Стресс-менеджмент и способы управления стрессом. обеспечение достаточной продолжительности сна

Управление стрессами

2. Управление стрессом на уровне организации

Управление стрессом - это осуществление системы мероприятий по элимитированию факторов стресса - действий, которые либо смягчают негативные состояния персоонала в следствие дистрессов, либо уменьшают частоту их появления. Т.П. Хохлова “Организационное поведение” Москва МАГИСТР 2009

Основная цель управления стрессами - поддержание управляемого стресса и выработка поведения, для его преодоления.

Основополагающая цель управления персоналом в стрессовых условиях - повышение стрессоустойчивости (способности выдерживать сильное физическое и психологическое перенапряжение, сохраняя трудоспособное состояние органихма). В основном это связано со здоровьем работника. По данным ВОЗ (всемирной оргранизации здравоохранения) здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, 8-10% - от здравоохрания, на экологию приходится 20% и 20% зависит от ген.

Управление работниками в условиях стресса предусматривает 2 направления повышения готовности персонала к стрессу:

ь Развитие мотивов к действие в условиях стресса

ь Формирование положительных установок к подобного рода деятельности.

Формы использоваия:

1) Постановка перед работниками высокой цели (известность, слава, высокий заработок)

2) Мотив достижения

3) Использование поощрений (частое или постоянное) деятельности в стрессовых условиях.

4) Развитие культуры традиций организации и ее корпоративов.

5) Развитие коллективной формы принятий решений.

Чтобы управлять деятельностью в условиях стресса, нужно привлекать менеджеров, которые обладают высокой стрессоустойчивостью, целеустремленностью, оптимизмом и иными лидерскими качествами. Необходимо выбирать такой персоонал, которому свойственна выдержка, спокойствие, упортсво, уверенность, выдержка, умение контролировать себя и свои действия.

В ситуациях стресса менеджер обязан проводить психогигиену стрессов - мероприятия, способствующие восстановлению работоспособности после стрессовой деятельности.

В психогигиене стресса большим значением пользуются модификация поведения, профилактическая антистрессовая регуляция. Это предполагает высокую степень самоконтроля и саморегуляции рабочих.

Это совокупность приемов:

ь Активный отдых с коллегами.

ь Поддержание позитивных установок в организации

ь Физические упражнения, дыхательная гимнастика

ь Пропоганда здорового образа жизни на уровне организации

ь Осуществление рабочей деятельности в соответствии плану

ь Психологическая разгрузка

ь Обучение “здоровому копингу”

ь Профессиональная поддержка и консультирование

Формирование стратегии и моделей преодолевающего поведения (копинг) является центральным аспектом данной совокупности приемов, по мнению ведущих специалистов.

Копинг - это непрервыно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека.

Преодоления рассматривают как стабилизирующий фактор, помогающий индивиду поддерживать адаптацибю в периоды стресса. Происходит редуцирование стрессовых воздействий овладением требований стрессовой ситуации, ее смягчения или ослабления.

Различают два типа стратегий преодолевающего поведения (Р. Лазарус, М. Фолкман) Э.В. Островский “Психология управления” Москва ИНФРА-М 2008:

1. Проблемно ориентированный копинг - направление усилий на решение возникающих проблем

2. Эмоционально-ориентированный копинг - изменение собственных установок.

Для того, чтобы эмперически оценить стратегию преодолевающего поведения, необходимо пользоваться многоосевой моделью “поведения преодоления” С. Хобфоллом и опросник, разработанный на ее основе под названием SACS. Данная методика позволяет выявлять стратегии поведения и дифференциировать копинг на основе 9 поведенческих моделей:

А) ассертивные действия

Б) вступление в социальный контакт

В) поиск социальной поддержки

Г) осторожные действия

Д) импульсивные действия

Е) избегание

Ж) манипулятивные действия

З) ассоциальные действия

И) агрессивные действия

Эта методика позволяет корректировать поведение, поэтому она эффективна и перспективна с точки зрения возможности упраленческого вмешательства в процесс преодоления негативных последствий стрессов.

Делая вывод, определяем, что преодолевающее поведение представляет собой динамический процесс, определяющийся как особенностями ситуации, так и степенью активности работника, направленной на ликвидацию возникших проблем при столкновении со стрессовым событием.

Воспитание можно определить как «предоставление условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие ребёнка». Воспитывая живое существо...

Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка

Как считают многие ученые-физики - элементарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить...

Исследование конфликтности личности

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что уровень развития личностных качеств у обоих испытуемых высокий и соответствующий возрасту. Что касается стратегии поведения в конфликте, то по результатам тестирования...

Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» трансформировалась - «все болезни от стрессов». И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают...

Классификация стрессов и их последствий. Управление стрессами

Управление стрессом включает следующие меры: - признание (в том числе, и на высшем управленческом уровне) того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье...

Повышение качества жизни детей больных онкологическими заболеваниями

Одним из противоречий в лечении онкологического больного является необходимость, с одной стороны, проводить стандартную, строго регламентированную терапию по поводу определенной злокачественной опухоли, с другой...

Профилактика стрессов в организации

Щербатых Ю.В. считает, что профилактика стресса на работе необходима. Автор утверждает, что намного проще предотвратить стрессы, чем в дальнейшем работать с последствиями воздействия стрессовых ситуациях...

Регулирование конфликтов в организации

Организационные способы управления конфликтом характеризуются, прежде всего, целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры...

Самооценка учащегося и уровень его притязаний

Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале - это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем - к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец...

Стресс в организации

Существует достаточно много способов и методов "борьбы со стрессом", как индивидуального, так и организационного применения. Например, к индивидуальным методам можно отнести регулярный активный отдых и релаксация...

Управление группой в организации

Управление стрессами

стресс личность поведение ситуация “Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый процесс несет в себе аромат и вкус жизни” Г. Селье “стресс без дистресса”...

Основы стресс-менеджмента Понятие стресс менеджмента, как и многие другие термины, связанные с бизнесом, пришло к нам с Запада. В Европе и Америке услугами психологов и психоаналитиков пользуются практически все, так как твердо убеждены...

Мотивация - это то, о чем человек беспокоится в первую очередь, именно этот параметр и оказывает влияние на то, как он действует, побуждая его к совершению определенных поступков...

Этические и правовые нормы, профессиональные и личностные требования к деятельности консультанта

Личностные качества человека обладают особой значимостью при определении его поведения. Данный аспект важен не только при анализе профиля консультанта, но и любой другой профессии...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Факультет управления

Кафедра социологии и управления

Курсовой проект

по дисциплине "Методы прикладных исследований в социологии и маркетинге"

на тему: " Управление стрессами в организации "

Выполнил: студент

Харин В.А.

Проверила: к.ф.н., доцент

Сухорукова Н.Ф

Москва 2016

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты понятия стресса, его особенностей и причин возникновения
  • 1.1 Понятие стресса и его особенности
  • 1.2 Причины стресса на рабочем месте
  • 1.3 Методические аспекты управления стрессом в организации
  • Глава 2. Программное обеспечение инструментария социологического исследования
  • 2.1 Проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования
  • 2.2 Интерпретация основных понятий исследования
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение

Актуальность исследования стресса в организации на данный момент как никогда высока. Из-за сложившейся ситуации стране, стресс становится все более распространенным явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями. Получение высокой оценки по итогам аттестации может способствовать продвижению по службе и повышении заработной платы, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения и даже основанием ля увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности.

Степень разработанности: в ракурсе данной проблемы, интересными являются исследования Г. Селье. Выдающийся философ, социолог, психофизиолог потратил на изучение проблемы влияния стресса на людей большую часть своей жизни. Также данную проблему рассматривали такие современные ученые как: Кноблаух, Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. и другие.

Цель данного курсового проекта: изучить управление стрессами в организации.

Объект исследования: персонал

Предмет: управление стрессом в организации

Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, трех приложений и списка литературы. Общий объем курсового проекта 39 страниц.

Глава 1. Теоретические аспекты понятия стресса, его особенностей и причин возникновения

1.1 Понятие стресса и его особенности

Под стрессом в специальной литературе описывают негативное состояние человека, когда организм не может в полной мере приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды. Соответственно, не полностью восстанавливаются силы после рабочего дня, накапливается усталость, меняется к худшему эмоциональное и физиологическое состояние. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Знание, 2003. - 156 с.

Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". При этом "неспецифичный" ответ - это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. "Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса", - пишет Г. Селье.

Чтобы лучше понять, что такое "стресс", важно разобраться, что не является стрессом. Стресс - это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с "эмоциональными раздражителями"). Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен". Стресса не следует избегать. Всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособлению. В обиходной речи, когда говорят, что человек "испытывает стресс", обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс.

Г. Селье специально подчеркивает, что полная свобода от стресса означает смерть: "Вопреки ходячему мнению, мы не должны - да и не в состоянии - избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни ".

Г. Селье о стрессе и самореализации в профессии, которые занимают в его книге "Стресс и дистресс" весьма значительное место. Как считает Г. Селье, действие должно быть завершено, иначе - дистресс: "Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям…"; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы "удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден". Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2005. - 12 с.

При стрессовых расстройствах люди приобретают неуверенность в завтрашнем дне, испытывают сомнения в жизненном смысле. Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения должностных обязанностей. Поэтому антистрессовые профилактика на предприятии направлена на повышение стрессоустойчивости работников к различным факторам. На сегодняшний день уже разработаны организационные формы профилактики - индивидуальная защита от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции и корпоративная защита. В последнем случае проведение групповых тренингов направлено на повышение стрессоустойчивости персонала, нормализацию межличностных отношений в коллективе, формирование и укрепление сплоченной рабочей команды.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность. Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют эустресс - от греческого "эи", что означает "хороший". Небольшие стрессы даже полезны организму - они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.

Что же такое стресс? Впервые данное явление исследовал и описал Г. Селье в работе "Стресс без дистресса". Ученый дал этому явлению следующее определение: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2005. - 15 с.

Есть и другое определение, подчеркивающее необходимость стресса для организма: Стресс - это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.

Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные по­следствия.

Рис. 1. Кривая стресса

Аналогичным образом стресс проявляется и на уровне коллектива. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью используются различные понятия: "рабочий стресс", "профессиональный стресс", "организационный стресс".

"Рабочий стресс" возникает из-за причин, связанных с работой, - условиями труда, местом работы, "профессиональный стресс" - из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности, а "организационный стресс" возникает вследствие негативного влияния на субъект особенностей организации, в которой он работает. Негативное воздействие на работника могут оказывать плохие условия труда, слабая техническая оснащенность, неритмичная рабочая нагрузка, неудобный график труда и другие подобные причины. Бондаренко В.В., Резник С.Д.(ред.) Персональный менеджмент. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 45 с.

Эти и другие факторы могут иметь место не только вследствие несовершенства организации, но и по объективным причинам (неблагоприятные климатические условия, отсутствие необходимых технических решений, неравномерность спроса на данный вид труда, вынужденно круглосуточная работа или дежурство и т. п.). Они могут действовать и вне организации, например, в индивидуальном труде. Такого рода факторы вызывают рабочий стресс.

Многие профессии независимо от особенностей конкретного рабочего места (региона, отрасли) связаны с вполне определенными стрессорами. В этом случае нередко говорят о том, что сама профессия носит стрессовый характер. Такое положение дает основание употреблять термин "профессиональный стресс". Наконец, неблагоприятный психологический климат в рабочей группе, неумелое руководство, нерациональное или недостаточно точное распределение должностных обязанностей, плохо организованные информационные потоки, неясные цели деятельности, неопределенность перспектив развития предприятия и ряд других факторов такого же порядка вызывают у работников соответствующей организации (предприятия, учреждения) организационный стресс.

Срессоустойчивость - адекватная реакция человека на нестандартную ситуацию. Большинству людей приходится работать в напряженном ритме. Шум, суета, ненормированный рабочий день, постоянное общение - все это не должно уменьшать их работоспособность. Стресс не должен выбивать из колеи, в противном случае это влечет за собой невыполнение обязанностей. Коркина Т.А., Барыева Э.А. Методика управления стрессом в организации // Проблемы в управлении социально-экономическими системами в условиях инновационного развития: сб. науч. тр. Челябинск: Энциклопедия, 2012. -С. 163-169.

Чаще всего требование стрессоустойчивости предъявляется для таких вакансий, как секретарь-референт, помощник директора, главный бухгалтер, и по другим руководящим позициям. Руководителям трудно планировать деятельность компании на несколько лет вперед, поэтому они всегда находятся в ситуации, когда нужно оперативно принимать правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а это информационный стресс.

Менеджеры, продавцы, секретари часто вынуждены выслушивать жалобы недовольных клиентов, испытывая при этом эмоциональный стресс. Нередко в компании активно идут карьерные войны, плетутся интриги, что создает стрессовую ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существуют программы по психогигиене стресса, стресс-менеджменту.

Руководитель организации может предотвратить психологическое расстройство сотрудника, повысить его работоспособность, используя необходимые знания психогигиены в управлении персоналом.

Основная цель управления как такового - создание необходимых условий для реализации задач организации, "установление гармонии" между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения общих запланированных результатов. Таким образом, управление - это работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Для руководителя важно, чтобы сотрудники были психологически устойчивы и не были подвержены стрессам, депрессии и психологическим расстройствам, иначе резко понизится работоспособность работника и это отразится на предприятии в целом. Вывод о том, что симптомы психологического расстройства чаще проявляются у женщин, чем у мужчин, подтверждаются результатами многих исследований, проведенных в ряде стран. стресс персонал саморегуляция корпоративный

Среди способов диагностики признаков неблагополучия в коллективе, вызванных стрессом, хорошо себя зарекомендовали анкетирование, анализ сравнительных данных, наблюдение, собеседование. Эти методы могут использоваться как в комплексе, так и независимо друг от друга. Бодров Н.П. Психология и надежность. - 4-е изд.. - М.: "Филин", 2005. - 113-115 с. Данные виды деятельности могут осуществляться службой персонала как последовательно, так и параллельно, независимо друг от друга. Особенно это относится к профилактике стресса, на основе анализа причин которого в подразделениях разрабатывается программа мероприятий по профилактике стресса на год. При необходимости - в ходе проведения регулярных мониторингов ситуации - данная программа подлежит корректировке и уточнениям. После проведения диагностики необходимо разобраться с причинами, вызывающими организационный стресс, чтобы иметь возможность воздействовать на ситуацию и эффективно управлять динамикой стресса.

Направление усилий службы персонала может быть сконцентрировано либо на отдельных сотрудниках, их знаниях, умениях, навыках и установках, либо на организации в целом, либо на ее отдельных подразделениях (оптимизация бизнес-процессов, грамотное внедрение изменений, изменение стиля управления, корректировка корпоративной культуры в соответствии с целями организации). В практике зарубежного менеджмента подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США.

1.2 Причины стресса на рабочем месте

Ежедневно на человека воздействуют множество факторов из внешней среды. Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

1) факторы стресса вне организации;

2) групповые факторы стресса;

3) факторы стресса, связанные с организацией;

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может "передать" свой стресс жене. Валь Е. Руководство, лидерство и командообразование в организации. М: Прометей, 2008. - 22 с.

К групповым факторам стресса можно отнести:

1) отсутствие групповой сплоченности, т.е. отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса;

2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов в коллективе. Наличие серьезных противоречий или несовместимости личных целей сотрудника, нужд, ценностей, с одобряемыми в группе, где он работает. Это значит, что он вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. Кноблаух, Й. Стресс и адаптация: пер. с нем. / Й. Кноблаух. - М.: Омега-Л, 2006. -201- 206 с.

К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

1) неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

2) невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;

3) характер выполняемой работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда:

4) степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;

5) ролевая двусмысленность и ролевой конфликт - оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

6) специфическая организационная структура - например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;

7) стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;

8) давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на все эти стрессогенные факторы индивидуальны. Организационная психология и управление. Хрестоматия. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 31 с.

Стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Стресс-менеджмент. Полный курс. - М.: "Альпина Паблишер", 2012. - 235 с. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров.

Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.

Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо - но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов, стресс вызывает упадок сил или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, не будем останавливаться на этом вопросе. Егоршин, А.П. Контроль стресса в организации / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 17-20 с.

Признаки "здорового" стресса:

1) хорошая концентрация;

2) корпоративное поведение;

3) высокий уровень работы;

4) эффективное решение проблем;

5) соблюдение сроков;

6) хорошая осведомленность;

7) четкое и уверенное принятие решений;

8) гармоничные взаимоотношения;

9) хорошая посещаемость и табельный учет;

10) растущие достижения;

11) серьезный интерес к бизнесу и работе;

12) хорошее долгосрочное планирование;

13) высокий уровень мотивации;

14) реалистичное представление о себе;

15) энергичность;

16) позитивные замечания;

17) способность к конструктивной критике и к ее восприятию;

18) ощущение собственной ценности и компетентности.

Признаки избыточного стресса:

1) отсутствие собранности;

2) забывчивость;

3) плохие решения;

4) проявление беспокойства, нетерпения или страха;

5) депрессия;

6) несовместимость с другими;

7) недостижение целей, нарушение сроков;

8) нерегулярные посещения и табельный учет;

9) низкая самооценка;

10) неэффективное решение проблем;

11) низкие стандарты;

12) чрезмерная самокритика;

13) потеря бизнеса;

14) жалобы клиентов;

15) плохое долгосрочное планирование.

Важнейшим навыком менеджера является выявление сначала симптомов, а затем и источников избыточного стресса. Для этого человек должен научиться распознавать малейшие признаки дискомфорта при выполнении работы. Одним из способов является создание анкеты и оценка, насколько в целом факторы работы могут быть источником избыточного стресса.

1.3 Методические аспекты управления стрессом в организации

Известно, что стресс - серьезная помеха успешному ведению бизнеса. Стрессовые ситуации могут возникнуть в компании по разным причинам, но чаще всего - из-за стиля менеджмента в компании. Руководители должны помнить, что положительная стимуляция сотрудников способна увеличить качественные показатели их работы с гораздо большей эффективностью, чем постоянное давление и чрезмерная требовательность. Зайцев Л.К. Стресс-менеджмент: Пер. с нем. - М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 2014. - 21 с.

Изначально считалось, что профессиональному стрессу наиболее подвержены руководители компаний. В психологии стресса существует так называемый тип личности "А", к которому относятся владельцы компаний, менеджеры высшего звена, а также люди творческих профессий. Действительно, уровень эмоциональных перегрузок у них очень велик: необходимость принятия решений высокой степени ответственности, неопределённость ситуации, недостаток необходимой информации, слишком частые или неожиданные изменения информационных параметров - всё это является источниками стресса.

Однако в стрессовое состояние, губительное для успешного ведения бизнеса, попадают не только топ-менеджеры, но и рядовые сотрудники. Менеджеры по работе с клиентами, продавцы, секретари - именно им иногда приходится принимать на себя первую, самую сильную, волну недовольства клиента, выслушивать претензии, требования, а зачастую и оскорбления в свой адрес. Их положение усугубляется ещё тем, что им часто не хватает полномочий, необходимых для того, чтобы добиться улучшения работы организации. Всё это, естественно, приводит к отрицательным эмоциям, стрессу, и, соответственно, понижает продуктивность работы.

Стресс на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки или, наоборот, недостаточной загруженности. При этом сотрудник, считающий, что его рабочая нагрузка не соответствует занимаемой должности и получаемой заработной плате, испытывает не меньший стресс, чем работник, загруженный непосильной работой.

Также серьёзный стресс грозит сотруднику, от которого требуется быстрое и качественное выполнение нескольких трудно совместимых функций. Очень важно, чтобы работник имел четкое преставление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, точно знающий, что последует за тем или иным его действием, он чувствует себя гораздо спокойнее.

Еще одной причиной стресса может быть выполнение сотрудником новых, не соответствующих его опыту обязанностей - например, при переходе на более высокую должность. Опасность представляет, и необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым делом.

Профессиональный стресс часто бывает вызван внешним физическим фактором (шум, теснота помещения, плохая вентиляция или освещение рабочего места и тому подобное) или поведением других сотрудников. Также на психологическом состоянии работника отрицательно сказывается отсутствие профессионального общения, недоступность нужных для работы ресурсов и отсутствие перспектив профессионального роста. Камионский, С.А. Управление подчиненными. Эффективные технологии руководителя / С.А. Камионский. - М: URSS, 2005. - 101-103 с.

Несмотря на то, что многие исследователи называют главной причиной возникновения профессионального стресса организационный фактор, психологи отмечают ещё одну сторону данного явления. Помимо ситуации, вызывающей стресс, немаловажную роль играет отношение человека к данной ситуации. Для решения проблемы бывает достаточно устранить одну из этих составляющих. Поэтому если человеку не представляется никакой возможности избежать стрессовой ситуации, наилучшим вариантом будет изменить его отношения к проблеме. Здесь важна роль менеджеров по персоналу, которые должны донести до сотрудников понимание данного аспекта. Калюгина, С.Н. Самоменеджмент: учебное пособие / С.Н. Калюгина. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 135-137 с.

Сегодня в нашей стране отмечается значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Стресс-менеджмент- это способ управления и контроля стресса. Управление стрессом считается гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изолировать от него людей. Существует достаточно много способов и методов "борьбы со стрессом", как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны. Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный отдых;

2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

5) обеспечение достаточной продолжительности сна;

6) когнитивная терапия и др.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании "Би-би-си" издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.

Однако применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:

1) регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

2) оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

3) исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;

4) максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

5) обогащение содержания обязанностей работников;

6) соблюдение санитарно-гигиенических норм;

7) предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);

8) предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;

9) обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

10) предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

Для сотрудников наглядным примером может стать поведение их руководителя. Допустим, проводится совещание, посвященное выводу компании из кризиса. Если генеральный директор буквально на глазах уверенно превращает неопределенную проблему в решаемую задачу, эффективно общается с присутствующими и рационально управляет временем совещания, то он тем самым показывает, демонстрирует, передает сотрудникам формы организационного поведения, которые работают и создают реальный план действий. Карташова Л.В. Организационное поведение: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе МВА и другим программам подготовки управленческих кадров.-М.:ИНФРА-М,2014. - 37 с.

При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.

При управлении нагрузками руководителю следует пересмотреть режим работы сотрудников или выстроить новый, грамотно управлять своим временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы после трудной и напряженной работы - например, включить в социальный пакет абонемент в спортзал, фитнес-клуб, бассейн.

Рис. 2. Алгоритм управления стрессом

Необходимо разработать алгоритм управления стрессом, то есть обнаружить причину стресса и переключить внимание персонала на что-то другое. Проведение анкетирования и анализ полученных данных даст возможность разработать пути решения проблемы.

Глава 2. Программное обеспечение инструментария

2.1 Проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования

Социальная проблема : недостаточное внимание управлению уровнем стресса в организации ООО "Дом меха".

Проблема изучить управление стрессом в организации ООО "Дом меха".

Цель социологического исследования: разработать практические рекомендации по снижению стресса в организации ООО "Дом меха".

Задачи социологического исследования :

1) Выявить уровень стресса персонала в организации ООО "Дом меха".

2) Выявить объективные факторы, влияющие на управление стрессом в организации ООО " Дом меха".

3) Выявить субъективные факторы, влияющие на управление стрессом в организации ООО " Дом меха".

4) Выявить объективно-личностные факторы, влияющие на управление стрессом в организации ООО " Дом меха".

Объект социологического исследования: персонал организации ООО " Дом меха".

Предмет социологического исследования : управление стрессом в организации ООО "Дом меха".

2.2 Интерпретация основных понятий исследования

Теоретическая интерпретация понятия "Эксперт".

Эксперт - высококвалифицированный специалист, компетентный в какой-то области.

Эмпирическая интерпретация понятия "Эксперт".

Эксперт - высококвалифицированный специалист, компетентный в области работы с кадрами.

Операциональная интерпретация понятия "Эксперт".

Показатели уровня компетентности специалиста в области работы с кадрами:

· Опыт работы

· Способность к прогнозированию.

Индикаторы, которые замеряют данные показатели.

· Высшее образование по специальности + ИПК;

· Высшее образование по специальности;

· Нет специального образования.

Опыт работы:

· До 1 года;

· От 1 до 5 лет;

· От 5 до 10 лет;

· От 10 до 15 лет;

· Более 15 лет.

Способность к прогназированию.

· Высокая;

· Средняя;

· Низкая.

Теоретическая интерпретация понятия " профессиональный стресс " .

Профессиональный стресс - состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности.

Эмпирическая интерпретация понятия " руководитель " .

Профессиональный стресс - состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности организации ООО " Дом меха " .

Операциональная интерпретация:

Субъективные факторы, замеряющие влияние на стресс в организации:

Фактор:

1. Удовлетворенность занимаемой должностью в организации.

Индикаторы:

1) Полностью удовлетворен;

2) В целом удовлетворен;

3) Нет мнения;

4) В целом не удовлетворен;

5) Полностью не удовлетворен.

Фактор:

2. Удовлетворенность коллективом организации.

Индикаторы:

1) Полностью удовлетворен;

2) В целом удовлетворен;

3) Нет мнения;

4) В целом не удовлетворен;

5) Полностью не удовлетворен.

Фактор:

3. Удовлетворенность заработной платой.

Индикаторы:

1) Полностью удовлетворен;

2) В целом удовлетворен;

3) Нет мнения;

4) В целом не удовлетворен;

5) Полностью не удовлетворен.

Фактор:

4. Удовлетворенность психологическим климатом в коллективе.

Индикаторы:

1) Полностью удовлетворен;

2) В целом удовлетворен;

3) Нет мнения;

4) В целом не удовлетворен;

5) Полностью не удовлетворен.

Объективные показатели и индикаторы стресса в организации:

Показатель:

1) Удовлетворенность своим рабочим местом.

Индикаторы:

а) Да;

б) Нет;

в) Затрудняюсь ответить.

Показатель:

2) Частота конфликтов в организации.

Индикаторы:

а) Довольно часто;

б) Часто;

в) Редко;

г) Крайне редко;

д) Не бывает.

Показатель:

3) Частота участия работника в конфликте.

Индикаторы:

а) Постоянно;

б) Редко, от случая к случаю;

в) Никогда;

г) Затрудняюсь ответить.

4) Физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.).

Индикаторы:

а) Есть;

б) Возможны;

в) Нет;

г) Затрудняюсь ответить.

Объективные факторы и индикаторы, влияющие на стресс в организации:

Фактор:

1) Наличие лидера, поддерживающего у членов организации установку на урегулирование стресса.

Индикаторы:

а) Есть;

б) Нет.

в) Фактор:

Фактор:

2) Использование руководителем методов неоправданного давления и угроз.

Индикаторы:

а) Да, однозначно;

б) Скорее да;

в) Нет, однозначно;

г) Скорее нет;

д) Нет мнения.

Фактор:

3) Ролевой конфликт (различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе).

Индикаторы:

а) Да, однозначно;

б) Скорее да;

в) Нет, однозначно;

г) Скорее нет;

д) Нет мнения.

Объективно-личностные факторы , влияющие на стресс в организации:

1. Показатель:

Пол работника.

Индикаторы:

а) Мужской;

б) Женский.

2. Показатель:

Возраст работника.

Индикаторы:

а) От 18 до 23 лет;

б) От 23 до 28 лет;

в) От 28 до 33 лет;

г) От 33 до 38 лет;

д) От 38 до 43 лет;

ж) От 43 до 48 лет;

з) Свыше 48 лет.

3.Показатель:

Семейное положение.

Индикаторы:

а) Не замужем/не женат;

б) Замужем/женат;

в) Разведен;

г) Вдова/вдовец.

4. Показатель:

Уровень образования работника.

Индикаторы:

а) Неполное среднее;

б) Среднее общее;

в) Среднее специальное;

г) Незаконченное высшее;

д) Высшее.

5. Показатель:

Стаж работы в коллективе.

Индикаторы:

а) До 1 года;

б) От 1 до 3 лет;

в) От 3 до 6 лет;

г) От 6 до 9 лет;

д) Свыше 9 лет.

Заключение

Целью исследования было изучение методологических изучение эффективности использования рабочего времени руководителями, разработка рекомендаций по повышению эффективности использования рабочего времени.

Изученные материалы позволили определить, что для оценки эффективности использования рабочего времени руководителя можно использовать несколько методов, например самофотографию рабочего времени, анкетные и устные опросы.

Предложены методы анализа использования рабочего времени. А именно предварительный текст на оценку эффективности использования рабочего времени, метод фотографии и инвентаризации рабочего времени, лист препятствий на пути к эффективному использованию рабочего времени, анкета по оценке эффективности использования рабочего времени руководителем.

Одной из задач была подготовка рекомендаций по повышению эффективности использования рабочего времени руководителя. Составлен план организационно-технических мероприятий по улучшению использования рабочего времени руководителями.

В частности это:

- планирование рабочего времени;

- установление и устранение факторов помех.

Таким образом, в заключение работы мне хотелось бы отметить следующее: труд руководителя должен быть четко регламентирован и должен соответствовать основным нормам и правилам.

Оптимизация труда руководителя основывается на исследовании и анализе продолжительности выполнения тех или иных профессиональных обязанностей. После сбора первоначальной информации о выполняемых деятельностях, необходимо искать пути устранения "пожирателей" времени.

Список использованных источников

1. Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Стресс-менеджмент. Полный курс. - М.: "Альпина Паблишер", 2012. - 315 с.

2. Бодров Н.П. Психология и надежность. - 4-е изд.. - М.: "Филин", 2005. - 238 с.

3. Бондаренко В.В., Резник С.Д.(ред.) Персональный менеджмент. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 210 с.

4. Валь Е. Руководство, лидерство и командообразование в организации. М: Прометей, 2008. - 220 с.

5. Егоршин, А.П. Контроль стресса в организации / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 327 с.

6. Зайцев Л.К. Стресс-менеджмент: Пер. с нем. - М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 2014. - 201 с.

7. Калюгина, С.Н. Самоменеджмент: учебное пособие / С.Н. Калюгина. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 207 с.

8. Карташова Л.В. Организационное поведение: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе МВА и другим программам подготовки управленческих кадров. - М.:ИНФРА-М, 2014.-321 с.

9. Камионский, С.А. Управление подчиненными. Эффективные технологии руководителя / С.А. Камионский. - М: URSS, 2005. - 192 с.

10. Кноблаух, Й. Стресс и адаптация: пер. с нем. / Й. Кноблаух. - М.: Омега-Л, 2006. - 206 с.

11. Коркина Т.А., Барыева Э.А. Методика управления стрессом в организации // Проблемы в управлении социально-экономическими системами в условиях инновационного развития: сб. науч. тр. Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 163 с.

12. Организационная психология и управление. Хрестоматия. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 310 с.

13. Организация личной работы руководителей и специалистов//Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2015. - № 6.

14. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Знание, 2003. - 253с.

15. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2005. - 127с.

Приложение 1

Анкета для респондентов

Уважаемые респонденты!

Вы являетесь экспертом в вопросе организации кадровой планировании в организации ООO "Дом меха".

Просим Вас заполнить данную анкету.

1. Удовлетворены ли Вы психологическим климатом в коллективе?

1) Да;

2) Нет;

3) Затрудняюсь ответить.

2. По Вашему мнению, часто ли в организации происходят конфликты?

1) Да;

2) Нет;

3) Затрудняюсь ответить.

3. Часто ли Вы принимаете участие в конфликтах?

1) Да;

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить.

4. Часто ли Вы подвергаетесь критики со стороны начальства?

1) Да

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить.

5. Вы удовлетворены занимаемой должностью в организации?

1) Да;

2) Нет;

3) Затрудняюсь ответить.

6. Вы удовлетворены коллективом, в котором Вы работаете?

1) Да;

2) Нет;

3) Затрудняюсь ответить.

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 2

Аннотация

Актуальность исследования методов контроля стресса в организации сейчас наиболее необходима. Страна находится в непростой экономической ситуации, поэтому выявление и контроль стрессов сотрудников необходим для успешной работы организации.

Необходимы два условия, чтобы стресс из потенциального перешёл в состояние реального: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата, и особая важность для него получения этого результата. Так, если продвижение в данной организации не представляет для работника существенного интереса, то он вряд ли будет испытывать состояние стресса в случае неудовлетворительной оценки результатов его работы в организации. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Цель данной работы: изучить механизм управления стрессами в организации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) Дать определение понятию "стресс" и выявить его особенности;

2) Изучить физиологические механизмы стресса и его последствия для работника;

3) Выявить причины возникновения стресса на рабочем месте;

4) Рассмотреть методы борьбы со стрессом в управленческой сфере;

5) Разработать программное обеспечение инструментария социологического исследования.

Объект исследования: организация

Предмет: управление стрессом организации

Исходя из поставленных задач, в теоретической части курсового проекта было рассмотрено понятие стресс, а так же выявлены его особенности. Были изучены физиологические механизмы стресса и его последствия для работников. Были выявлены и проанализированы причины возникновения стресса на рабочем месте.

В практической части работы было разработано программное обеспечение инструментария исследования эффективности использования рабочего времени руководителями, на основании чего была сформирована анкета. Информация, полученная в ходе опроса, позволит выработать практические рекомендации по улучшению контроля стресса в ООО "Дом меха".

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность стресса и его особенности. Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки. Организационное поведение персонала. Существующий уровень стресса в ООО "Сантушти". Снижение работоспособности персонала под влиянием стрессовых нагрузок.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2013

    Понятие, особенности, физиологические механизмы стресса и его последствия для работника. Основные причины возникновения стрессовой ситуации на рабочем месте, ее признаки. Анализ существующего уровня стресса на ЗАО "Мирный" и рекомендации по его снижению.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2010

    Понятие стресса. Причины стресса на рабочем месте. Факторы стресса вне организации Групповые факторы стресса. Факторы стресса, связанные с организацией. Факторы, влияющие на стресссоустойчивость. Преодоление стресса начинающего агента страховой компании.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2009

    Сущность и типы конфликтов, принципы их классификации и основные причины проявления в современной организации. Управление конфликтной ситуацией. Преодоление сопротивления переменам. Причины стресса. Пути понижения стресса и повышения производительности.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2011

    Определение природы и типов конфликтов. Рассмотрение особенностей возникновения конфликтов в туристском бизнесе. Изучение методов и способов рарешения конфликтов. Природа и причины стресса; способы смягчения негативного состояния персонала турфирмы.

    реферат , добавлен 13.05.2015

    Понятие стресса и его основные характеристики. Последствия стресса для психики человека. Профессионально-квалификационная характеристика персонала ЗАО "Майкл и Ко". Анализ стрессовых ситуаций у сотрудников. Разработка рекомендаций по управлению стрессами.

    дипломная работа , добавлен 19.10.2013

    Основные понятия, сущность, типы, структура и формы конфликта и конфликтных личностей. Рассмотрение методов, способов разрешения и стратегии управления ними. Анализ причин возникновения стресса в библиотечном коллективе, примеры занятий по его снятию.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2011

    Причины стресса в организации. Деструктивные последствия стрессов и конфликтов. Структура и система управления кадрами на предприятии на примере ОАО "Пензастрой". Движение промышленно-производственного персонала. Диагностика уровня трудового стресса.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2013

    Понятие стресса и стрессоустойчивости персонала. Анализ деятельности предприятия и персонала предприятия индустрии туризма ООО "Магазин Горящих Путевок". Стратегии поведения в системе взаимодействия "поставщик – потребитель туристского продукта".

    дипломная работа , добавлен 28.01.2015

    Понятие и виды стресса, причины его возникновения и негативные последствия для жизни человека. Рекомендации для минимизации уровня стрессов в рабочем коллективе. Методы и принципы восстановления психического равновесия в условиях кризисной ситуации.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

БУХАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Социально-экономический» факультет
РЕФЕРАТ

по дисциплине: Менеджмент

на тему: «Управление стрессом в организации»

Выполнил: студент 3-3 ИКТ-12

Нарзуллаев М.

Бухара 2014

ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ В ОРГАНИЗАЦИИ

План:

В ведение


2. Последствия стресса

3. Модель стресса

4. Стратегия управления стрессом

Заключение

Введение


Эффективное функционирование организации, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг зависит от результативной слаженной деятельности каждого из бизнес-секторов: производства, финансов, материально-технического обеспечении, маркетинга и персонала.

Для создания развитой среды в коллективе, способствующей формированию делового сотрудничества и переход от межличностных отношений к отношениям деловым важны различные аспекты. Одним из основных аспектов является стресс, испытываемый на рабочем месте.

Стресс в современном обществе стал одной из глобальных проблем. Причем значительная часть ситуаций, вызывающих нервное напряжение, связана именно с работой, профессиональной деятельностью.

Стресс - серьезная помеха успешному ведению бизнеса. Стрессовые ситуации могут возникнуть в компании по разным причинам, но чаще всего - из-за стиля менеджмента в компании. При современном темпе жизни для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, многие специалисты сознательно вынуждены подвергать себя перегрузкам, что ведет к нервному и физическому истощению. Важной задачей для современной организации в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи, профилактика стрессов и уменьшение социальной напряженности на работе.

Предметом исследования является производственные стрессы и методы управления ими.

Целью работы является исследование управления стрессами в организации .

Данная цель определяет следующие задачи:

Исследовать теоретические основы управления стрессом

Исследовать особенностей организационного стресса и факторов его возникновения.

1. Понятие и источники стресса

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Стресс - динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.

Стресс - адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и/или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического и/или физического характера.

Согласно теории стрессов Г. Селье, стресс рассматривается как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы.

Первоначальное понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, т. е. обеспечения мобилизации психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Позднее понятие «стресс» стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Особенно популярным термин «стресс» стал в начале 40-х гг. XX в., после того как его употребил в своих работах врач-физиолог Г. Селье (1936 г.).

Менеджер постоянно находится в состоянии нервного напряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Согласно исследованиям психологов частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6–7 баллов по десятибалльной шкале

О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, говорят исследования, проведенные недавно в этой сфере. Результаты этих исследований свидетельствуют, что причиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами «психологического характера», а 7% - серьезными заболеваниями. При этом скрыть свое стрессовое состояние практически невозможно.

Стресс на рабочем месте может быть вызван высоким уровнем требований и низким уровнем контроля над процессом труда. Он связан, прежде всего, с изменениями, которые вызывает взаимодействие людей и их работы. Стресс - это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Различают рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками стресса.

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

Внешние факторы;

Факторы, зависящие от организации;

Факторы, зависящие от самого работника.

Внешние факторы – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

Характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);

Нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

Отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

Организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

Стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

Факторы, зависящие от самого работника , - это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

Опыт работы;

Восприятие;

Поддержка коллег, друзей и родственников;

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

Степень агрессивности.

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе.

Восприятие. Работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой - оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело.

Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «последней каплей», после которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.


2. Последствия стресса

Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:

Физиологические;

Психологические;

Поведенческие.

Физиологические симптомы стресса - это повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли и т.д. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, безусловно, его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека гораздо более сильное, чем было принято считать раньше.

Психологические симптомы стресса - это чувство неудовлетворенности, которое может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе.

Поведенческие симптомы - это снижение производительности труда, неявки на работу, текучесть кадров, злоупотребление алкоголем и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы.

Следует отметить, что в пределах допустимого уровня стресса работники нередко выполняют работу лучше, чем при отсутствии стресса: улучшается реакция, повышается скорость движений увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным при необходимости, например, эффектного публичного выступления. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии резко ухудшают показатели работы.

3. Модель стресса

Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой , в которой находятся стрессовые факторы. Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа же реакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к стрессу, другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения.

Стресс может иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. Так же как тренировки укрепляют мускулы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет. Но стресс может и ослабить физическую и психологическую способность человека бороться со стрессовыми факторами. Средний уровень стресса ведет к увеличению производительности. При низком уровне стресса у человека нет стимулов совершенствоваться, так как его умственные и физические способности не задействованы в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, его ресурсы истощаются.

Стресс не возникает из вакуума: его основой является множество факторов, которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении. Модель, представленная на рис.1, позволяет проанализировать различные факторы окружения человека, ведущие к проявлению стресса и появлению защитной реакции.

Рисунок 1. Модель стресса

4. Стратегия управления стрессом

Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

Подбор и расстановка кадров;

Постановка конкретных и выполнимых задач;

Проектирование работ;

Взаимодействие и групповое принятие решений;

Программы оздоровления работников.

Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие - в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса .

Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

Программы оздоровления работников - это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).
Управление стрессом на уровне работника.

Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса - многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, - простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

Умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

Занятия спортом и физическими упражнениями;

Овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе.

Стрессы, которые имеют отношение к руководителям, характеризуются чрезмерным психическим или физиологическим напряжением.

Факторами физиологического стресса являются: чрезмерная физическая нагрузка, голод, шум, высокая или низкая температура, огонь, травма, болевые стимулы, операция, беспорядки, затрудненное дыхание, собственная болезнь.

Исследования показывают, что к физиологическим проявлениям стресса относятся язвы, гипертония, мигрень, боль в спине, артрит, астма, боли в сердце.
Психический стресс может быть двух видов: эмоциональный и информационный.

Первый возникает в ситуациях производственных неурядиц, опасений, тревог и т. д. Этот стресс вызывают: ситуации угрозы, опасности, обиды, грубость, зависть, измена, несправедливость, борьба за власть, неоправдавшиеся надежды, плохое обслуживание, денежные проблемы, вынужденное ожидание, пред­стоящий экзамен, смерть близкого человека, увольнение с работы, трудности с начальством, условия труда, ожидаемое повышение, финансовые трудности, получение значительного кредита, строительство собственного дома и многое другое.

Для менеджеров наиболее характерным является информационный стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, с потоком обрушивающейся на него информации, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Психологические стрессы вызываются, как правило, не каким-нибудь одним раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к общению.

Заключение


У современного человека стресс происходит больше всего из-за перегрузок на работе, когда он старается сделать все дела как можно лучше, но потом силы иссякают и он вопреки стараниям работает все хуже и хуже.

Стресс стал типичным явлением, сопутствующим человеку в созданных им самим условиях жизни. Существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации. В связи с этим возникли и продолжают создаваться многочисленные технологии, направленные на защиту от воздействия стрессовых ситуаций. В этом и заключается стресс-менеджмент, то есть управление стрессом - это то, что нужно для полноценной жизни. Пытаться подавлять стресс - значит, бороться с самим собой. А вот научиться управлять им - значит создавать именно тот ресурс, который позволяет двигаться по жизни.

Сегодня, когда бизнес вступает в свою цивилизованно-корпоративную фазу, когда в основном все поделено , понятно по ценам, затратам, срокам и перспективам, стресс продолжает присутствовать и даже расти, потому что работать нужно еще сильнее и регулярнее. Это касается работников всех уровней, только у каждого стресс имеет свою специфику.

Сегодня стресс стал неотъемлемой частью современного рабочего места. Высокая конкуренция на рынке, быстро изменяющаяся внешняя среда, чрезмерные или недостаточные требования к подчиненным, неуверенность в рабочем месте, большой объем информации и необходимость интенсивно взаимодействовать с огромным количеством людей - стали теми основными стрессогенными факторами, которые приводят людей в организации к переутомлению и, как следствие, к стрессу. В наше время, характеризующееся невысокой культурой общения, значительной интенсификацией умственного труда, большими нервно-психологическими нагрузками, уменьшением роли физического труда, миллионы людей довольно часто пребывают в стрессовом состоянии. Это состояние не только оказывает отрицательное воздействие на индивида, но и через его поведение способно влиять на других людей, с которыми он связан служебными отношениями, семейными узами и т.д. Актуальность работы заключается в негативном воздействии стрессов, которые создают проблему управления персоналом .

Таким образом, стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно, поэтому разработка системы стресс-менеджмента с учетом корпоративных особенностей и специфики деятельности ключевых сотрудников позволит компании создать крепкую сплоченную команду специалистов и повысить эффективность деятельности компании.

Список использованной литературы


  1. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2007

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие 2-е издание - М., 2010

  3. Базаров Т.Ю. (ред.), Еремин Б.Л. (ред.) Управление персоналом: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ, 2011

  4. Брэддик У. Менеджмент в организации./ Пер. с англ.- М.: Дело, 2000. -

  5. Виханский А.С., Наумов А.И. Менеджмент - М.:2003

Чтобы понять, какими бывают уровни управления стрессом, давайте представим себе дерево стресса. Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону.

Это вредное дерево. Его листья - симптомы стресса, плоды - болезни, к которым приводит стресс.

Симптоматический уровень помощи при стрессе даёт быстрые, но крайне нестойкие результаты. Если ствол дерева и его корневая система не затрагиваются, то на месте одного сорванного листа вскоре появляется другой, и всё нужно начинать заново.

Ствол дерева стресса - это напряжение (психологическое и физиологическое). Ствол дерева появляется из корней, на нём держится крона. Подобным образом, напряжение формируется причинами стресса и служит основой для разнообразных симптомов стресса. Напряжение - главный механизм развития всех симптомов стресса.

Существуют разные способы борьбы с напряжением. Наиболее эффективным является релаксационный тренинг по методу Эдмунда Джейкобсона. Данный тренинг является одной из методик поведенческой психотерапии и успешно используется во всём мире на протяжении последних 80 лет.

Корни - причины стресса, или стрессоры. Стрессор v это любой фактор, который вызывает напряжение. Стрессоры можно разделить на две группы: физиологические и психологические.

Такие факторы, как слишком высокая или слишком низкая температура, резкое изменение атмосферного давления, геомагнитная буря, вирус гриппа, недостаток кислорода и подобные, воздействуют на организм, даже если они не осознаются. И, поскольку они нарушают существующее в организме равновесие, они вызывают стресс, который необходим для адаптации к изменениям.

Однако подавляющее большинство причин стресса относится к психической сфере. Каждый раз, когда мы осознаём, что мы имеем не то, что хочется, каждый раз, когда мы расцениваем какую-либо ситуацию как угрожающую нашему благополучию или самооценке, мы запускаем в своём организме стрессовую реакцию.

Психологический стрессор всегда состоит из двух частей:

1) ситуации, вызывающей стресс; 2) отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать.

Конечно, если есть такая возможность, лучше избавиться от ситуации, вызывающей стресс. Но это далеко не всегда возможно. В таких случаях наилучшим вариантом является изменение отношения к проблеме. Большую помощь в этом могут оказать техники рационально-эмотивной (когнитивной) психотерапии.

Итак, существуют три основных уровня управления стрессом:

нейтрализация симптомов, уменьшение напряжения, устранение причин. Первый уровень - самый лёгкий и даёт наименее стабильные результаты, последний - наиболее трудоёмкий, но зато и наиболее надёжный.

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы. В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организации.

Стресс - эмоциональное состояние организма, который обусловлен чрезмерным давлением на личность и впоследствии осуществляет на нее деморализующее действие. Например: ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информации, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др. Стресс - это обязательный компонент человеческой деятельности.

Заметим, что стресс характеризуется наличием трех фаз; тревоги, сопротивления и истощения.

Люди по-разному переносят на себе названные фазы стресса, зависит как от их личных, так и от многих других факторов: одни проявляют реакцию соперничества и борются с ним, другие - идут.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими. Тип стресса, который имеет отношение к руководителям характеризуется чрезмерными психологическими или физиологическими напряжениями .

Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов - болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и спине, артрит, астма и др.).

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не поспевает принять решение и др. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, созданию и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз, опасности, образ. Человек становится раздражительным, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается ее интерес к общению. Основными причинами стресса являются следующие : организационные факторы - перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, или дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей;

неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределенные обязанности ее работы, кому она подчинена и какие у нее есть права;

обязательность, повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собрании и совещаниях, насыщенные в организации;

ответственность за выполнение задания, особенно в условиях неопределенного будущего;

постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрым технологическим изменениям, полученная новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей;

взаимоотношения с подчиненными - неумение управлять критически настроенным или незгуртованим коллективом, трудности в оппонирование власти;

взаимоотношения с коллегами - нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом, трудности в достижении сотрудничества;

ненадежность рабочего места, связанное с опаской сокращение штатов, старением, досрочной пенсии;

чувства, вызванные работой или карьерой - разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе;

влияние организации, связанный с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе;

внешнее воздействие, включающий; конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки.

Указанные причины могут комбинироваться различным способом, быть острыми для руководителей, которые имеют давление сверху и снизу. Положительные жизненные события могут также вызвать большой стресс.

Стресс, наряду с негативным, может осуществлять и положительное влияние, состоящий в том, что способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы. Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен учиться управлять ими.

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом .

Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы :

разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать "сегодня", "завтра", "когда придет время...");

научиться говорить "нет", когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку;

наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с вашим руководителем, научите руководителя уважать Ваше рабочую нагрузку;

не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не трогайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для Вас противоречивыми)

сообщите руководителю, что Вы не уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика;

определите цель своей карьеры, которая по Вашему самооценка реальная, проверьте которых способностей и квалификации Вам недостает;

найдите время каждый день для отключения и отдыха;

выделите время для расслабления, когда Вы находитесь под убыточным давлением;

реально смотрите на то, что можете достичь и сделать;

следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой.

Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо :

определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей;

позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований;

четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач;

используйте стиль лидерства в зависимости от конкретной ситуации;

обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника.

Одной из насущных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера - это его способность сознательно противостоять длительном стресса. Известно, что при длительном пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье.

Нужно знать, что стресс - это также и необходимое условие жизнедеятельности. Известный канадский физиолог Ганс Салье, который впервые описал стресс, считает, что жизнь без стресса не мыслимо. Негативные последствия имеет не сам стресс, а дистресс как его составная часть, которого и следует избегать.

Все, что связано с дистресс несет в нашу жизнь болезни, депрессию, одиночество, определенные функциональные неврозы, в то время как эйфорическое стресс означает здоровье, удовольствие, счастье.

Принципы мудрого отношения к жизни (по Г. Салье) уметь отличать главное от второстепенного;

знать степень влияния на события, то есть знать реальную оценку как собственных возможностей так и ситуации, в которой мы находимся; уметь подходить к проблеме с разных сторон; готовить себя к любым неожиданным событиям;

воспринимать деятельность такой, какой она есть в реальности, а не в нашем воображении;

стараться понять других;

уметь приобретать положительный опыт по тому, что происходит; "Заслужить любовь ближнего" .



error: Контент защищен !!