Лекарственные растения — природная аптека. Лекарственные растения

Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав. Из трав ученые получили многие современные лекарства. Но лекарственные растения и по сей день помогают людям от болезней.

Одно из таких лекарственных растений - лопух.

Презентация про лопух (репейник)

Обыкновенный лопух или репейник, который мы можем встретить и в лесу и в огороде, и даже во дворах в городе - это лекарственное растение. У лопуха крепкий высокий стебель. Листья ярко-зелёного цвета, большие.

Цветы лопуха - колючие серо-розовые шарики.

Листья лопуха приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите лопух к ранке и она заживёт быстрее. Если болят суставы – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится.

Корень лопуха заваривают и пьют, когда болят суставы или желудок.

Ещё из лопухов готовят репейное масло, оно даже продается в аптеках. Очень полезно втирать это масло в корни волос – это укрепляет их.

Лопух растет везде, потому что его колючие семена, когда созревают, цепляются за шерсть животных и одежду людей и так разносятся на новые места. Но собирать его можно только в лесу и огороде, там, где чисто и нет выхлопных газов от машин.

Лопух должен быть в каждой домашней аптечке.

Вопросы к презентации:

1. Как выглядит растение лопух?
2. Какие болезни можно лечить лопухом?
3. Как лопух распространяет смена?

Медуница - травянистое растение. Растет она в лесу, на полянках, по берегам рек, в садах.

Медуница вырастает не выше 30 см в высоту. Ее стебель и пятнистые листья покрыты нежным пушком.

Зацветает медуница одной из первых - в конце апреля, и цветет всю весну. Цветы у нее в форме колокольчиков на верхушках стебельков.

Медуница – необычное растение. В начале цветения ее цветочки розовые, а дальше они меняют цвет и становятся синими.

Медуницу используют для лечения. Настой медуницы лекарственной поможет от кашля и простуды, улучшит иммунитет.

Листья медуницы добавляют в весенние салаты.

Медуницу очень любят пчелы, весной они собирают с нее нектар, чтобы делать мед. Цветочки медуницы и сами сладкие на вкус.

Медуница - многолетнее растение. Из корней следующей весной снова вырастут красивые и полезные цветы.

Вопросы по тексту

1. Где растет медуница?
2. Когда цветет медуница?
3. Какие цветки у медуницы?
4. От чего поможет настой медуницы лекарственной?

Презентации подготовил Максим Егоров
на урок Окружающий мир 2 класс

Любое живое существо может заболеть. Но если человек употребляет лекарства, то животные лечатся сами в лесной чаще, чутьем находя растения, которые его избавляют от болезней.

Поздние письменные свидетельства применения лечебных растений сохранили жители Вавилона и древней Ассирии. В те времена уже было известно о целебных свойствах таких растений, как дурман, корень солодки. В древности сила, которая скрывалась в растениях, представлялась людям из-за нехватки багажа знаний волшебной. Они надеялись на то, что имеются такие травы, которые могут показать, где запрятан клад, отшибить память, вынудить полюбить ненавистного ему человека. Много сказаний было составлено про схожие на человечков корни женьшеня и мандрагоры. Для всех казалось чудом, что настой женьшеня возвращал уставшим людям силы. Позже ученые смогли разъяснить, почему нас врачует то или иное растение, а чудные вымыслы были отметены.

Многие растения выращивают на плантациях, например мяту, с которой, сталкивался каждый, кто чистит зубы. Свежесть и аромат зубной пасты придает ментол, являющийся одной из основных частей мятного масла. Сердечное лекарство-валидол тоже включает в себя мяту. Это растение улучшает аппетит, успокаивает. В Древнем Риме перед приходом гостей было принято опрыскивать комнаты мятным настоем, так как ее аромат способствует жизнерадостному настроению.

Когда наступает весна, то можно увидеть на пригорках желтые цветки на чешуйчатых стебельках, которые еще называют ранним медоносом. Всеми известная мать-и-мачеху применяют при ларингитах, воспалениях бронхов, зева, легких. Другое же растение, похожее на мать-и –мачеху, часто используют в пищу, так как листья одуванчика содержать много витаминов, содержат элементы железа, фосфора и кальция. Если приготовить правильно настой из корней, то, если употребляя его строго по норме, то можно вылечить почки и поднять аппетит.

Кто не любит из нас собирать ромашку и плести красивые веночки на голову?! А красивый букет всегда будет радовать нас дома. Однако, кроме своей привлекательности, это растение оказывает благотворное влияние при воспалениях горла, зубов. Отваром ромашки промывают глаза от микробов. А если постоянно промывать волосом отваром, то они приобретут золотистый цвет. А ароматный чай успокоит в любой ситуации.

В экстренных ситуациях, при ранах и ушибах, эффективным средством считают подорожник. Еще в Древнем Риме воины прикладывали тряпочки к ранам, пропитанные соком этого растения, для того, чтобы не произошло нагноение. На Руси считали, что подорожник может вернуть силы утомившемуся человеку, положив листья в обувь. Для сбора растений желательно выбирать сухую ясную погоду вдали от промышленных объектов, железных дорог и автострад. Траву и цветы следует собирать в то время, когда они цветут, а корни – в осеннее время в момент, когда увядают надземные части. Растительное сырье сушат в затемненных проветриваемых помещениях.

При сборе лекарственных трав, необходимо всегда оставлять часть их нетронутыми, чтобы сберечь эти ценные растения и на будущее.

В природе произрастает огромное множество различных растений. Среди их числа существуют растения, которые обладают целебными свойствами. Такие виды растений называют лекарственными. Они используются для лечения, профилактики различных заболеваний человека.

Люди с древних времен пользовались тем, что давала им природа. Со временем они стали замечать, что некоторые травы, корнеплоды обладают особыми свойствами: успокаивают, снимают раздражение и зуд, заживляют раны. Знания об этих лекарственных растения накапливались веками. По сей день, люди широко используют и применяют эти знания.

Ромашка - самое широко используемое лекарственное растение. Это однолетнее ароматное растение, высотой не более 60 см. Ромашка оказывает противовоспалительное, успокоительное, заживляющее и антисептическое действие. Ее применяют при заболеваниях желудка, печени, при болезнях полости рта, заболеваниях наружных покровов, проблемах со сном.

Еще одним популярным растением в народной медицине является шалфей. В Южной Европе его еще называют – «священная трава ». Шалфей – это сильное антисептическое средство, природный антибиотик, также обладает болеутоляющими свойствами. Используется при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей.

Одно из самых древних полезных растений. История его использования восходит еще к Древнему Китаю 3000 лет тому назад. Подорожник сильное ранозаживляющее средство, жаропонижающее, Использовать его можно даже при травмах роговицы и конъюнктивите, болезнях почек.

Черника. Многие любят её за вкусные, сочные ягоды, но это не только лакомство, а также сильное противовоспалительное, противогнилостное средство. Настой из черники улучшает обмен веществ, понижает сахар в крови, а полезные вещества, входящие в состав плода, положительно влияют на зрение.

2, 3, 4, 5, 6 класс, окружающий мир

Популярные доклады

    Давным-давно люди приметили, говоря о биологии, например, что если совместить два организма, то третий превзойдёт своих родителей. Оказывается, тот же принцип работает и в химии, поэтому историю появления сплавов можно считать незамысловатой.

    Что представляет собой луг? Луг - это местность, на которой в изобилии произрастают цветы и травы. Луг - это не только растения. Здесь обитает большое количество насекомых, которые опыляют растительность луга, а также животных; грызунов, птиц.

  • Доклад Баян музыкальный инструмент 4 класс сообщение

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием для детей

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

(Вс. Рождественский)

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива )

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка )

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»

Вывод.

  1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
  2. Из лекарственных растений делают лекарства.
  3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

С уважением, Ольга.

Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
  • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
  • развитие кругозора детей;
  • обогащение словарного состава учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные:

  • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание положительного отношения к учёбе.
  • воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
  • воспитание умения работать в группе.

Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Ученики сидят группами по 4 человека.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?

Ученики: Различные растения.

Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2) ). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3) )

Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

Ученики: Ядовитые растения.

Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4) )

Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Ученики: Лес.

Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5) ). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

– Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6) )

Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

Ученики: Зверобой.

Учитель: А среди ядовитых?

Ученики: Ландыш, волчье лыко.

Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

3. Физминутка (музыкальная).

4. Практическая работа.

Разъясняет план выполнения практической работы.

План:

  1. Название растения.
  2. Место произрастания.
  3. Лекарственное или ядовитое.
  4. Занесено ли в Красную книгу.
  5. Использование в медицине.

Напоминает о рациональном использовании времени.

Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Смородина)

Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

Ученики: Зашифровано слово «Правило».

Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

Ученики:

  1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
  2. Узнай сроки сбора растений.
  3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
  4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
  5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

6. Обобщение изученного материала.

Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

Выставление отметок.

7. Домашнее задание.

  1. Работа с учебником стр. 19–21.
  2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
  3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.


error: Контент защищен !!