: «1. Каждый человек имеет право на образование… 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам..». В ст.27 Декларации речь идет об авторском праве, а именно: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является»

В развитие положений Декларации был принят Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах". В первых статьях этого пакта говорится: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». В ст.13 говорится, что государства «признают право каждого человека на образование…» и: «Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством. В статье 15 Пакта закреплено право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практическое применение, и пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является .

Духовно-культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной, духовной и научной жизни. Культурные права - это возможности сохранения и развития национальной самобытности человека, его обогащения и развития. Именно указанная группа прав непосредственно влияет на уровень духовного развития личности и обеспечивает необходимые условия для создания и использования духовных достижений человечества.

По своей сути духовно-культурные права является мерой духовности, которую государство гарантирует лицу с учетом условий жизни и деятельности граждан и общества. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности. К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся "личностные (соматические) права", так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям.

Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. А.Б.Венгеров указывает следующее: "Четвёртое поколение - это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества" .

Управление информацией происходит через мысль. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль - к пятому поколению прав.

Духовные права обеспечивают определенный уровень и качество жизни.

Некоторые из культурно-духовных прав и свобод носят базовый фундаментальных характер. К таким права относятся:

Свобода личности от идеологического контроля, право самостоятельно определять систему моральных и духовных ценностей;

Право защиты интеллектуальной собственности граждан;

Возможности получать полную, непредвзятую, объективную информацию;

Свободы мировоззрения и вероисповедания;

К числу важнейших духовно-культурных прав относятся право на образование, базирующееся на статье 43 Конституции РФ и федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а суть образования состоит в процессе развития и саморазвития личности, связанного с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру .

Другим проявлением духовности и культуры является свобода творчества - право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью.

Третьим в перечне культурных и духовных прав стоит право доступа ккультурным ценностям и пользование учреждениями культуры. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации" направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры .

Право на участие в культурной жизни -право на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям.

Право на интеллектуальную собственность понимается не как право на владение физическим объектом, а как совокупность прав и обязанностей относительно использования определенных результатов творческой деятельности человека. В рамках интеллектуальной собственности принято выделять две категории прав:

Право на промышленную собственность;

Право на информацию является важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции РФ (ст. ст.24 , ). Проблема защиты прав личности - защита персональных данных - защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, включая широту применения Интернета.

Академические свободы - права, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организация необходима для выполнения ими своей миссии.

Право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды.

Свобода совести и вероисповедания - право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды, а также исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов"

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества, дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области, представляется исключительно актуальным. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано, прежде всего, с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав, и, следовательно, степень их социальной значимость. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты.

Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т.д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т.д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т.д.).

В юридической науке отсутствует единство взглядов на проблему видов гарантий прав и свобод в области культуры. Реализация духовно-культурных прав и свобод предполагает наличие целого ряда элементов, её обеспечивающих. К их числу относятся экономические (финансовые), политические, социальные, религиозные. Реализация права на образование может быть сопряжена с финансовыми затратами, превышающими возможности человека. То же самое можно сказать о праве на доступ к культурным ценностям, будь то посещение музеев и выставок, театральных постановок, кинопросмотров и тому подобное. В 2000 году имели место случаи затруднения реализации права жителей области на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.

Как говорится в статье Авериной О.Р. «Участники […] поддерживают усилия государства, направленные на реальное противодействие рискам, которые связаны с экстремизмом. Вместе с тем, мы выражаем серьезную обеспокоенность по поводу практикуемых попыток ограничить под предлогом борьбы с экстремизмом законные права, как верующих, так и религиозных организаций, что влечёт ущемление законных прав всех людей на свободу совести и вероисповедания» .

Анализ положения, места и роли духовно-культурных прав и свобод показывает их принципиальную значимость в общем перечне прав и свобод, так как они нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды.


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 1993. -25 декабря.

Аверина О.Р. Право на свободу совести: актуальные проблемы//Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение: Материалы Первой межрегиональной научно-практической

конференции. Хабаровск, 2012. С. 44.



error: Контент защищен !!