Особенности стоматологической диспансеризации лиц, страдающих ревматическими заболеваниями. Диспансеризация детского населения у стоматолога

  • XVI. ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕПАРАТА ЭРАКОНД В ПРАКТИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
  • Аденофлегмона челюстно-лицевой области у детей. Клиника, диагностика, лечение.
  • Анатомо – физиологические особенности детей раннего возраста.
  • Анатомо – физиологические особенности формирования физиологического прикуса у детей в разные возрастные периоды
  • В диспансерную группу детей у стоматолога входят дети:

    С врожденными пороками развития лица, челюстей и зубов.

    С множественным кариесом и поражением ТТЗ некариозного происхождения (гипоплазия, флюороз).

    С заболеваниями пульпы и периодонта постоянных зубов с несформированными корнями.

    С заболеваниями пародонта и с хроническими заболеваниями СОПР.

    С заболеваниями слюнных желёз.

    С опухолями и опухолеподобными процессами (сосудистая, фиброзная дисплазия, эозинофмльная гранулома, миома языка).

    С дефектами костей лица после перенесенных заболеваний лицевого скелета (травмы, остеомиелит, заболевания ВНС).

    С патологиями прикуса, аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.

    Для обследования и лечения детей этой группы требуются усилия многих специалистов:

    педиатров;

    рентгенологов;

    стоматологов - терапевтов, хирургов, ортопедов, ортодонтов, пародонтологов;

    невропатологов;

    эндокринологов.

    Поэтому учёт детей этой группы ведут в стоматологических поликлиниках. Стоматолог определяет сроки контрольных осмотров, обследования и лечения. К примеру с пульпитом зуба с несформированными корнями, явка через 1-2 года, а некоторые заболевания требуют наблюдения до передачи ребёнка во взрослую поликлинику.

    По показаниям дети направляются в стоматологические клиники для прохождения хирургического лечения.

    Под наблюдением стоматологов находятся дети с общими заболеваниями, такими как ДЦП и другими поражениями ЦНС, т.к таким детям нельзя иметь дополнительный очаг инфекции и они должны в сроки проходить санацию.

    Детей делят по группам:

    I группа - КПУ до 5-6: санация 1 раз в год, покрытие зубов фторлаками 2 раза в год.

    II группа - КПУ до 8-9: 3 раза санируют, 2 раза в год проводят ремтерапию.

    III группа - КПУ до 9 и выше: 4 раза санируют, 4 раза проводят ремтерапию.

    Диспансеризация детей является высшей формой профилактики на современном этапе развития стоматологии. На диспансерное обслуживание должно быть взято все детское население.

    Диспансеризация – это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний. В основе – динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.

    Диспансеризация детей у стоматолога подразумевает проведение во все возрастные периоды:

    плановая санация полости рта.

    профилактика кариеса и аномалий прикуса

    создание благоприятных условий для формирования тканей зубов, пародонта и всей з/ч системы.

    воспитание правильных гигиенических навыков.

    Этапы диспансеризации.

    Знакомство с участком.

    Составляется список детей по возрастным группам: дети до 1года; дошкольники; школьники начальной группы 7-10 лет; старшей 11-18 лет. Определяются детские сады и школы, относящиеся к участку, проводится оборудование рабочих мест стоматолога в каждом учреждении.

    Специализированный осмотр и санация полости рта каждого ребенка.

    Проведение санации полости рта: лечение кариеса, устранение дефектов тканей зубов пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний пародонта, подготовка к ортодонтическому лечению, протезированию.

    Санация:

    По обращаемости. Проводится по инициативе пациента.

    Плановая санация. Проводится всем детям в организованных коллективах: д/с и школах. Кратность плановой санации определяется интенсивностью развития кариеса, степенью его активности.

    Существуют 2 метода санации:

    Централизованный метод.

    Осущ-ся в поликлинике, куда детей приводят учителя или воспитатели в составе целого класса или группы.

    Децентрализованный метод.

    Санация осуществляется на месте (в школе или в д/с), где есть стационарный или передвижной стоматологический кабинет.

    3 степени активности кариеса.

    1 степень. Индекс КПУ +кп не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы. Отсутствуют начальные формы кариеса, выявленные специальным методом. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс имеет тенденцию к ограничению. Ребенок относится к 1и 2 группам здоровья или имеет компенсированное состояние хронического заболевания. Допустимый срок м/у осмотрами – 13 мес.

    2 степень. КПУ+кп не превышает среднего значения интенсивности кариеса для данной возрастной группы. Кариозный процесс в типичных зонах, тенденция к ограничению процесса, дентин в меру пигментирован, нет начального кариеса в пришеечной области и в области иммунных зон, ГИ меньше 2. Допустимый срок м/у осмотрами – 7 мес.

    3 степень. Показатели КПУ+кп превышают максимальный показатель. Обнаруживаются множественные меловые пятна, активное развитие кариеса (в обл-ти иммунных зон, светлый мягкий дентин, патологический процесс не имеет тенденции к ограничению). Допустимый срок м/у осмотрами – 3 мес.

    Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, служат основой для формирования групп диспансеризации.

    Эффективность санации оценивают по следующим показателям: охват санацией детей, высокий процент санированных из нуждающихся и соблюдение кратности санации по степени кариеса.

    3 группы диспансеризации:

    Первая группа.

    Здоровые и практически здоровые дети, не имеющие заболеваний зубов и пародонта.

    Дети имеющие компенсированную форму кариеса, гингивиты, обусловленные плохой гигиеной полости рта, аномалии уздечки губы, языка, мелкое преддверие полости рта.

    Состояния после травматического повреждения ч/л области, исключая повреждения зубов с несформированными корнями. Первую группу осматривают 1 раз в год.

    Вторая группа.

    Дети, имеющие заб-я внутренних органов, не имеющие заб-ий зубов и пародонта, аномалий прикуса.

    Дети, имеющие субкомпенсированную ф-му кариеса, гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, зубы, леченные по поводу осложненного кариеса.

    Дети, перенесшие остеомиелит, одонтогенный лимфаденит, операцию удаления сверхкомплектного зуба, операцию удаления доброкачественного новообр-я. 2-ю группу осматривают 2 раза в год.

    Третья группа.

    Дети с хроническими заб-ми внутренних органов, суб- и Декомпенсированная форма кариеса.

    Здоровые и практически здоровые дети, имеющие: декомпенсированную ф-му кариеса, начальные ф-мы кариеса, обнаруженные специальным методом, локализованный или генерализованный пародонтоз/Пародонтит, заб-я пародонта, обусловленные заб-ми внутренних органов, травмы зубов с несформированными корнями, активно действующие причины аномалий прикуса (нар-е глотания, дыхания, речи, вредные привычки).

    Дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологических заб-ий с патологией в тяжелой ф-ме.

    Находящиеся на диспансерном наблюдении по поводу онкопатологий.

    На каждого ребенка заводится карта диспансерного наблюдения (форма №30), и санационная карта (форма № 267).

    В книге изложены научно-организационные основы диспансеризации детей у стоматолога. Второе издание книги (первое вышло в 1978 г.) значительно переработано. В нем представлены данные о распространенности основных стоматологических заболеваний в разные возрастные периоды. Описаны методы диспансеризации детей в детских садах, школах и других организованных коллективах. Рассмотрены критерии гигиенического воспитания детей и их родителей, педагогов и медицинского персонала детских учреждений, а также методы профилактики стоматологических заболеваний.
    Книга рассчитана на детских стоматологов, организаторов стоматологической службы.

    Исходя из актуальных задач современной детской стоматологии, используя опыт работы детских стоматологов нашей страны, авторы настоящей книги постарались свести до минимума повторение материала первого издания и представить новые данные с позиций современных задач и использования достижений науки и практики.
    Новые разделы посвящены этапам внедрения диспансеризации детей разного возраста у стоматолога, методам внедрения различных организационных форм профилактики стоматологических заболеваний у детей на всех этапах диспансеризации, содержания реабилитации детей со стоматологическими заболеваниями при условии максимального охвата диспансеризацией детей у стоматолога и др.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие 3

    1. Научно-организационные основы диспансеризации детей у стоматолога. Т. Ф. Виноградова 5
    Диспансеризация - метод профилактической медицины в СССР 5
    Основные принципы диспансеризации детей 7
    Принципы диспансеризации детей у стоматолога 10
    Этапы диспансеризации в детских стоматологических учреждениях 27

    2. Диспансеризация детей раннего возраста. Т. Ф. Виноградова. Н. В. Морозова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, О. П. Максимова, В. В. Рогинский 49
    Методы клинического обследования детей раннего возраста и принципы группировки для диспансерного наблюдения 50
    Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей I диспансерной группы 54
    Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей II диспансерной группы 68
    Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей III диспансерной группы 78
    Диспансеризация детей с пороками развития лица и заболеваниями хирургического профиля 79
    Диспансеризация детей с заболеваниями слизистой оболочки полости рта 90
    Диспансеризация детей с пороками развития тканей временных зубов и кариесом 95
    Диспансеризация детей с аномалиями прикуса 101

    3. Диспансеризация детей дошкольного возраста. Т. Ф. Виноградова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, О. П. Максимова 104
    Методы обследования детей 104
    Диагностика кариеса зубов 107
    Диагностика пульпитов и периодонтитов 110
    Диагностика состояния прикуса 115
    Диагностика пороков развития челюстно-лицевой области лимфаденитов, паротитов, опухолей и других заболеваний хирургического профиля 117
    Диагностика заболеваний краевого пародонта 120
    Группировка детей для диспансеризации у стоматолога 125
    Организация лечебно-профилактической работы в детском дошкольном учреждении 130
    Роль ортодонта в организации и обеспечении лечебно-профилактической помощи детям при диспансеризации 134

    4. Диспансеризация детей школьного возраста. Т. Ф. Виноградова, О. П. Максимова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, А. В. Винниченко 135
    Диспансеризация детей с кариесом зубов 136
    Определение активности кариеса зубов 138
    Формирование диспансерных групп в школе 138
    Диспансеризация детей с пульпитами и периодонтитами 148
    Диспансеризация детей с аномалиями прикуса 158
    Диспансеризация детей с заболеваниями хирургического профиля 166
    Диспансеризация детей с заболеваниями слизистой оболочю полости рта и пародонта 190

    5. Диспансеризация детей с целью профилактики кариеса зубов Т. Ф. Виноградова, Н. В. Морозова 220
    Средства профилактики кариеса зубов 235

    6. Диспансеризация и реабилитация детей с опухолями и опухолеподобными процессами. В. В. Рогинский 247

    Список литературы 253

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Тюменская государственная медицинская академия

    Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

    (ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)

    Кафедра общей стоматологии

    « Оценка отдаленных результатов лечения кариеса. Диспансерное наблюдение»

    Методические указания для студентов

    Тюмень, 2009

    Составители: к.м.н., доцент Куман О.А.

    Методические указания к занятию для студентов составлена на кафедре общей стоматологии (заведующий кафедрой – д.м.н., доцент А.В. Брагин) на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 «Стоматология» (2000г.), учебного плана (2004г.), типовой программы по «Стоматологии детского возраста».

    Утверждено на заседании кафедры общей стоматологии

    «___» _____________ 20 ____г.

    Стоматология детского возраста

    семестр 6

    практическое занятие 13/7

    Тема: Оценка отдаленных результатов лечения кариеса. Диспансерное наблюдение.

    Актуальность темы: санацию полости рта необходимо проводить с элементами первичной профилактики, диспансеризации для благоприятного исхода заболевания кариеса.

    Учебные цели:

            Научиться оценивать результаты лечения кариеса зубов у детей в отдаленные сроки.

            Научиться распределять детей в различные диспансерные группы, в зависимости от их стоматологического статуса и соматического здоровья.

            Научиться определять кратность посещений у стоматолога при диспансерном наблюдении.

    Самостоятельная работа студентов:

    А) Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы:

    1. анатомия и гистология твердых тканей зуба

    2. классификация кариозных полостей

    3. особенности препарирования кариозных полостей

    4.стоматологические инструменты и приспособления, применяемые при пломбировании кариозных полостей

    5. анатомо-функциональное строение пульпы

    6.понятие об анатомо-функциональном восстановлении зуба

    Б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний (входной контроль):

    Тестовый контроль исходного уровня знаний студентов:

      Согласно классификации Т.Ф.Виноградовой выделяют:

    А. Компенсированную, субкомпенсированную, декомпенсированную активность кариозного процесса.

    Б. Низкую, умеренную, высокую активность кариозного процесса.

    В. Острую, хроническую, хронически рецидивирующую активность кариеса.

    2. Активность кариозного процесса определяется по:

    А. Индивидуальной интенсиности кариеса.

    Б. Среднегрупповой интенсивности кариеса.

    В. Отношению индивидуальной и среднегрупповой интенсивности кариеса.

    Г. Возрасту ребенка.

    3. Индивидуальная интенсивность кариеса определяется индексом:

    В. КПУ, кп, КПУ+ кп

    4. В группу лиц, имеющих компенсированную активность кариеса, относят детей, у которых индивидуальная КПУ:

    А. Равна среднегрупповой.

    Б. Меньше среднегрупповой на три сигмальных отклонения.

    В. Больше среднегрупповой.

    Ответы: 1-А; 2-А; 3-В; 4-Б;

    В) Структура содержания темы

    Схема Ориентировочной основы действия

    Этапы

    Средства

    Критерии самоконтроля

    Оценка отдаленных результатов лечения кариеса.

    Опрос ребенка и родителей

    Отсутствие жалоб на боли. выпадение пломбы, чувства дискомфорта свидетельствует о удовлетворительных результатах лечения кариеса

    Оценка качества пломбы

    Осмотр леченного зуба при помощи стоматологического зонда и зеркала

    При удовлетворительном результате лечения кариеса должно наблюдаться:

      Зуб в цвете не изменен.

      Пломба не изменена в цвете.

      Краевое прилегание пломбы не нарушено.

      Если пломба находится на контактной поверхности не должно наблюдаться признаков воспаления межзубного сосочка.

      Плотный межзубной контакт.

    Диспансерные группы по Т.Ф.Виноградовой:

    Соматически здоровые дети с компенсированной активностью кариеса, не имеющие заболеваний пародонта (кроме катарального гингивита. обусловленного плохой гигиеной и зубочелюстных аномалий.

    Наблюдаются стоматологом - 1 раз в год.

    Дети с компенсированной или субкомпенсированной активностью кариеса,имеющие гигивит (кроме хронического генерализованного гипертрофического гинигивита), имеющие аномалии отдельных зубов, либо имеющие соматическую патологию, не требующую длительного диспансерного наблюдения у педиатора.

    Дети с компенсированной, субкомпенсированной или декомпенсированной активностью кариеса, имеющие заболевания пародонта, имеющие аномалии прикуса, хроническую соматическую патологию.

    Наблюдаются у стоматолога 3-4 раза в год.

    Все дошкольники

    Наблюдаются у стоматолога 2 раза в год.

    Выходной контроль:

    Тестовый контроль:

    1. Отдаленные результаты лечения кариеса оценивают по: А. Отсутствие жалоб. Б. Оценка качества пломбы. В. Индексу УСП. Г. Приросту интенсивности кариеса.

      Кратность профилактических посещений стоматолога определяется: А. Группой диспансерного наблюдения. Б. Желанием пациента. В. Чем чаще, тем лучше.

      Критериями для распределения детей по диспансерным группам служат: А. Возраст ребенка. Б. Интенсивность кариеса. В. Наличие заболеваний пародонта и зубочелюстных аномалий Г. Интенсивность кариеса, наличие или отсутствие заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. соматическое здоровье.

      Ребенок. 9 лет, с КПУ+кп = 2. РМА = О. не имеющий зубочелюстных аномалий и соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год. Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

      Подросток. 14 лет, КПУ= О, КПИ = 2, не имеющий зубочелюстных аномалий и выявленной соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год. Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

      Ребенок. 5 лет, кп = 2. не имеющий заболеваний пародонта. зубочелюстных аномалий. соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

    001.Для снижения кариесвосприимчивость назначают внутрь препарат:

      лактат или глюконат кальция

      метилурацил

    1. лактобактерин

      интерферрон

    002.

      кальцинова

      интерферон

      супрастин

    1. лактобактерин

    003. Для снижения кариесвосприимчивости назначают детям внутрь препарат:

    1. бифидобактерин

      йодид калия

      метилурацил

    004. Для снижения кариесвосприимчивости назначают детям внутрь препарат:

      ацикловир

      эритромицин

      витафтор

    1. супрастин

    005. В целях профилактики кариеса у детей следует ограничить в рационе питания

      кисломолочные продукты

      зелень, овощи

      мясные консервы

      рыбные продукты

    006. В целях профилактики кариеса у детей следует ограничить в рационе пи­ тания:

    007. Для профилактической обработки эмали прорезавшихся постоянных зу­ бов у кариесвосприимчивых детей применяется:

      30% раствор нитрата серебра

      10% раствор глюконата кальция, 1-2% раствор фторида натрия

      2% раствор питьевой соды

      сафарейт

      йодид калия

    008.Для профилактической обработки эмали прорезавшихся постоянных зу бов у кариесвосприимчивых детей применяется:

      сафарейт

    1. 2% раствор метиленового синего

      40% раствор глюкозы

      р-р Шиллера-Писарева

    009.Длязапечатывания фиссур постоянных зубов применяют:

      силидонт

      компомеры

    1. амальгаму

    010. Герметизацию фиссур первых постоянных моляров рекомендуется прово­ дить в возрасте:

    1. в любом возрасте

    011.Таблетки фторида натрия для профилактики кариеса детям рекомендуют давать:

      1 раз в неделю

      каждый день

      через день

      2 раза в неделю

      1 раз в месяц

      цитрусовых

      молочных продуктов

    013. Для профилактики кандидоза нистатин назначается при лечении препа­ ратами:

      противовирусными

      противовоспалительными

      антибиотиками

      антигистаминными

      анальгетиками

    014. Задача врача при диспансеризации детей до 1 года в диспансерной группе состоит в:

      устранении факторов риска

      предупреждении возникновения факторов риска

      повышении уровня здоровья

      назначении корригирующих (лечебных) мероприятий

      выявлении факторов риска

    015. Для качественной гигиены полости рта необходимо использовать:

      зубные щетки и пасты

      зубные щетки, пасты и флоссы

      зубные щетки, пасты, флоссы и ополаскиватели

      зубные щетки, пасты, флоссы и жевательную резинку

      зубные щетки, пасты, жевательные резинки

    016. Наиболее простая и эффективная методика подготовки зубов к апплика­ ционной терапии:

      гигиеническая обработка зубов специальным абразивным порошком

      обработка зубов 2% раствором перекиси водорода

      гигиеническая обработка зубов с помощью щетки и пасты

      гигиеническая обработка зубов специальными приспособлениями и инстру­ментами

      полоскание полости рта водой

    017. Эндогенную профилактику кариеса временных зубов наиболее целесооб­разно проводить в:

      антенатальный период

      первое полугодие жизни

      второе полугодие первого года жизни

      второй год жизни

      третий год жизни

    018. Гигиеническое обучение ребенка необходимо начинать:

      в период прорезывания первых временных зубов

    1. в период прорезывания первых постоянных зубов

      у первоклассников

    019. Младшему школьнику с интактными зубами, живущему в местности с оп тимальным содержанием фтора в питьевой воде, назначают средства ги

    гиены полости рта:

      лечебно-профилактическую зубную пасту, содержащую фтор

      гигиенический зубной порошок

      гигиеническую зубную пасту

      лечебно-профилактическую зубную пасту, содержащую фосфорно-кальци

    5)лечебно-профилактические зубные пасты с экстрактами лечебных трав

    020.Ребенку с III степенью активности кариеса назначают средства гигиены:

      солевые зубные пасты

      лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие соединения фтора

      лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие экстракты лечебных

      гигиенические зубные эликсиры

      гигиенические зубные пасты и эликсиры

    Домашнее задание: тема – ошибки и осложнения при лечении кариеса зубов у детей.

    Основная литература:

    1. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста: уч. Пособие / Н.В. Курякина – М.: мед. Книга, Н. Новгород НГМА – 2007

    Дополнительная литература:

    1.Т.Ф.Виноградова Атлас стоматологических заболеваний у детей: Учебное пособие - М.: «МЕДпресс-информ» 2007

    2.Особенности эстетической реставрации в стоматологии: Серия методических фильмов: Фильмы 1-10 (Электронный ресурс).-СПб.: ЩЩЩ «Человек», 2005-3 электрон. опт. диска (CD – ROM) 2006

    3.Ткачук О.Е. Стоматология детского возраста: практическое руководство \ О.Е. Ткачук – Ростов на Дону: Феникс (Медицина для вас) 2006

    4.Иванова Е.Н. Стоматологические композиционные пломбировочные материалы: уч. Пособие / Е.Н. Иванова, И.А. Кузнецов – Ростов на Дону: Феникс (Медицина для вас) 2006

    Место профилактики в частной страховой и государственной стоматологии. — Санация. — Диспансеризация. — Стратегии работы в школах по рекомендациям ВОЗ.

    Стоматология — часть сферы медицинских услуг, которая работает в соответствии со спросом заказчика. Заказчиком — тем, кто оплачивает работу врача, амортизацию оборудования, расход материалов и т.д., в различных системах здравоохранения могут быть не только сами пациенты, но и различные организации:
    . в частной практике: все расходы несет пациент;
    . в страховой частной медицине пациент делает фиксированный взнос и взамен получает право на строго оговоренное страхователем количество и качество помощи; контроль над реальными расходами по медицинскому обслуживанию пациента осуществляет владелец страховой компании;
    . в страховой общественной медицине в аналогичной схеме расходы несет государство, община или другие коллективные собственники страховых организаций;
    . в государственной медицине все дозволенные обществом расходы по медицинскому обслуживанию граждан берет на себя бюджет страны, который формируется при участии граждан, платящих налоги.

    Спрос — то, чего хочет заказчик, т.е. только осознанная часть потребностей, ради удовлетворения которой заказчик готов нести расходы. Истинный объем потребностей пациента (населения страны) в стоматологической помощи устанавливает врач (или эпидбригады), обследующий пациента (население).

    Уровень спроса зависит от материального и социального уровня жизни пациента (общества). В большинстве случаев этот уровень оказывается ниже, чем реальный уровень потребностей.

    Цивилизация проходит несколько этапов спроса на стоматологическую помощь:
    . эпизодический спрос: к стоматологу обращаются только ради устранения боли, чаще выбирают хирургические методы лечения больных зубов (удаление);
    . регулярный спрос: от стоматолога требуют устранить боль, дискомфорт и эстетические проблемы пациента при помощи терапевтического и ортодонтического лечения;
    . профилактический спрос направлен на недопущение болезней, поэтому от стоматолога требуют обучения методам самопомощи, проведения врачебных и организации коммунальных профилактических мероприятий.

    Человечество до XX в. довольствовалось, в основном, первым уровнем стоматологической помощи. Следы этих традиций сохранились и в наше время: к концу прошлого века каждый пятый австралиец в возрасте 30 лет и каждый второй англичанин в возрасте 60 лет не имели ни одного естественного зуба. Резкий рост распространенности и интенсивности кариеса зубов в развитых странах Европы и Америки в средние века породил спрос на восстановительную помощь (к примеру, 70% врачей Дании 1970-х годов составляли дантисты). Необходимость все новых и новых усилий и расходов на восстановительную помощь, нарастающих, как снежный ком, заставила руководителей стоматологических ассоциаций ряда стран задуматься о необходимости формирования нового мировоззрения потребителей стоматологической помощи и создания таких систем стоматологической помощи, которые бы обеспечили достижение практических успехов первичной профилактики.

    В настоящее время в мире существует несколько вариантов стоматологических систем. Стоматологические системы отличаются в своем отношении к профилактике.

    Место профилактики в частной, страховой и государственной стоматологии

    Частная стоматология. Частный стоматолог — представитель свободной профессии. Он подчиняется лишь требованиям профессиональной этики, общим законам государства, контролю гигиенистов и пожарных. Дантист сам выбирает место работы и жительства, сам набирает штат сотрудников, сам определяет режим работы и, в конце концов, сам формирует круг пациентов. Основными целями деятельности частного стоматолога как истинного работника либеральной экономики является достижение стабильно высокого уровня жизни и чувства гордости за уровень своего профессионализма.

    Так как различные виды стоматологической помощи имеют различные цены и престижность, частный дантист делает выбор и составляет свой список процедур, реализуемых на приеме в его кабинете. Как правило, частный стоматолог предпочитает сделать малое количество дорогостоящих работ вместо того, чтобы «за те же деньги» выполнять большой объем дешевой работы. Лечение детей (т.е. ранних стадий кариеса постоянных зубов) и профилактические работы (санитарное просвещение, профгигиена) отнимают много физических и душевных сил, но далеко не каждый пациент готов платить за них высокую цену — заниматься такой работой частному стоматологу часто не выгодно. В районе с дефицитом врачей можно заниматься дешевой профилактической работой для того, чтобы с ее помощью получить другую выгоду: поднять свой престиж и привлечь уже в качестве пациентов родителей, приведших в кабинет своих детей.

    В районах же, где все платежеспособные пациенты уже «разобраны», где пациенты имеют высокую мотивацию к профилактике, врачи поднимают цены на профилактические работы, но тем самым сужают круг их потребителей. В тех немногих странах, где частная практика является единственной формой стоматологической помощи, частных врачей призывают заниматься профилактикой, но признают, что они не являются опорой для охвата профилактической помощью всего населения страны.

    В большинстве стран к концу XIX в. стала очевидна недоступность восстановительной стоматологической помощи значительной части населения. Финансовые барьеры были «снижены» при участии частных страховых служб. Такой вариант является главным в сегодняшней Франции, Нидерландах, Турции, Греции, Испании, Италии. Врач остается свободным работником, но теперь его планы оказания помощи и качество этой помощи контролируются владельцем страховой компании, кровно заинтересованным в сохранении своих доходов, т.е. в экономии страховых средств.

    Именно страхователь определяет круг процедур, подлежащих страховому (полному или льготному) финансированию. К примеру, страхователь не склонен оплачивать профессиональную гигиену, потому что качество удаления поддесневых отложений трудно контролировать, редко включает в перечень услуг местные фторпро-цедуры, так как трудно выяснить, были ли они проведены на самом деле; к тому же для страхователя не очевидна непосредственная связь этих лечебно-профилактических процедур с укреплением здоровья пациента, т.е. с сокращением страховых расходов в будущем.

    Поэтому профилактическая активность врача, работающего в рамках частной страховой медицины, как и в случае частной стоматологии, чаще всего имеет ограничения экономической природы.

    Идея профилактики получает значительную финансовую поддержку в рамках общественного страхования, когда в регионе (стране) создается страховой фонд из денег рядовых граждан, предпринимателей, местных административных или государственных бюджетов, и этот фонд уже не является ничьей частной собственностью. Этим фондом распоряжается общественный совет, заключающий контракт с частными дантистами на оказание приоритетных для общества видов стоматологической помощи. Наиболее просвещенные стоматологи и администраторы подсчитали, что обществу выгоднее оплачивать предупреждение и/или раннее лечение стоматологической патологии, т.е. поддерживать профилактику и лечение детей.

    В соответствии с уровнем своих финансовых возможностей страховая общественная стоматологическая служба обеспечивает общество неотложной помощью, а также тем или иным объемом профилактики:
    . только осмотрами школьников и направлением их к частным врачам для своевременного лечения за полную стоимость (во Франции) или со скидками (в Норвегии);
    . первичной профилактикой в коммунах (фторированием воды, молока, соли) и в школах (уроками гигиены, полосканиями фторсодержащими растворами в Швейцарии);
    . бесплатной профилактикой и лечением детей в общественных стоматологических центрах (в Дании, Исландии).

    Врачи, сотрудничающие с общественными страховыми компаниями, отчитываются за каждую конкретную услугу пофамильно и получают соответствующий гонорар. Каждый врач должен доказать общественному совету, что методики его работы наиболее целесообразны (т.е. имеют наивысшую клиническую и экономическую эффективность, что характерно как раз для профилактических подходов), в противном случае следующий контракт будет заключен с другим врачом.

    Общественные советы ищут рациональные варианты проведения профилактических процедур: подсчитав расходы на профилактические неинвазивные работы, многие из них пришли к выводу, что они должны выполняться менее дорогими специалистами (гигиенистами) или даже добровольцами. В системе общественной страховой медицины население поставлено перед выбором: принимать и поддерживать льготную профилактическую помощь — или платить из своего кармана за лечение осложненного кариеса, удаление под анестезией и протезирование (сегодня — практически во всем мире). Успехи такой системы поставили Данию в пример другим странам в деле улучшения здоровья страны.

    С 1920-х годов начала развиваться государственная стоматологическая служба — сначала в России (СССР), позже - в странах так называемого социалистического лагеря (в странах Восточной Европы, на Кубе и т.д.). В России она пришла на смену системе, сочетающей частное и общественное страхование, — так называемым больничным кассам. По декрету Совета рабочих и крестьянских депутатов в 1918 г. больничные кассы были переданы в распоряжение Комиссара Здравоохранения (Наркомздраву).

    Постановление, подписанное Дауге, требовало:
    . постепенно уничтожить частную практику (разрешить частный прием только с ведома Комиссара);
    . объявить трудовую повинность зубных врачей;
    . правильно распределить зубную помощь между городом и деревней; создать амбулатории в уездах и волостях;
    . обеспечить бесплатность всех видов зубоврачебной помощи (но с оплатой протезирования по себестоимости);
    . наладить профилактику.

    Зубоврачебная помощь должна была стать «общедоступной и общеобязательной». Система общественного страхования существовала в России еще некоторое время, помогая реализации целей, поставленных Дауге.

    В 1930-е годы сложились основные стандарты государственной стоматологической службы, в основном работающие и в настоящее время. В бюджете здравоохранения выделяются деньги, обеспечивающие работу стоматологических поликлиник (отделений, кабинетов). Районная поликлиника (основное звено в городской службе) имеет район обслуживания, население которого должно быть охвачено помощью. Общедоступность помощи обеспечивается врачами, работающими непосредственно в поликлинике, и организацией стоматологической службы непосредственно в коллективах (в школах, детских садах и т.д., где стремятся реализовать принцип обязательности).

    Врач получает фиксированную ежемесячную зарплату, свое соответствие должности доказывает отчетами, приоритеты его деятельности (профилактика? лечение молочных зубов? лечение постоянных зубов?) определяются показателями работы, заданными государством. Объем работы стоматолога исчисляется в условных трудовых единицах (УЕТ): за исходное содержание 1 УЕТ принято лечение среднего кариеса без анестезии, завершающееся наложением одной цементной пломбы (= 20 мин рабочего времени). Врач должен сделать 25 УЕТ в день и мог бы набрать эту сумму из различных процедур (лечение кариеса — от 1 до 4 УЕТ; профосмотр — 1 УЕТ; аппликация фторлака на все зубы — 2 УЕТ; герметизация фиссур в одном зубе — 1 УЕТ), но выбор ограничен необходимостью поставить 10—12 пломб в день и обеспечить максимальный процент лиц с полным оздоровлением полости рта (санацией).

    Санация

    Санация (оздоровление) — устранение всех разрушенных зубов и/или их реставрация. По организационным признакам выделяют несколько вариантов стоматологической санации: а) по инициативе пациента («по обращаемости»); б) по инициативе государства («плановая»). Плановая санация может быть:
    . централизованной, когда в поликлинику приводят группы детей из коллективов;
    . децентрализованной, когда врач работает вне поликлиники: в каждой школе с числом учеников 800 и более обязательно должен быть стоматологический стационарный кабинет, где лечат в учебное время школьников, а в каникулярное — детей из ближайших детских садов; вариантом децентрализованного метода санации является бригадный метод, предполагающий выезд стоматологической бригады с передвижным оборудованием в детские сады, отдаленные сельские пункты.

    Администрация поликлиники отчитывается перед районным, городским, республиканским стоматологом по форме № 1: о числе посещений, о проценте осмотренных, о проценте нуждающихся в лечении, о проценте «отказчиков» и санированных, о соотношении случаев лечения и удаления зубов, лечения неосложненного и осложненного кариеса. Очевидно, что система плановой санации изначально ориентирована не на первичную, а на вторичную профилактику. Первичная профилактическая активность контролируется слабо, в отчетах не поощряется.

    Низкая эффективность санации для оздоровления заставила организаторов задуматься о внедрении других форм работы. Было замечено, что при частоте осмотров и лечения один раз в год у некоторых детей из недиагностированного начального кариеса успевают развиться его осложненные формы. Идея осматривать всех детей чаще, дважды в год, не состоялась (Лимберг, 1900) — на это требуется слишком много стоматологических сил, к тому же многих детей приходится смотреть «зря». Профессор Т.Ф.Виноградова предложила систему дифференцированной многократной санации детей, частота которой соответствовала бы степени индивидуального риска развития кариеса. Эта идея совпала с провозглашенной в 1980-е годы политикой диспансеризации населения.

    Диспансеризация

    Диспансеризация — это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных, социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов.

    Термин происходит от франц. dispenser — разделять. Речь идет о выявлении факторов риска заболеваний у каждого человека для того, чтобы на этой основе разделить популяцию на более или менее однородные группы, требующие более или менее активного медицинского вмешательства. Критерии стоматологической диспансеризации связаны с возрастом, соматическим фоном и с факторами риска развития стоматологической патологии.

    Выделяют три группы стоматологического диспансерного учета (табл. 8.1), для которых предусмотрена разная кратность осмотров: для первой группы — 1 раз в год, для второй — 2 раза в год, для третьей — 3 раза и чаще. Важным стоматологическим критерием для диспансеризации является форма течения кариеса зубов: основу первой группы составляют дети с компенсированным течением, второй — с субкомпенсированным течением, третьей — с декомпенсированным течением кариеса.

    Таблица 8.1. Диспансерные стоматологические группы


    Наличие соматического заболевания перемещает ребенка в следующую, более «тяжелую» группу. Детей, находящихся на ортодонтичском лечении или на этапах реабилитации после хирургического лечения, относят ко второй группе. Детей, требующих пристального наблюдения и активного курсового лечения (с начальным кариесом, травмой незрелого зуба, маргинальным периодонтитом и т.д.), относят к третьей группе.

    Т.Ф.Виноградова предлагает поэтапное развертывание стоматологической помощи в детских учреждениях: 1) плановая санация с одновременным разделением на группы диспансерного учета; 2) санация полости рта и профилактика в системе диспансерного учета. ВОЗ оценила эту систему как оптимальную при условии соблюдения баланса между потребностями и возможностями общества. Если бюджет скуден, то, при попытке распределить его на всех и таким образом охватить всех школьников санацией, приходится работать дешевыми материалами на дешевом оборудовании.

    При этом страдает и темп, и качество работы — образуется явный дефицит рабочего времени, что в первую очередь негативно отражается на первичной профилактике.

    Кроме того, показатели диспансерного учета ориентированы не на выращивание детей со здоровыми зубами, но только на их учет (число охваченных пациентов, число осмотренных, число пациентов, снятых с учета).

    ВОЗ рекомендует несколько вариантов организации работы в школах в условиях дефицита времени и денег. Главная идея заключается в том, чтобы сосредоточить свои усилия на первичной профилактике для всех и на обязательном лечении постоянных зубов только в некоторых, приоритетных группах, а лечение остальных детей проводить только по инициативе, т.е. по обращаемости.

    Предложено несколько схем систематической профилактики и лечения школьников (табл. 8.2).

    Таблица 8.2. Стратегии ВОЗ для работы в школах



    Отчетность, согласно ВОЗ, ориентирована на процент здоровых (без кариозных зубов/здоровых; леченых) детей.

    Итак, традиционные системы государственной стоматологической помощи вменяют в служебные обязанности стоматолога ежедневную профилактическую работу, но нуждаются в более серьезном экономическом (и моральном) обеспечении, в стимулах и контроле. Такими факторами могут стать профилактические программы.

    Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова


    Идея диспансеризации населения у стоматолога в нашей стране была выдвинута в 1962 г. на IV Всесоюзном съезде стоматологов в Москве членом-корреспондентом АМН СССР проф. А. И. Евдокимовым.
    По предложению А. И. Евдокимова, диспансеризации подлежат лица различных возрастных групп и профессий: новорожденные, дети периода первого прорезывания зубов, включая дошкольный возраст, дети детских садов, дети и подростки школьного возраста, студенты, военнослужащие, беременные женщины, рабочие и служащие, их семьи, пенсионеры.
    После 1962 г. в литературе появились работы, посвященные разработке и изучению диспансеризации отдельных групп детского населения. При этом при определении групп одни авторы ориентируют врача на характер стоматологического заболевания независимо от возраста ребенка, другие исходят из общего состояния здоровья детей, не учитывая возраста и характера стоматологического заболевания.
    Многолетний опыт работы в области стоматологии детского возраста, разработка содержания, методики и периодичности плановой санации полости рта у детей (Т. Ф. Виноградова), изучение роли одонтогенных очагов в лечении и профилактике соматических заболеваний (Т. Ф. Виноградова, О. П. Максимова), эффективности диспансеризации детей, страдающих кариесом зубов (Т. Ф. Виноградова, Г. А. Блехер), эффективности диспансеризации детей с заболеваниями краевого пародонта (Т. Ф. Виноградова,
    О. П. Максимова), участие в разработке содержания и методики диспансеризации с целью ранней диагностики и профилактики аномалий прикуса у детей (Н. Г. Снагина), возможность активно проводить профилактические мероприятия на популяционном, групповом и индивидуальном уровне (Т. Ф. Виноградова, Н. В. Морозова), научное обоснование методов исследования детей при отборе и группировке для диспансерного наблюдения (Т. Ф. Виноградова, 1970) доказали, что диспансеризация в настоящее время является самым прогрессивным методом работы детских стоматологов. При этом на диспансерное обслуживание должно быть взято все детское население страны.
    Ведущими научными и организационными предпосылками целесообразности диспансеризации всего детского населения СССР у стоматолога является прежде всего высокая распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний у детей всех возрастов (рис. 1).
    Это прежде всего такие заболевания, как кариес зубов, аномалии прикуса, заболевания краевого пародонта, пороки развития лица и челюстей.
    Особенностью настоящего этапа развития педиатрии является то, что многие заболевания детей, такие как сердечно-сосудистая патология, ревматизм, нефропатия, мно- ние инфекционно-аллергические состояния, заболевания желудочно-кишечного тракта и печени, педиатры рассматривают в связи с заболеваниями зубов и краевого пародонта, придавая последним ведущее значение в развитии патологии и отмечая их значительную распространенность. Задача вырастить здорового ребенка не может быть решена без сокращения и ликвидации стоматологических заболеваний.
    Не менее важными факторами, обосновывающими целесообразность диспансеризации детского населения у стоматолога, являются хроническое течение большинства стоматологических заболеваний и необходимость длительной коррекции развития челюстей после травмы, секвестро- томии, удаления опухоли и др. Указанное в равной степени относится ко всем заболеваниям и особенно к таким наиболее распространенным, как кариес, аномалии прикуса, забо-

    Рис. 1. Возрастная характеристика стоматологических заболеваний у
    детей.

    а - распространенность кариеса; б - интенсивность кариеса; в - нуждаемость
    в санации; г - частота аномалии прикуса (по X.. А. Каламкарову); д - рас-
    пространенность заболеваний краевого пародонта.
    левания краевого пародонта, пороки развития лица и челюстей и др.
    Кариес зубов, диагностируемый в Москве у 21 % детей в возрасте 3 лет, возрастает до 51% к 4-м годам, до 71% к 5-ти годам и т. д. [Виноградова Т. Ф., 1976]; при этом прирост интенсивности кариеса (появление новых кариозных зубов, кариозных полостей, зубов, подлежащих удалению и т. д.) у одного ребенка в год составляет от 0,6 до 1,3 зуба. Ежегодный прирост у школьников интенсивности кариеса с третьей степенью активности составляет 2,25 зуба и 4,4 кариозные полости за счет необходимости пломбирования разрушающихся ранее пломбированных зубов.
    Плановая санация полости рта, предусматривающая лечение кариеса зубов у детей организованных дошкольных и школьных учреждений, позволяет содержать зубы детей в хорошем состоянии: запломбированы все кариозные полости, вылечены пульпиты и периодонтит, удалены зубы, не подлежащие консервативному лечению. Другими словами, санация полости рта восстанавливает утраченную в результате кариеса основную функцию - разжевывания пищи. Если санация полости рта проводится не от случая к случаю и не один раз в год всем детям независимо от индивидуальных показаний, а в сроки, определенные для каждого ребенка индивидуально, то появляется возможность не только запломбировать кариозные полости, но и свести до минимума осложненные формы кариеса, потерю постоянных зубов, предупредить прогрессивное развитие и возникновение начальных форм кариеса и др.
    Детские стоматологи давно увидели эффективность плановой санации полости рта и назвали ее «профилактической». Плановая «профилактическая» санация полости рта школьникам проводится многие годы в республиках Прибалтики, в областях и районах РСФСР, во всех промышленных городах Советского Союза. Это позволяет без серьезной ломки системы оказания стоматологической помощи перейти на диспансерное обслуживание детей у стоматолога, ибо плановая станация всего лишь часть диспансерной работы.
    Идея проведения двукратной в течение года плановой санации полости рта у школьников впервые была высказана А. К. Лимбергом (1900 г.) в статье «Программа собирания сведений о зубах и зубоврачебной помощи в школах Российской империи», опубликованной в журнале «Зубоврачебный вестник».
    Высокое профилактическое значение плановой санации полости рта в системе воспитания здорового ребенка требует от организаторов проведения ее такой же ответственности, как и при проведении профилактических прививок и других оздоровительных мероприятий.
    В то же время возрастающая в настоящее время частота кариеса зубов, высокая интенсивность развития этого патологического процесса, а также растущее число заболеваний краевого пародонта и аномалий прикуса у детей создают ситуацию, при которой провести двухразовую санацию полости рта в течение календарного года всем детям школьного возраста становится трудно, а в некоторых географических зонах СССР невозможно.
    При санации полости рта один раз в год у половины детей не предотвращается развитие одонтогенных очагов, разрушающих коронки зубов, наступает ранняя потеря зубов, приводящая в свою очередь к нарушению пережевывания пищи, формированию деформаций прикуса и т. д. Плановая санация полости рта утрачивает свое профилактическое значение.

    Рис. 2. Схема подсчета индексов КПУ, кп, КПп. Пример: КПУзуб-П, к-2, П-9,
    КПУпов-16, к-2, П-14.


    Рис. 3. Схема подсчета при-
    роста интенсивности кариеса
    по индексам КПУ, кп, КПУ +
    + кп.

    На базе межрайонной детской стоматологической поликлиники № 26 Ворошиловского района Москвы (клиническая база кафедры стоматологии детского возраста ЦОЛИУВ) было обследовано 65 тыс. детей школьного возраста и проанализированы истории болезни более 10 тыс. детей в динамике 10-летней санации полости рта 2 раза в течение учебного года.
    В результате этой работы было сформулировано понятие о степени активности кариеса и выдвинута рабочая гипотеза о кратности санации полости рта детям школьного возраста на основе активности течения кариеса.
    Первой степенью активности кариеса считается такое состояние, когда индекс КПУ, кп или КПУ -\- кп (в период смешанного прикуса) не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы (рис. 2). Отсутствуют начальные


    М - среднее значение показателя (КПУ, кп, КПУ + кп) среднее отклонение
    от М.

    стадии кариеса, выявленные специальными методами. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс при обработке обнаруживает тенденцию к ограничению (рис. 3). Ребенок относится к I и II группам здоровья (не имеет хронических заболеваний) или имеет компенсированное состояние хронического заболевания (III группа здоровья).
    Если считать, что для Москвы среднее значение интенсивности КПУ или КПУ + кп для детей 1-2-3-х классов равно 5; 4-5-6-7-х классов - 4; 8-9-10-х классов - 6, то первая степень активности кариеса определяется показателями КПУ, кп или КПУ + кп меньше 5 в 1-2-3-х классах, меньше 4 - в 4-5-6-7-х классах, меньше 6 - в 8-9-10-х классах.
    Второй степенью активности кариеса считается такое состояние, когда интенсивность кариеса по индексам КПУ, кп, КПУ + кп больше среднего значения интенсивности для данной возрастной группы (т. е равна сумме среднего зрачения КПУ, кп, КПУ + кп и трех сиг-
    у у
    мальных отклонений, т. е. М + Зо, где а=--пшц к =
    = 6,5) при оптимальном проявлении клинических признаков кариеса (рис. 4); кариозные полости локализуются в типичных зонах, края эмали закругленные, дентин в меру пигментирован, кариозный процесс в зубе развивается с тенденцией к ограничению патологических изменений. Отсутствуют симптомы начального кариеса пришеечной области

    и области иммунных зон, гигиенический индекс меньше 2 по Федорову и Володкиной.
    Для Москвы вторая степень активности кариеса определяется показателями: для детей 1-2-3-х классов - до 8; 4-5-6-7-х классов - до 8; 8-9-10-х классов - до 9.
    Третьей степенью активности карие- с а считается такое состояние, при котором показатели КПУ, кп или КПУ + кп превышают максимальный показатель М + За или при меньшем значении КПУ обнаруживаются множественные меловые пятна: клиническое развитие кариеса соответствует активному процессу (локализация кариеса в области иммунных зон с обилием светлого влажного дентина, с хрупкими острыми краями эмали, патологический процесс не имет тенденции к ограничению и т. д.
    На основе этих исследований, а также данных математической обработки динамических наблюдений за развитием кариеса с разной исходной степенью активности в течение 10 лет, показавшей, что осложнения кариеса у детей с первой степенью активности формируются через 13 мес, со второй степенью через 7 мес, а с третьей степенью через 3,3 мес Сп2 = 29%), стало возможным рекомендовать:

    • здоровых детей и детей, имеющих первую степень активности кариеса, осматривать и санировать 1 раз в календарном году;
    • детей, имеющих вторую степень активности, осматривать и санировать 2 раза в календарном году;
    • детей, имеющих третью степень активности, - 3 раза в календарном году.
    Для изучения эффективности этого предложения по схеме последовательности и кратности санации полости рта, согласно методическим разработкам кафедры, была проведена работа в одной школе, затем в 5, 10 и с 1973 г. во всех 58 школах Ворошиловского района Москвы (рис. 5).
    Результаты такой санации полости рта, основанной на степени активности развития кариеса зубов, дали высокий медицинский и экономический эффект:
    • количество посещений для осмотра школьников сократилось на 26% (на осмотры каждой тысячи школьников экономилось 450 посещений);
    • за счет сэкономленного времени представилась возможность довести охват плановой санацией полости рта до 97,1% и санировать из нуждающихся 97,7%;
    • число постоянных зубов, подлежащих удалению,
    1
    в течение года сократилось с 17,2 до 4,0 на 1000 обследованных;
    - число случаев осложненного кариеса во временных зубах сократилось с 179,5 до 32,6 на 1000 детей, а в постоянных с 45,7 до 21,9.
    Высокий охват детей школьного возраста плановым лечением кариеса, высокий процент санированных детей из числа нуждающихся при минимальном количестве случаев осложненного кариеса и потери зубов свидетельствуют об эффективности предложения о кратности санации полости рта школьников.
    В настоящее время этот метод с успехом используется в работе детских стоматологов Москвы и других городов СССР.

    На Всесоюзном семинаре по обмену опытом «Организация стоматологической помощи школьникам», 1978 г. была одобрена новая форма кратности санации полости рта школьников, основанной на степени активности кариеса, и принято решение

    • здоровых детей и детей, имеющих первую степень активности кариеса, осматривать и санировать с интервалом в 1 год;
    • детей со второй степенью активности кариеса - с интервалом в 6 мес;
    • детей с третьей степенью активности кариеса - каждые 3-4 мес.
    Эффективность плановой санации полости рта следует оценивать по следующим показателям:
    1. Охват санацией детей (учет производится по формуле Н. И. Коллегова 1959 г.):
    1. Процент санированных из нуждающихся.
    2. Количество случаев осложненного кариеса на 1000 детей: во временных зубах, в постоянных зубах.
    3. Количество отсутствующих постоянных зубов на 1000 детей.
    4. Количество условно-трудовых единиц (УТЕ), выработанных врачом в день.
    В настоящее время метод санации полости рта с кратностью дифференцированной в зависимости от степени активности кариеса приводится как обязательное мероприятие комплексной программы профилактики основных стоматологических заболеваний (методические указания М3 СССР «Организация профилактики основных стоматологических заболеваний» от 6 февраля 1986 г. № 06- 14/38).
    Этот метод имеет в основном лечебное значение, а профилактическое значение в отношении возникновения первичных очагов кариозного разрушения зуба его невелико. Дальнейшим совершенствованием инициативной формы оказания стоматологической помощи детям в СССР являлась система диспансеризации детей у стоматолога.
    Диспансеризация является более совершенной формой работы детских стоматологов, поскольку наряду с плановой санацией полости рта предусматривает плановую
    профилактику стоматологических заболеваний во все возрастные периоды с учетом индивидуальных особенностей общего состояния здоровья ребенка и стоматологического статуса. Кроме того, диспансеризация детей у стоматолога предусматривает плановый комплекс лечебных и профилактических мероприятий в отношении не только кариеса зубов, но и аномалий прикуса, заболеваний краевого пародонта, опухолей, травм, пороков развития лица и т. д.
    Большинство аномалий прикуса с возрастом приобретает характер деформаций челюстей, обусловливая устойчивое закрепление и формирование неправильных функций глотания, пережевывания, дыхания, речевой артикуляции и др. Аномалии прикуса сочетаются с кариесом зубов, гингивитами и плохим гигиеническим состоянием полости рта, обусловливая синдром взаимного отягощения. В свою очередь выявленные аномалии, особенно деформации, нуждаются в длительном комплексном лечении - от 6 мес до 2,5 лет [Зволинская Р. М., 1971], продолжительном периоде ретенции достигнутых результатов и обязательном контроле в критические периоды развития челюстей (прорезывания первых постоянных моляров, смена резцов и клыков и т. д) [Снагина Н. Г., Сальков- ская Е. А., 1976, и др.].
    Все это требует длительного наблюдения ^а ребенком и оказания ему специальной помощи в разные возрастные периоды и на различных этапах развития патологии, что может быть обеспечено диспансеризацией.
    Пороки развития лица и челюстей диагностируются у ребенка при рождении, и с этого момента до 18-20 лет он практически должен находиться под активным наблюдением стоматолога. Смысл этого наблюдения многогранен: организация операции, консервативное лечение заболеваний уха, горла, носа, ортодонтическое лечение, повторные операции и протезирование и др.
    Травматические повреждения челюстно-лицевой области от незначительных до самых серьезных в большинстве случаев отражаются на росте и развитии тканей лица и челюстей. Своевременная коррекция этих нарушений, ортодонтическое лечение, протезирование во время наблюдения за ребенком в критические периоды развития челюстей предупреждают формирование деформаций. Следовательно, все дети, перенесшие травмы, нуждаются в длительном наблюдении стоматолога и требуют индивидуальной специализированной помощи.
    Опухоли челюстно-лицевой области у детей сами по себе приводят к нарушению роста и развития органов полости рта. Операции по поводу опухолей в свою очередь усугубляют эти нарушения. В то же время прогноз сложной патологии может быть более благоприяным, если ребенка своевременно взяли на диспансерное наблюдение, включающее комплекс хирургических, протетических и ортодонтических методов лечения. Период диспанесерного наблюдения продолжается от времени диагностики новообразования до того возраста, когда у ребенка наступит стабилизация роста и развития органов полости рта и челюстей.
    Таким образом, следует подчеркнуть, что большинство стоматологических заболеваний, которые распространены среди детского населения, не излечивается в результате разового и даже многократного посещения стоматолога. Эти заболевания, диагностируемые однажды в любом возрасте, с разной степенью активности продолжаются практически всю жизнь (кариес зубов, болезни пародонта). Необходимо отметить, что в детском возрасте активность патологического процесса всегда более выражена.
    Указанные обстоятельства диктуют настоятельную целесообразность своевременной диагностики ранних стадий патологии, предупреждения осложненных форм заболеваний и патологических процессов, т. е. организации динамического наблюдения детей всех возрастных групп у стоматолога.
    Следует подчеркнуть, что целесообразность диспансеризации детей у стоматолога обусловлена не только необходимостью своевременного выявления, лечения ранних стадий заболеваний, предупреждения развития осложненных форм и т. д., но и мероприятиями, направленными на профилактику возникновения стоматологических заболеваний.
    В этом плане прежде всего необходимо отметить такие специфичные для развития детского организма особенности: диспропорция роста и созревания органов полости рта, морфологическая и функциональная незрелость тканей зубов и челюстно-лицевой области.
    В педиатрии выделяют следующие возрастные периоды: период новорожденности и грудной (от рождения до 1 года); преддошкольный - ранний (от 1 года до 3 лет); дошкольный (от 4 до 6 лет) и школьный возраст, в котором выделяют периоды младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11 -14 лет) и старшего школьного возраста (15-18 лет).

    Для каждого возоастного пеоиода характерны свои особенности, обусловленные строением и функцией системы жизнеобеспечения организма, и определены критерии физиологического состояния зубочелюстной системы ребенка.
    Высокая частота пороков развития аномалий и заболеваний полости рта у детей обусловлена в первую очередь тем, что в течение всего детства зубочелюстно-лицевая система ребенка состоит из большого количества морфологически незрелых структур. Процессы ее формирования, созревания и перестройки носят характер не только нарастающего созревания, но и четко сформированных тенденций инволюции. В челюсти 8-летнего ребенка одновременно происходит формирование коронковой части постоянных моляров, рост корней премоляров, начало резорбции молочных клыков и окончательная резорбция молочных моляров. Указанные особенности обусловливают различную чувствительность тканей, разные формы реакции и исходы этих реакций при одном и том же воздействии внешних и внутренних факторов.
    По данным А. Г. Кнорре (1953), каждая следующая стадия онтогенеза причинно вытекает из предыдущей и имеющихся в данный момент условий развития. Если условий (внешних и внутренних), важных для осуществления нормального процесса развития, недостает или прибавляется необычный внешний фактор, способный повлиять на ход развития, онтогенез отклоняется от нормального пути. Каждый орган имеет критический период развития, во время которого он более чувствителен к воздействию вредных факторов. Чем раньше действует отрицательный фактор, тем большее число дефектов возникает, а те органы или части органов, которые в данный момент находятся ближе к вершине метаболической активности, подвергаются наиболее сильному воздействию.
    Следовательно, один и тот же неблагоприятный фактор, действуя на разных стадиях развития зубочелюстной системы, вызывает различные отклонения: пороки развития в закладывающемся зубе, аномалию в формирующемся зубе, условия к снижению сопротивляемости, риск возникновения заболевания зубов, в которых идет процесс обызвествления тканей, и отсутствие видимой реакции в зубах, где преобладают процессы инволюции и резорбции.
    В зубочелюстной системе форма и функция органов взаимно связаны и обусловлены. Величина и форма зубов

    требуют соответствующих размеров челюстей. Однако величина и форма челюстей формируются не только под воздействием величины и формы зубов, языка и миндалин, но и при активном влиянии функций жевания, глотания, артикуляции, которые в свою очередь обусловлены биологической активностью функций жевательной, мимической и артикуляционной мускулатуры.
    Таким образом, различные факторы внешнего и внутреннего характера, оказывая влияние на органы полости рта на любых этапах их развития и не обладая универсальным действием, могут нарушить процесс гармоничного развития в этой сложной и многогранной (еще далеко не изученной) системе. При этом возникают патологические ситуации, обусловленные переходом от физиологически закономерных состояний относительной незрелости тканей и диспропорции их развития [Долецкий С. Я., 1973] к патологическим диспропорциям, т. е. к несоответствию характера развития органов и тканей полости рта и нарушению пропорциональности их развития. Диспропорция роста тканей приводит к нарушению форм и положения органов (зуб, челюсть, язык), обусловливая или создавая фон для формирования значительных морфофункциональных изменений.
    В стоматологии детского возраста преобладающее большинство описанных ситуаций трактуется как заболевание, требующее лечения. Это объясняется тем, что изменения обнаруживаются в период, когда порочный круг взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов почти замкнут и патология представлена как результат действия вредного влияния на формирующиеся органы. Правильное понимание механизмов этой ситуации определяет необходимость выделения следующих понятий клинического состояния органов полости рта у детей: норма, вариант нормы, формирующиеся аномалии, сформированная патология (различной степени по тяжести проявления синдромов и симптомов).
    Своевременно предупредить диспропорцию, направить формирование челюстей и органов полости рта, включить дифференцированные рекомендации по профилактике кариеса, аномалий прикуса и др., нормализовать условия их созревания и т. д. врач может в случае, если он наблюдает ребенка регулярно от рождения. Такая возможность появляется только при переходе на диспансерный метод обслуживания детей стоматологом.
    Наблюдение за ребенком в критические периоды воз- доожной диспропорции роста челюстей дает возможность провести коррекцию такой диспропорции, назначить средства, способные укрепить, повысить резистентность морфологически незрелых твердых тканей зуба, нормализовать и скорректировать работу функционально незрелой жевательной и мимической мускулатуры при выполнении основных функций жевания, глотания, артикуляции, закрывания рта и др. Все это обусловливает целесообразность активного наблюдения за здоровым ребенком с целью использования указанных возможностей и проведения активной профилактики преобладающей патологии стоматологического профиля, какой являются кариес зубов, аномалии прикуса и заболевания краевого пародонта.
    Гигиеническое воспитание и обучение населения методам предупреждения развития стоматологических заболеваний; рациональное сбалансированное питание, правильное энергичное пережевывание пищи, правильное глотание, гигиена полости рта (включающая уход за зубами и санацию полости рта), правильное дыхание, поддержание оптимального тонуса мимической мускулатуры в покое, правильная артикуляция органов полости рта при произношении звуков, устранение и предотвращение вредных привычек должны проводиться с раннего детства. Информация о гигиеническом воспитании и обучении должна своевременно поступать вначале для матери, а затем и для ребенка в соответствии с его возрастом, по мере формирования морфологической и функциональной зрелости основных органов и тканей зубочелюстной системы.
    В период новорожденное™ и грудной необходимо обучить мать правильному кормлению ребенка грудью, пользованию резиновой соской, пустышкой, нужно организовать докорм со своевременным введением продуктов питания с соответствующей консистенцией и жесткостью соответственно возможностям ребенка, вовремя перевести ребенка на кормление с помощью ложки, изменяя соответственно возрасту форму размера ложки и т. д.
    В преддошкольном периоде, не уменьшая внимания к правильному формированию функций жевания, глотания, необходимо приучить ребенка вначале полоскать рот после еды, затем чистить зубы зубной щеткой, а к 3 годам пользоваться зубной пастой.
    В раннем детском возрасте ребенку необходимо рекомендовать зубную щетку больших размеров. Если у ребенка имеются кариозные зубы (запломбированные), помимо гигиенической пасты, дополнительно проводят лечебную процедуру с использованием фторсодержащей зубной пасты. Процедуру рекомендуется проводить вечером с течение 1-2 мин по песочным часам и под контролем взрослых.
    Если уроки гигиенического обучения и воспитания детей проводить своевременно, правильно методически и полноценно по содержанию, то в младшем школьном возрасте эти правила легко закрепляются на специальных уроках, а в период среднего и старшего школьного возраста навыки, полученные в предыдущие годы, станут потребностью.
    Таким образом, высокая распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний у детей, необходимость коррекции диспропорций роста и регулирования формирования основных функций зубочелюстной системы, гигиеническое обучение и воспитание детей правилам гигиены полости рта, плановое проведение профилактических мероприятий диктуют целесообразность создания и совершенствования такой системы организации стоматологической помощи детям в СССР, согласно которой каждый ребенок, где бы он ни был, должен получить помощь стоматолога в соответствии с планом комплексных мероприятий детского стоматологического учреждения и по инициативе этого учреждения.
    Такой организационной формой является диспансеризация всех детей у стоматолога.
    Диспансеризация является ведущим методом деятельности медицинских работников, включающим лечебнопрофилактические и санитарно-оздоровительные мероприятия с целью сохранения здоровья детей.
    Диспансеризация всего детского населения у стоматолога призвана сыграть роль такой организационной формы, которая позволила бы с самого рождения ребенка наблюдать за развитием органов челюстно-лицевой области, формированием основных функций зубочелюстной системы, регулировать ее рост и развитие, устранять факторы, способствующие возникновению патологии, предупреждать развитие заболеваний полости рта, диагностировать ранние признаки болезней, лечить их, предупреждать развитие осложненных форм и т. д.
    С целью реального достижения поставленных перед детскими стоматологами задач в XI пятилетке были изданы директивные документы, имеющие большое практическое значение. Таким документом в первую очередь явился приказ Министра здравоохранения № 670 от 12 июня 1984 г. «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению». Этот приказ, введя в номенклатуру врачебных специальностей специальность стоматолог детский, определил в качестве главной цели в деятельности детского стоматолога диспансеризацию всего детского населения, оказание детям в полном объеме лечебной помощи и широкое внедрение средств и методов профилактики основных стоматологических заболеваний.
    В приказе Министра здравоохранения СССР № 610 от 31 мая 1984 г. «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении работы общеобразовательной школы» записано:

    • организовать лечебно-оздоровительную работу непосредственно в школах, в первую очередь санацию полости рта...
    • просить органы народного образования выделять во всех общеобразовательных школах помещения для организации стоматологических кабинетов...[*]
    • внедрить в школах массовую профилактику... кариеса зубов.
    В приказе Министра здравоохранения СССР № 666 от 12 июня 1984 г. «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» указано: «Улучшить качество медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях, повысить эффективность диспансеризации детей, обратив особое внимание на полный охват комплексным обслуживанием детей с участием детского стоматолога...»
    В последующие годы было утверждено Положение о детском стоматологе, издан приказ об аттестации детских стоматологов, в которых сформулированы основные цели и задачи специалистов и требования, возрастающие в связи с повышением квалификации.
    К настоящему времени в нашей стране уже многое сделано для того, чтобы детские стоматологи могли реализовать переход на 100% диспансеризацию детей у стоматолога.
    В то же время следует сказать, что уровень готовности к реализации этой задачи в различных регионах нашей страны различен.

    В первую очередь следует отметить, что диспансеризация детей у стоматолога ведется преимущественно с целью ранней диагностики кариеса и предупреждения развития осложенных форм кариеса. В этом вопросе достигнуты самые большие успехи.
    В 1982 г. в плановом порядке в Прибалтике санировано 77,7% детского населения: в Эстонии 86,4, в Литве - 83,8, в Латвии - 81,2.
    Во многих городах и регионах нашей страны эта цель еще не достигнута. Более того, еще слишком велико число осложненных форм кариеса, особенно у дошкольников. Первичная профилактика стоматологических заболеваний еще не стала практической реальностью в работе детского стоматолога.
    Задача каждого руководителя (отделения, поликлиники, города, региона и т. д.) состоит в том, чтобы изучить этапы планового оказания стоматологической помощи детям, дифференцированно интерпретировать критерии эффективности на каждом из них и сформулировать план внедрения диспансеризации и профилактики кариеса в городе, районе, регионе и т. д. в зависимости от уровня развития детской стоматологической службы.
    Высокая распространенность кариеса зубов на большинстве территорий нашей страны свидетельствует о том, что, используя эффективные методы профилактики кариеса зубов на общегосударственном (республиканском) и групповом уровне, нельзя пренебрегать плановой санацией полости рта, и чем выше заболеваемость кариесом в регионе, тем ответственность за эту работу, внимание к ней должны быть большими. Ибо высокий прирост кариеса, высокий процент осложненных форм заболевания потребуют возрастающего числа врачебных кадров, большого отвлечения детей от учебы, родителей от работы, что поведет к экономическому ущербу, а также к большему расходу пломбировочных материалов, лекарственных препаратов и т. д.
    Вот почему каждый руководитель неизбежно сталкивается с необходимостью решать этот вопрос. Решать одновременно все задачи - охват всех детей лечебными мероприятиями, переход на диспансеризацию, внедрение профилактики - трудно, а в ряде случаев при высокой заболеваемости и неукомплектованности кадрами практически невозможно. Вот почему целесообразно привести опыт поэтапной диспансеризации путем использования рациональных форм работы детской стоматологической поликлиники на основе рекомендаций, полученных при ретроспективном анализе деятельности учреждения, пережившего все периоды развития.
    При этом следует отметить, что этапную диспансеризацию нужно обязательно планировать, планировать по достижению конкретного результата, позволяющего переходить к следующему этапу.



    error: Контент защищен !!