Внимание! Как повысить работоспособность — Лень уходит навсегда. Снижение работоспособности

  • Глава III профессиональная подготовка психолога-консультанта Контрольные вопросы
  • Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта
  • Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта
  • Упражнения
  • Общие вопросы организации работы психологической консультации
  • Режим работы психологической консультации
  • Распределение обязанностей между работниками психологической консультации
  • Организация индивидуальной работы психолога-консультанта
  • Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами
  • Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава V подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры Контрольные вопросы
  • Как подготовиться к психологическому консультированию
  • Как проводится психологическое консультирование
  • Основные этапы психологического консультирования
  • Процедуры психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VI техника психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования
  • Встреча клиента в психологической консультации
  • Начало беседы с клиентом
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации
  • Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования
  • Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты
  • Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей
  • Тесты памяти
  • Упражнения
  • Тесты коммуникативных способностей
  • Тесты организаторских способностей
  • Тесты специальных способностей
  • Тесты темперамента и характера
  • Тесты мотивов и потребностей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава х ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями Контрольные вопросы
  • Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования
  • Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования
  • Советы по развитию интеллектуальных способностей
  • Советы по развитию мнемических способностей
  • Пути решения проблем развития коммуникативных способностей
  • Улучшение организаторских способностей клиента
  • Развитие специальных способностей клиента
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента Контрольные вопросы
  • Советы по вопросам, связанным с темпераментом
  • Общие рекомендации по коррекции черт характера
  • Советы по развитию воли
  • Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера
  • Советы по развитию коммуникативных черт характера
  • Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Отсутствие интереса к людям
  • Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей
  • Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них
  • Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях Контрольные вопросы
  • Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни
  • Неудачи в выборе профессии, условий и места работы
  • Неудачи в продвижении по службе
  • Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности
  • Неудачи в конкуренции с другими людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения
  • Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми
  • Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях
  • Наличие антипатий в общении клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть самим собой
  • Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть лидером
  • Неспособность клиента подчиняться другим
  • Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования Контрольные вопросы
  • Основные вопросы семейного консультирования
  • Взаимоотношения с будущим супругом
  • Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье
  • Взаимоотношения супругов с их родителями
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVI рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования Контрольные вопросы
  • Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
  • Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
  • Консультирование родителей юношей и девушек
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVII практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами Контрольные вопросы
  • Неудачи личного характера
  • Неудачи в развитии потребностей и интересов
  • Неудачи в изменении эмоций и чувств
  • Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера
  • Неудачи в избавлении от комплексов
  • Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVIII практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья Контрольные вопросы
  • Психогенные заболевания
  • Психогенные сердечные заболевания
  • Психогенные нарушения пищеварения
  • Изменчивость настроения клиента
  • Депрессивные состояния
  • Снижение работоспособности
  • Бессонница
  • Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIX практические рекомендации по деловому психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Руководство личными отношениями людей
  • Руководство деловыми отношениями людей
  • Принятие и реализация решений по персональным делам
  • Принятие и реализация решений по рабочим делам
  • Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы
  • Неумение убеждать людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XX оценка результатов психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Что такое результативность психологического консультирования
  • Как оценивать результаты психологического консультирования
  • Причины недостаточной результативности психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Учебный план и программа курса «основы психологического консультирования» Пояснительная записка
  • Учебный план курса «Основы психологического консультирования»
  • Программа курса «Основы психологического консультирования»
  • Тема 1. Введение в психологическое консультирование
  • Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе
  • Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • Тема 4. Организация работы психологической консультации
  • Тема 5. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры
  • Тема 6. Техника психологического консультирования
  • Тема 7. Тестирование в практике психологического консультирования
  • Тема 8. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования
  • Тема 9. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования
  • Тема 10. Ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями
  • Тема 11. Практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента
  • Тема 12. Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию
  • Тема 13. Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях
  • Тема 14. Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования
  • Тема 15. Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования
  • Тема 16. Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования
  • Тема 17. Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами
  • Тема 18. Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья
  • Тема 19. Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию
  • Тема 20. Оценивание результатов психологического Консультирования
  • Литература
  • Словарь терминов попсихологическому консультированию
  • Советы р. Мея, а. Пиза и других известных практических психологов начинающим психологам-консультантам
  • Советы по определению целей психологического консультирования
  • Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации
  • Советы по ведению психологического консультирования
  • О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы
  • Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента
  • Личностные особенности клиента
  • Немов Роберт Семенович основы психологического консультирования Учебник для вузов
  • Глава I введение в психологическое консультирование 5
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования 70
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования 75
  • Глава IX тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования 82
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента 115
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию 129
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях 137
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования 150
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования 170
  • Снижение работоспособности

    Если причины депрессии определить достаточно трудно, то при снижении работоспособности человека причин, как правило, не так много и они легко узнаваемы. Рассмотрим эти причины вместе с теми рекомендациями, которые в связи с ними мог бы предложить психолог-консультант клиенту.

    Причина 1. Физическое переутомление человека. Как причина снижения работоспособности, оно в основном действует в тех случаях, когда человеку долгое время приходится выполнять работу, требующую значительной физической нагрузки. Это в основном различные виды тяжелого физического труда, которые в современных условиях встречаются довольно редко.

    В этом случае для предупреждения утомления следует рационально организовать режим физической нагрузки, продумав его таким образом, чтобы человек отдыхал, восстанавливая свою работоспособность еще до того, как у него появятся явные признаки физического утомления.

    Добиться этого клиент может следующим образом. В течение достаточного времени понаблюдать за своей работой и попытаться понять, когда после длительной физической нагрузки у него впервые возникают заметные признаки утомления. Зафиксировав интервалы времени, через которые они регулярно появляются, необходимо будет примерно на 3–5 минут уменьшить время непрерывной работы, т.е. сделать промежутки между моментами физической работы такими, чтобы в течение их явные признаки усталости не появлялись.

    Надо всегда помнить о том, что при тяжелой физической работе в любом случае лучше делать частые, но кратковременные перерывы на отдых, чем один большой и достаточно длительный перерыв. В итоге человек сможет намного увеличить свою физическую работоспособность, и при этом он будет гораздо меньше уставать.

    Причина 2. Болезнь или физическое недомогание также могут стать причиной снижения работоспособности человека. Эта причина появляется тогда, когда в организме нарушаются какие-либо нормальные физиологические функции. Их изменение может быть констатировано в случае, если клиническое обследование клиента действительно подтверждает данный факт.

    Заметим, однако, что просто плохое самочувствие человека, в том числе и физическое, не является достаточным основанием для того, чтобы делать вывод о существовании этой причины, так как физическое состояние подобного рода может быть порождено у клиента указанными ниже социально-психологическими причинами.

    В том случае если выявлены социально-психологические причины снижения работоспособности, то клиенту рекомендуется отдохнуть, но если полный отдых невозможен, то на некоторое время снизить до минимума физические и психологические нагрузки.

    Правда, такие рекомендации в основном годятся только для лиц, которые не привыкли к большим нагрузкам. Что же касается тех, кто в жизни привык к значительным нагрузкам и для кого они являются нормальными, то им нельзя рекомендовать резкое снижение нагрузок, так как быстрое и существенное изменение привычного образа жизни может вызвать у них отрицательные последствия. Для таких лиц физическая нагрузка даже в период недомогания должна оставаться достаточно большой, но посильной.

    Регулировать меру нагрузки следует самому клиенту по своему самочувствию. Саморегуляция позволит ему сохранить на высоком уровне свою работоспособность.

    Причина 3. Монотонная работа также может привести к снижению работоспособности человека. Такая работа порождает состояние усталости и понижает работоспособность человека не потому, что она для него непосильна и тяжела, а по причине своей чисто психологической утомительности. Это весьма распространенный фактор понижения работоспособности, практически встречающийся у всех людей независимо от того, чем им приходится заниматься в жизни, так как любой вид труда может содержать в себе элементы монотонности и, следовательно, приводить к утомлению.

    Практическое решение проблемы повышения работоспособности в этом случае заключается в сведении к минимуму однообразия в деятельности человека, в том, чтобы сделать ее как можно более разнообразной и интересной. Для этого нужно внимательно проанализировать то, чем данный человек занимается в течение дня, продумать режим его жизни таким образом, чтобы условия и характер работы более или менее систематически менялись. Что же касается определения интервалов времени, в течение которых работа человека может сохранять монотонный характер, то для их уточнения желательно воспользоваться рекомендациями, уже высказанными при обсуждении первой причины.

    Оптимальным является такой режим работы, при котором значительные умственные нагрузки в одни периоды времени чередуются у человека со средними или слабыми физическими нагрузками в другие периоды времени, и наоборот: существенные физические нагрузки в одни моменты деятельности сопровождаются средними или слабыми умственными нагрузками в другие моменты деятельности человека.

    Заметим, что одновременно сочетать сильные или слабые физические нагрузки с такими же умственными нагрузками не рекомендуется, так как в этом случае сильные нагрузки того или другого типа сами по себе могут вызвать утомление. Слабые же умственные и физические нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

    Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы, восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим видом деятельности.

    Причина 4. Следующей причиной снижения работоспособности может стать просто не интересная для человека работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средство повышения работоспособности человека касается усиления мотивации его деятельности.

    Рассмотрим, как это можно было бы сделать практически. Но прежде всего выясним, что реально влияет на мотивацию человека. Воспользуемся для этого следующей формулой:

    М.д. = Н.з.п. х В.у.н.з.п. х О. у.н.з.п. + Д.п. х В.у.д.п. х О.у.д.п.,

    М.д. – мотивация деятельности,

    Н.з.п. – наиболее значимая потребность, связанная с данной деятельностью,

    В.у.н.з.п. – вероятность удовлетворения наиболее значимой потребности в соответствующем виде деятельности,

    О.у.н.з.п. – ожидание удовлетворения этой потребности в данном виде деятельности,

    Д.п. – другие потребности человека, которые могут быть удовлетворены с помощью данного вида деятельности,

    В.у.д.п. – вероятность удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности,

    О.у.д.п. – ожидание удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности.

    Рассмотрим общие принципы применения этой формулы к решению интересующей нас проблемы усиления мотивации деятельности человека.

    М.д. – это сила реального стремления человека к занятиям соответствующим видом деятельности. Чем больше М.д., тем выше работоспособность человека, и наоборот, чем меньше М.д., тем ниже работоспособность человека. Основной путь повышения и сохранения работоспособности человека заключается, соответственно, в усилении М.д.

    От чего же зависит мотивация деятельности? Прежде всего от силы наиболее значимой потребности, которая может быть удовлетворена при помощи данного вида деятельности. В приведенной выше формуле сила соответствующей потребности обозначена как Н.з.п. (наиболее значимая потребность). Если занятие соответствующим видом деятельности отвечает этой потребности человека, то это будет поддерживать интерес человека к деятельности и, следовательно, сохранять его работоспособность.

    Но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, и часто оказывается, что одной, наиболее значимой потребности для поддержания интереса к деятельности недостаточно. Тогда мотивацию деятельности необходимо усиливать за счет привлечения к управлению деятельностью других мотивов и потребностей человека, которые так же могут быть удовлетворены с помощью соответствующей деятельности. Таких потребностей может оказаться несколько, и они в приведенной выше формуле обозначены аббревиатурой Д.п. (другие потребности).

    Кроме самих потребностей, на мотивацию могут оказать влияние дополнительные факторы, такие, как вероятность удовлетворения потребностей и ожидание того, что в данной ситуации соответствующие потребности действительно будут удовлетворены.

    Человек – существо разумное, и всякий раз, приступая к конкретным действиям, он руководствуется определенными мотивами, оценивает, насколько его потребности действительно могут быть удовлетворены.

    Если они могут быть удовлетворены полностью, то его интерес к деятельности и, следовательно, работоспособность будут самыми высокими. Если же, приступая к деятельности, человек заранее не рассчитывает на полное удовлетворение актуальных потребностей в заданных условиях, то его интерес к деятельности и, соответственно, работоспособность в ней будут намного ниже, чем в первом случае.

    То же самое касается и ожидания успеха. При стопроцентном ожидании успеха мотивация деятельности будет сильнее, чем при частичном ожидании успеха. И то и другое – вероятность удовлетворения потребности и ожидание успеха – могут относиться как к наиболее значимой потребности (В.у.н.з.п. и О.у.н.з.п.), так и к другим потребностям (В.у.д.п. и О.у.д.п.).

    Рассмотрим теперь на конкретном примере, как психолог-консультант может практически воспользоваться этой формулой. Допустим, что к психологу обратился клиент, который жалуется на то, что давно занимается творческой работой, но в последнее время у него значительно снизилась работоспособность. Предположим также, что все остальные, до сих пор рассмотренные причины снижения работоспособности в процессе консультационной работы с данным клиентом у него не обнаружились и осталась только одна, последняя причина, связанная с возможным дефицитом мотивации деятельности.

    Тогда психолог-консультант должен будет приступить к разработке именно этой версии причины и вести работу с клиентом по следующему плану. Например:

    1. В беседе с клиентом постараться понять самому и, кроме того, помочь осознать клиенту те потребности, ради удовлетворения которых он занимается данным видом деятельности, где как раз и произошло снижение его работоспособности. Консультант и клиент должны будут вместе определить, почему работоспособность клиента уменьшилась.

    Возможно, что это произошло потому, что занятия соответствующим видом деятельности в данный момент времени уже не полностью удовлетворяют потребности клиента. К примеру, могло случиться так, что раньше за результаты своей творческой работы этот человек (он, может быть, является ученым, писателем, инженером или художником) получал вполне приличные гонорары, а сейчас его творческий труд фактически обесценился.

    2. Вместе с клиентом постараться найти новые, дополнительные стимулы в его работе. Такими стимулами могли бы стать другие мотивы и потребности, о которых он еще не думал и которые вполне могли бы удовлетвориться данным видом деятельности.

    Для того чтобы практически найти эти дополнительные мотивы, необходимо определить, ради чего, кроме удовлетворения главной потребности, клиент готов заниматься тем же видом деятельности, которым занимается в настоящее время. Отыскав и указав клиенту такие мотивы, необходимо перестроить иерархию его потребностей, лежащую в основе соответствующей деятельности, таким образом, чтобы верхнюю ступень в ней теперь занимали новые мотивы и потребности.

    Психологически это означает, что нужно изменить или придать новый смысл прежней деятельности. Если, к примеру, окажется, что раньше творческой работой клиент занимался в основном ради заработка, затем – для престижа, признания со стороны окружающих людей, то теперь его необходимо постараться убедить в том, что самоуважение может значить для человека не меньше, чем престиж и заработок. Убедив в этом клиента, можно далее восстановить его работоспособность через усиление мотивации и повышение внутреннего интереса к творческой работе

    3. Третий желательный шаг на пути усиления мотивации заключается в том, чтобы вместе с клиентом рассмотреть условия его жизни и доказать, что в действительности клиент имеет гораздо больше шансов удовлетворить свои наиболее значимые и другие потребности с помощью соответствующей деятельности, чем ему казалось до сих пор, что ожидание успеха у него является объективно более высоким, чем он раньше предполагал.

    В нашем примере это означает следующее: объяснить клиенту, что с помощью его творческой работы можно не только больше заработать, но добиться того, чтобы его больше уважали и чтобы он сам себя выше ценил, как личность.

    Консультируя клиента по этим вопросам, психолог совместно с ним должен находить пути и обращать внимание самого клиента на то, как лучше всего добиться желаемого результата. В практическом плане по отношению, например, к утратившему свою работоспособность творческому человеку это, в частности, означает, что вместе с ним необходимо разработать конкретный, вполне реальный план таких практических действий, рассчитанных на ближайшую перспективу, реализация которых должна будет восстановить и повысить утраченную работоспособность клиента.

    Причина 5. Следующей возможной причиной снижения работоспособности могут стать неприятные переживания клиента, связанные с событиями и делами в его жизни, не имеющими прямого отношения к выполняемой им в данный момент времени работе.

    Эта причина обычно непосредственно не связана с деятельностью, которой человек занят, и, следовательно, способы ее устранения лежат за пределами регуляции мотивации или содержания соответствующей деятельности.

    К выводу о существовании у клиента данной причины снижения работоспособности приходят в том случае, если в ходе беседы с ним не подтверждается наличие ни одной из ранее рассмотренных причин. Однако для безошибочного заключения о том, что именно такая причина является реально действующей, необходимо прямое подтверждение факта ее существования.

    Это может быть сделано, например, в результате анализа ответов клиента на следующие вопросы (их обычно задают клиенту уже после того, как твердо установлено, что описанные выше причины не являются реально действующими):

    Что в вашей жизни произошло до того момента или в то время, когда вы реально почувствовали, что ваша работоспособность начала снижаться?

    Какую реакцию это событие вызвало у вас?

    Что вы сами предприняли для того, чтобы справиться с возникшей проблемой?

    Удалось ли вам решить эту проблему? Если не удалось, то почему?

    Если в ответах клиента на эти вопросы выяснится, что какие-то значимые события в его жизни за последнее время действительно произошли, если, кроме того, обнаружится, что среди этих событий были весьма неприятные, породившие у клиента длительные, отрицательные переживания, если, наконец, окажется, что клиент пытался с ними справиться, но не смог, и соответствующие проблемы До сих пор не решены, то из всего этого следует вывод, что обсуждаемая причина снижения работоспособности действительно существует. В этом случае вместе с клиентом необходимо будет приступить к поиску способа ее решения и к устранению соответствующей ей причины.

    Снижение работоспособности - это ​несоответствие результатов деятельности тем усилиям, которые на нее затрачиваются, и той усталости, которую вызывает эта деятельность.

    Если человек действительно тяжело трудился, то временное снижение работоспособности является естественным и обусловливается необходимостью психофизического восстановления. Снижение выносливости и работоспособности вне нагрузок считается патологическим; оно может быть детерминировано действием ряда факторов и внутренних процессов:

    В нашей клинике есть профильные специалисты по данному заболеванию.

    (3 специалиста)

    2. Факторы влияющие на снижение работоспособности

    1. Системные физиологическое факторы:

    2. Внешние факторы, снижающие работоспособность:

    • недостаток сна;
    • несбалансированное питание;
    • недостаточное поступление в организм витаминов;
    • приём алкоголя, никотина или других токсических веществ.

    3. Этапы выполнения любых работ

    В норме выполнение любых работ или физических упражнений, интеллектуальный и механический труд включают несколько этапов:

    • Адаптация. Начало любой деятельности происходит при волевом усилии, и в первые 20-30 минут работоспособность нарастает по мере адаптации организма к нагрузкам;
    • Компенсация. Продолжительный период высокой работоспособности. По мере утомления максимальная работоспособность поддерживается волевым усилием до двух часов.
    • Неустойчивая компенсация. На фоне объективных признаков утомления работоспособность то снижается, по возвращается на максимальный уровень. Продолжительность этого периода сильно варьирует и зависит от рода деятельности, характера и интенсивности нагрузки;
    • Снижение работоспособности. Интенсивный спад выносливости. Субъективное ощущение сильной усталости. Неэффективность волевой поддержки продолжения деятельности.

    Эта схема включения в работу и осуществления деятельности может в значительной степени нарушаться под действием внешних и внутренних факторов. У многих людей снижение работоспособности носит регулярный характер в течение дня (утром, к вечеру, в обеденное время). Также отмечаются сезонные колебания работоспособности.

    Если рассматривать в качестве изучаемого периода всю продолжительность жизни человека, то естественной является низкая работоспособность в детстве и пожилом возрасте, а пик работоспособности приходится на ранний и средний зрелый возраст.

    Однако, замечено, что у многих людей даже в старческом возрасте в некоторых видах деятельности сохраняется работоспособность выше среднего уровня (интеллектуальный или творческий потенциал, длительная выносливость при выполнении монотонных операций, способность к концентрации внимания).

    Об аномальном снижении работоспособности можно говорить в тех случаях, когда в течение продолжительного периода повторяется следующий феномен: пик активности не обеспечивает тех результатов, которые обычно наблюдались при подобных нагрузках, или их достижение требует существенно больших затрат времени и усилий. На длительное снижение работоспособности следует обязательно обратить внимание, т.к. хроническая нарастающая усталость служит симптомом-предвестником целого ряда соматических и психических заболеваний. Так, например, онкологические заболевания лавинообразно снижают работоспособность и выносливость, а тяжелая клиническая депрессия может манифестировать жалобами на отсутствие сил и внутренней энергии.

    На фоне гиподинамии и снижения физической активности современный человек подвергается колоссальным психоэмоциональным и (особенно) информационным нагрузкам, к которым эволюционно не готов. Даже при отсутствии заболеваний, разнообразном питании и стремлении поддерживать физическую форму – нередки случаи снижения работоспособности и витального тонуса в целом. Синдром хронической усталости развивается по своеобразному «замкнутому кругу», поскольку объективная неспособность выполнять (на прежнем уровне продуктивности) привычные человеку функции влечет за собой вполне закономерное снижение настроения, самооценки, мотивации и, уже как вторичное следствие – спад работоспособности.

    4. Факторы риска для развития синдрома хронической усталости

    • гипертрофированное чувство ответственности, не позволяющее даже в выходные дни или на отдыхе «отключиться» от работы;
    • нарушения в цикле активность - релаксация, продолжительная трудовая деятельность без выходных и отпусков;
    • изменения артериального давления, метеозависимость;
    • проблемы в личной жизни;
    • хронический дистресс;
    • пренебрежение здоровым режимом жизни,;хаотичное чередование приёмов пищи, сна; невозможность уделить хоть сколько-нибудь времени увлечениям и хобби, общению с близкими;
    • непонимание, одиночество, замкнутость;
    • чрезмерное погружение в виртуальный мир, угасание интереса к реальной жизни на фоне усиления зависимости от удалённого общения и средств массовой информации.

    Причиной стойкого снижения работоспособности могут стать самые разные факторы, но в любом случае не стоит относиться к этому пренебрежительно. Независимо от того, послужило ли причиной физическое недомогание или внешняя среда, такие изменения в самочувствии, как апатия, отсутствие интереса к работе, снижение внимания, потеря интереса к любимым вещам и занятиям, физическая слабость и быстрая утомляемость – сигнализируют о необходимости пересмотра жизненного уклада и внесения корректив в режим труда и отдыха, пересмотра системы ценностей и приоритетов. Если подобная коррекция не приносит результатов, необходимо обязательно обратиться за медицинской помощью.

    Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

    Итак, давайте сразу отбросим такие факторы, как:

    а) низкая мотивация к выполняемой работе - из-за отсутствия к ней личного интереса;

    б) низкая мотивация к выполняемой работе из-за отсутствия (по тем или иным причинам) адекватного вознаграждения;

    в) неправильная организация рабочего места;

    г) неправильная организация рабочего времени;

    д) плохое физическое самочувствие

    и прочие очевидные вещи.

    Всё это, конечно же, не имеет отношения к тому, о чём я хочу поговорить.

    Возьмём двух человек, пребывающих в практически одинаковых условиях - у них нормальное количество витаминов в организме, одинаковая мотивация, одинаковые условия труда... И вот, как говорится, при прочих равных, один - показывает высокую трудоспособность, а другой вынужден с печалью констатировать, что это именно про него сказано - ЧЕЛОВЕК С НИЗКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ.

    Знаете, я нашла ответ на этот вопрос. И сейчас я с Вами им поделюсь. Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

    Вот она, разгадка этой безблагодатности! Да-да, мы опять будем сводит всё к тонкостям работы правого - образного, и левого - рационального полушарий.

    Значит, у нас в стране есть два ОЧЕНЬ известных учёных, которые стоят в авангарде всей мировой науки о человеческом мозге. Это - ныне покойная Наталья Бехтерева (в представлении не нуждается) и ныне здравствующий, молодой профессор Дмитрий Спивак - старший научный сотрудник института мозга человека РАН.

    Так вот именно в их работах и содержится ответ на обозначенный мною выше и давно мучавший меня вопрос.

    Для начала, очень коротко о работе полушарий.

    Хотя правильней будет отослать читателя (Вас) к монографии Руднева «Словарь культуры ХХ века», а точнее, к содержащейся в ней статье «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

    Итак, известно, что левое полушарие доминирует по речи и интелекту. Оно же управляет пишущей рукой всех людей, то есть, правой рукой - правшей, левой - левшей.

    Левое полушарие отвечает за связи слов в предложении, за абстракции, за схемы. Оно понимает структуры. Оно понимает глаголы - слова, которые выражают наше отношение ко времени.

    Правое полушарие отвечает не за структуру предложения, а за сами слова, из которых состоит предложение. Особенно за конкретные слова, которые можно «пощщупать», то есть - за имена существительные.

    Итак, левое полушарие - это корзина. Правое - яйца в этой корзине.

    Поскольку наша речевая деятельность невозможна без структуры, без логики (иначе будет непонятно, о чём мы лопочем!), считается, что левое полушарие СВЯЗАНО С РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

    Хотя, как мы видим из всего вышесказанного, правое полушарие тоже играет в формировании речи не последнюю роль, да?

    Но исходя из этой логики, считается, что правое полушарие, в свою очередь, СВЯЗАНО С ОБРАЗАМИ, РИСУНКАМИ - С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

    Так. Разобравшись в теории, перейдём непосредственно к ответу на вопрос: как работа полушарий головного мозга влияет на нашу трудоспособность. Имеется в виду, конечно, в первую очередь, умственный труд.

    Группа учёных из института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН суммировала результаты своих многолетних экспериментов и выдала следующую концепцию (почитать об этом Вы можете в коллективной монографии «Индивидуальный мозг», изданной под редакцией акад. П.В. Симонова)

    Для лиц с высокой работоспособностью характерна попеременная активация правого и левого полушария.

    Это, как если бы Вы, неся тяжёлую сумку, несли её не в одной руке, а постоянно меняли руку.

    Для лиц с низкой работоспособностью характерна застойная активация левого полушария.

    Причём его передних отделов, как раз связанных только с речью.

    Давайте теперь пойдём вглубь и уточним, какие ещё специфические функции выполняют при умственной работе полушария мозга? Знать это важно - для ответа на наш вопрос.

    Структуры левого полушария отвечают за формирование стереотипов деятельности,

    а правого - за их механическое выполнение.

    Это очень понятно, не правда ли? Когда мы впервые в жизни делаем новую, сложную - незнакомую работу, то стереотип деятельности ещё не сформирован (учимся ходить, кататься на коньках, чертить круг ровно, рисовать на глазах «стрелки»). И левое полушарие работает во всю мощь.

    Когда же стереотип - сформирован, то левое полушарие начинает отдыхать, а правое - подключается - следить за механическим исполнением уже сформированного стереотипа.

    Со стрелками на глазах всё просто. Сложнее с умственной работой. В ней постоянно наряду со старыми задачами мелькают и новые. А иногда можно констатировать - Ваша умственная работа - это столкновение с новым каждый день.

    Так вот люди со слабой работоспособностью отличаются тем, что они не способны «отключать», давать отдых своему левому полушарию, поскольку полагают (на неосознанном уровне, конечно!), что:

    БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧА НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА!

    Вот это и есть нейрофизиологическая разгадка того, что называют словом «перфекционизм ».

    А что же делают в это время люди с высокой работоспособностью? А они (опять же, неосознанно!) демонстрируют очень лёгкое и даже равнодушное отношение к выполняемой задаче. Ибо они «позволяют себе»

    ДАВАТЬ ОТДЫХ ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ , переключаясь на своеобразный «автопилот».

    Итак, проблема людей с низкой работоспособностью в том, что они ошибочно полагают, что

    БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧИ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

    ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА НЕ БУДЕТ.

    Учёные пишут: «По мере утомления у нормального человека (выделено мной - Е.Н. ) к выполнению задачи подключается механизм адаптации, который изменяет состояние нервной системы».

    Другими словами, у нормального человека в мозгу звучит фраза: «Расслабься, отдохни, спусти на тормоза, снизь важность, солдат спит - служба идёт».

    Это не значит, что все нормальные люди, с точки зрения нейрофизиологов - злостные халтурщики. Нет! Это значит, что работа в расслабленном сосотянии - норма, а перфекционизм, тотальный рациональный контроль - патология.

    Представьте себе, как бы Вы сделали несколько шагов, если бы серьёзно и ответственно думали о том, как Вы переставляете ноги? Вы бы взмокли через пять шагов!

    Примерно так, как взмокает человек, переходящий речку по бревну.

    А вот если он каждый день переходит так речки, то не взмокнет - ибо будет ВЫПОЛНЯТЬ ЭТУ РАБОТУ МЕХАНИЧЕСКИ.

    «Истощение сознания»

    Хотите я Вас попугаю? В науке есть два устоявшихся термина, противоположных друг другу в некотором смысле. Это:

    1. «Селективное (избирательное) внимание» и
    2. «Истощение сознания».

    Так вот, Первое существует для того, чтобы с человеком не случилось Второе.

    Оказывается, что в нормальном состоянии бодрствования у нас имеют место кратковременные эпизоды ПОЛНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ! Остаётся работать только одна зона в правом полушарии, выполняющая функцию «сторожевого пункта». Она и поддерживает минимальный уровень внимания.

    И заметьте, это не когда человек спит, это когда человек как бы «бодрствует».

    Почему же всё-таки так происходит?

    Концентрация внимания на творческой работе приводит неизбежно к истощению сознания тех людей, у кого не срабатывает механизм переключения работы полушарий. Человеку мало сказать: «Расслабься, снизь важность!». Представьте, что «кнопка, переключающая на правое полушарие» - заржавела, заела, её нужно восстанавливать...

    Что делать?

    Есть одно отлично работающее упражнение, которое несложно выполнять самостоятельно или со своими детьми, для предотвращения формирования у них «мозга перфекциониста». Это упражнение основано на действии так называемого

    «СТРУП-ЭФФЕКТА» (Stroop Effect)

    Заготовьте большое количество картонных карточек.

    Заготовьте много разноцветных карандашей или фломастеров.

    На каждой карточке по центру напишите крупно одно слово, обозначающее тот или иной цвет.

    Значение слова не должно совпадать с цветом чернил, краски.

    Примерно вот так:

    Теперь в расслабленном состоянии показывайте себе по одной карточке и быстро сначала:

    1. читайте слово, затем
    2. называйте «его цвет».

    Второе задание подразумевает активную работу правого полушария.

    У Вас будут сбои, и это - хорошо. Это значит, что Вы начали учиться свободно переключать работу полушарий - в игровой форме.

    «Разработав» таким образом этот заржавевший когнитивный механизм, Вы наконец-то сможете приблизиться к той «норме», которую имеют люди с так называемой «высокой работоспособностью».

    Конечно, упражнение, основанное на Струп-эффекте - это не панацея. Это один из первых шагов. Хотя он и эффективен.

    Однако немаловажно уже и то, что теперь мы знаем точную причину низкой работоспособности, а зная точную причину легче искать выход.

    Елена Назаренко

    Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru , где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.

    Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!

    Только представьте себе, что каждый день вы трудитесь с максимальной продуктивностью, на какую способны. Представили? Какими были бы ваши успехи? На какой ступеньке карьерной лестницы вы бы сейчас находились? Почему действительная картина отличается от той, которая нарисовалась в вашем воображении? И если вам мешает низкая работоспособность, то в чем ее причины и что делать? Существуют проверенные способы повысить свою работоспособность.

    Способы повысить свою работоспособность

    Если вам не нравится, как проходит рабочий день, измените его. Большинство из нас показывают низкую работоспособность по двум основным причинам.

    1. Дурные привычки, которые мешают правильной организации своего рабочего места и времени.
    2. Действие «в ответ», а не на упреждение: из-за этого слишком много сил и времени уходит на работу, без которой можно вообще обойтись.

    В целом решение выглядит просто: заменить дурные привычки на правильные, рутинные паттерны на продуктивные.

    А теперь подробнее о том, как именно это сделать.

    Действуйте в соответствии с биологическими ритмами

    Существует бездна советов не тратить утреннее время на рутинные дела вроде разбора почты, а посвятить его самой креативной части своих обязанностей. Однако они хороши только для тех, у кого пик продуктивности приходится на утренние часы. Людям, которые достигают наилучшей формы вечером, они не подходят.

    Хватит подражать Цезарю

    Выполнение нескольких дел сразу - настоящий убийца эффективности. И это не общие рассуждения, а результаты исследований, проведенных в Лондонском университете. Как только мозг сталкивается со смешением нескольких одновременных задач, его продуктивность падает в среднем на 40 %, а IQ - примерно на 15 пунктов.

    Чтобы повысить работоспособность, перейдите от такой модели поведения к другой: сосредоточьтесь на выполнении только одной задачи. Выполнив ее, беритесь за следующую.

    Планируйте завтрашний день

    В конце рабочего дня составьте список завтрашних дел. Это простое действие способно заметно повысить работоспособность:

    • помогает собраться,
    • повышает сосредоточенность на определенном объекте,
    • дает чувство удовлетворенности достигнутым результатом.

    Кроме того, если вы возьмете за правило составлять список дел по вечерам, вам не придется тратить на него драгоценное утреннее время. Сколько дел должно быть в этом плане? Пять? Двадцать пять?

    Продуктивность требует сосредоточенности, а значит, возьмите за правило ограничивать круг обязанностей. Критически перечитайте свой список и вычеркните из него некоторые пункты еще до того, как возьметесь за их выполнение.

    Перераспределите обязанности

    Разумеется, только если у вас есть такая возможности. Делегировать часть дел своим подчиненным или договориться об их перераспределении с менее загруженными коллегами - хороший способ повысить работоспособность. Игнорируйте отвлекающие факторы

    Для большинства из нас это электронная почта и социальные сети. Научитесь игнорировать их, пока работаете - или хотя бы не тратьте на них самую продуктивную часть своего рабочего дня.

    Фильтруйте телефонные звонки

    Это позволит не отвлекаться на разговоры в процессе выполнения важной работы. Прежде чем взяться за проект, который требует максимального внимания, отключите телефон (если только не ожидаете какого-то суперважного звонка, что бывает редко). Также вы можете настроить прием звонков, чтобы аппарат пропускал одни из них и блокировал другие.

    Делайте перерывы

    Подберите комплекс упражнений, которые удобно выполнять на рабочем месте. Делайте несколько 10-минутных перерывов в течение дня. Это позволит отдохнуть и спине, и мозгу, следовательно, повысит продуктивность и с лихвой окупит «потерянное» время.

    Будьте оптимистом

    Культивируйте оптимистический взгляд на вещи! Счастливые люди работают с более высокой отдачей и показывают лучшие результаты. Если по натуре вы склонны к пессимизму, воспитывайте в себе оптимистическое отношение к жизни. По мнению психотерапевтов, лучшим инструментом для этого является поддержка и готовность прийти на помощь окружающим.

    Придерживайтесь здорового образа жизни

    В это понятие входит очень многое, от крепкого сна и полноценного питания до экологически здоровой обстановки. Ни один из этих компонентов не является залогом высокой работоспособности, но все они - важные условия продуктивности.

    Все мы стараемся уделить максимум внимания своей работе — ради хорошей оплаты, дальнейших перспектив, из-за своего врождённого перфекционизма. При этом мы часто рискуем перегореть, и депрессивное состояние — лишь малая часть того, чем могут обернуться повышенные требования к самому себе.

    Как повысить собственную работоспособность и при этом сохранить хорошее настроение. Здесь вы найдёте простые и действенный советы.

    Всем нам знакомы ситуации, когда нагрузка становится слишком высокой. Постепенно запал сменяется усталостью, усталость нежеланием делать хоть какую-нибудь работу, а затем следуют самая настоящая депрессии и полный упадок физических и душевных сил. В итоге пропадает желание не только работать, но и отдыхать — проводить время с семьёй, встречаться с друзьями.

    Причины уменьшения работоспособности могут быть самыми разными. К примеру, наиболее распространённая среди них — неправильная мотивация. Мы зачастую говорим себе, что нужно много и усердно трудиться, но при этом в глубине души совершенно не понимаем, для чего именно нам все это нужно.

    Кроме того, причина быстрого упадка сил может крыться в неправильном режиме дня, плохой погоде и не только.

    Что предпринять для повышения работоспособности

    Если вы немного покопаетесь в себе, то быстро найдёте причины снижения работоспособности и устраните возникшую проблему. Тем не менее, существует несколько методов, которые помогут вам повысить продуктивность независимо от того, что послужило основной причиной её исчезновения.

    Как сохранять стрессоустойчивость при высокой нагрузке

    Если у вас накопилось слишком много работы и вы чувствуете приближение хронической усталости, то самое время уделить время хобби. Найдите в своём рабочем графике хотя бы полчаса для любимого занятия, которое позволит расслабиться и гарантированно поднимет вам настроение. И хоть работы у вас от этого меньше не станет, но вы вернётесь к её выполнению с совершенно другим эмоциональным настроем.

    Не пренебрегайте также семьёй и друзьями . Обязательно посвящайте им время, устраивайте семейные посиделки и дружеские встречи. Такое времяпровождение напитает вас новыми силами, которые опять-таки пригодятся при выполнении профессиональных обязанностей.

    Как мы видим, повысить работоспособность и сохранить при этом положительный настрой вполне возможно. Нужно только подойти к решению данной проблемы грамотно, и хороший результат не заставит себя долго ждать.

    Видео: Aerosmith - Crazy

    Высокой вам работоспособности и хорошего настроения!



    error: Контент защищен !!