Элементарные персеверации. Системная моторная персеверация

Персеверацией называют психологические, психические и нейропатологические явления, при которых наблюдается навязчивое и частое повторение действий, слов, фраз и эмоций. Причем проявляются повторения как в устной, так и письменной форме. Повторяя одни и те же слова, либо мысли, человек часто себя не контролирует, ведя вербальный способ общения. Проявляться персеверация может и при невербальном общении, основанном на жестах и телодвижениях.

Проявления

Опираясь на характер персеверации, различают следующие виды ее проявления:

  • Персеверация мышления или интеллектуальные проявления. Отличается «оседанием» в человеческом создании определенных мыслей или его представлений, проявляющихся в процессе вербального общения. Персеверативная фраза часто может использоваться человеком при ответе на вопросы, к которым она совершенно не имеет какого-либо отношения. Также такие фразы человек с персеверацией может проговаривать самому себе вслух. Характерное проявление такого вида персеверации — это постоянные попытки вернуться к теме разговора, о которой уже давно перестали говорить или же решили стоящий в ней вопрос.
  • Моторный тип персеверации. Такое проявление как двигательные персеверации имеет непосредственное отношение к физическому нарушению в премоторном ядре мозга или подкорковых моторных слоях. Это вид персеверации, проявляющийся в форме повторения физических действий неоднократно. Это может быть как простейшее движение, так и целый комплекс различных телодвижений. При этом они повторяются всегда одинаково и четко, словно по заданному алгоритму.
  • Речевая персеверация. Ее относят к отдельному подвиду описанной выше персеверации моторного типа. Данные двигательные персеверации характеризуются повторениями постоянно одних слов, либо целых фраз. Повторения могут проявляться в устной и письменной форме. Связано такое отклонение с поражениями нижнего отдела премоторного ядра коры человеческого мозга в левом или правом полушарии. Причем если человек левша, то речь идет о поражении правого полушария, а если правша, то, соответственно, левого полушария мозга.

Причины проявления персеверации

Существуют нейропатологические, психопатологические и психологические причины развития персеверации.

Повторение одной и той же фразы, вызванное развитием персеверации, может возникать на фоне нейропатологических причин. К ним наиболее часто относят:

  • Черепно-мозговые травмы, при которых повреждается боковая область орбитофронтального участка коры головного мозга. Либо же это связано с физическими видами повреждений прифронтальных выпуклостей.
  • При афазии. Персеверация не редко развивается на фоне афазии. Она представляет собой состояние, характеризующееся патологическими отклонениями ранее сформированной человеческой речи. Происходят подобные изменения в случае физического повреждения центров в коре мозга, отвечающих за речь. Вызвать их могут травмы, опухоли или другие виды воздействий.
  • Перенесенные локальные патологии в лобной доле головного мозга. Это могут быть аналогичные патологии, как в случае с афазией.

Персеверацию психиатры, а также психологи называют отклонениями психологического типа, которые протекают на фоне дисфункций, происходящих организме человека. Зачастую персеверация выступает в качестве дополнительного расстройства и является очевидным признаком формирования у человека сложной фобии или иного синдрома.

Если у человека возникают признаки формирования персеверации, но при этом он не переносил тяжелые формы стресса или черепно-мозговые травмы, это может свидетельствовать о развитии как психологических, так и психических форм отклонения.

Если говорить о психопатологических и психологических причинах развития персеверации, то здесь выделяют несколько основных:

  • Склонность к повышенной и навязчивой избирательности интересов. Чаще всего это проявляется у людей, характеризующихся аутическими отклонениями.
  • Стремление постоянно учиться и обучаться, познавать нечто новое. Встречается преимущественно у одаренных людей. Но основная проблема заключается в том, что тот человек может зацикливаться на определенных суждениях или своей деятельности. Между персеверацией и таким понятием как упорство имеющаяся грань крайне незначительная и размыта. Потому при чрезмерном стремлении развиваться и самосовершенствоваться могут развиться серьезные проблемы.
  • Чувство недостатка внимания. Проявляется у гиперактивных людей. Развитие у них персеверативных наклонностей объясняется попыткой привлечь к себе или к своей деятельности повышенное внимание.
  • Одержимость идеями. На фоне одержимости человек может постоянно повторять одни и те же физические действия, вызванные обсессией, то есть навязчивостью мыслей. Самым простым, но очень понятным примером одержимости, является стремление человека постоянно держать руки в чистоте и мыть их регулярно. Человек это объясняет тем, что боится заразиться страшными инфекциями, но такая привычка может перерасти в патологическую одержимость, которую называют персеверацией.

Важно уметь различать, когда один человек просто имеет странные привычки в виде того же постоянного мытья рук, либо же это обсессивно-компульсивное расстройство. Также не редко повторения одних и тех же действий или фраз обусловлены расстройством памяти, а не персеверацией.

Особенности лечения

Универсального рекомендованного всем алгоритма лечения персеверации не существует. Терапию проводят на основании применения целого комплекса различных подходов. Один метод, как единственный способ лечения, применять не стоит. Нужно предпринимать новые методы, если предыдущие не дали результата. Грубо говоря, лечение основано на постоянных пробах и ошибках, что в итоге позволяет отыскать оптимальный метод воздействия на человека, страдающего персеверацией.

Представленные методы психологического воздействия можно применять поочередно или последовательно:

  • Ожидание. Является основой в психотерапии людей, страдающих персеверацией. Суть состоит в том, чтобы ждать изменения в характере возникших отклонений на фоне применения различных методов воздействия. То есть стратегию ожидания применяют в паре с любым другим методом, о которых расскажем ниже. Если изменений не происходит, переходите на другие психологические способы воздействия, ожидайте результата и действуйте по обстоятельствам.
  • Профилактика. Не редко два типа персеверации (моторная и интеллектуальная) протекают совместно. Это дает возможность вовремя предупредить подобные изменения. Суть методики основана на исключении физических проявлений, о которых человек наиболее часто говорит.
  • Перенаправление. Это психологический прием, основанный на резком изменении совершаемых действий или текущих мыслей. То есть при общении с пациентом можно резко поменять тему разговора или от одних физических упражнений, движений перейти к другим.
  • Лимитирование. Метод направлен на последовательное снижение привязанности человека. Достигается это за счет ограничения повторяющихся действий. Простой, но понятный пример — ограничить время, в рамках которого человеку разрешается сидеть за компьютером.
  • Резкое прекращение. Это метод активного избавления от персеверативной привязанности. В основу данного способа ложится воздействие путем введения пациента в шоковое состояние. Это можно достичь путем резких и громких фраз, либо же визуализации того, насколько вредными могут быть навязчивые мысли или движения, действия пациента.
  • Игнорирование. Метод предполагает полное игнорирование проявления расстройства у человека. Такой подход проявляет себя наилучшим образом, если нарушения были вызваны дефицитом внимания. Если человек не будет видеть смысла в том, что он делает, поскольку эффект отсутствует, то вскоре прекратит повторять навязчивые действия или фразы.
  • Понимание. Еще одна актуальная стратегия, с помощью которой психолог узнает ходы мыслей пациента при отклонениях или при отсутствии таковых. Подобный подход не редко позволяет человеку самостоятельно разобраться в своих мыслях и действиях.

Персеверация представляет собой достаточно распространенное расстройство, которое может быть вызвано различными причинами. При персеверации важно выбрать грамотную стратегию лечения. Медикаментозное воздействие в данном случае не применяется.

Персеверация – это стабильное воспроизведение какого-либо высказывания, деятельности, эмоциональной реакции, ощущения. Отсюда выделяют моторные, сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные персеверации. Понятие персеверации, иначе говоря, являет собой «застревание» в человеческом сознании определенной мысли, несложного представления либо их неоднократное и однообразное воспроизведение в качестве ответа на предыдущее последнее вопросительное высказывание (интеллектуальная персеверация). Бывают самопроизвольные и неоднократные повторения уже ранее сказанного, совершенного, чаще обозначаемые термином итерации, и воспроизведения пережитого, обозначаемые термином эхомнезия.

Что такое персеверация

Весьма неприятным проявлением навязчивого поведения считается персеверация. Характерной чертой является воспроизведение определенного физического действия, фонемы, представления, фразы.

Типичным примером является песня, «застревающая» на длительное время в голове. Многие субъекты замечали, что отдельные словоформы либо мелодию охота повторять вслух на протяжении определенного периода. Подобный феномен, естественно, является слабой аналогией рассматриваемого отклонения, однако смысл персеверативных проявлений именно такой.

Индивиды, мучающиеся данным нарушением, совершенно не контролируют собственную персону в подобные моменты. Назойливое повторение появляется абсолютно спонтанно и также внезапно прекращается.

Рассматриваемое отклонение обнаруживается в устойчивом воспроизведении идеи, манипуляции, переживания, фразы или представления. Такое повторение нередко перерастает в навязчивую неуправляемую форму, индивид сам даже может не обнаруживать происходящее с ним. Таким образом, понятие персеверации являет собой феномен, обусловленный психологическим нарушением, психическим отклонением либо нейропатологическим расстройством поведенческих и речи индивида.

Подобное поведение возможно также и при сильном переутомлении либо отвлечении внимания не только при психических недугах или неврологических отклонениях. Считается, что базисом персеверации являются процессы повторяющегося возбуждения нейронных элементов, обусловленные запозданием сигнала об окончании действия.

Рассматриваемое нарушение нередко принимают за стереотипию, однако, невзирая на общее стремление навязчивого повторения, персеверация отличается тем, что она является результатом ассоциативной деятельности и структурного компонента . Субъекты, страдающие персеверацией, проходят терапию у лекарей, которые вначале помогают выявить первопричину, после чего проводят комплекс мероприятий, устремленных на исключение воспроизводимой мысли, фразы, повторяющегося действия из повседневной жизни данного субъекта.

Дабы предотвратить формирование описываемого синдрома у взрослых лиц, родителям следует внимательно наблюдать за поведенческим реагированием малыша на предмет присутствия у него признаков персеверации. Можно выделить следующие «атрибуты» рассматриваемого нарушения: регулярное повторение крохой одной фразы, которая не соответствует теме беседы, характерные действия (малыш, например, может постоянно дотрагиваться при отсутствии физиологических предпосылок до определенной области на теле), постоянное рисование одинаковых объектов.

В детском периоде существуют специфические проявления персевераций вследствие особенностей психологии малышей, их физиологии, и активной смены жизненных ориентиров и ценностей крох на разных стадиях взросления. Это порождает определенные сложности в дифференциации симптомов персеверации от сознательных действий малыша. Помимо того, проявления персеверации могут камуфлировать более серьезные отклонения психики.

Ради более раннего выявления возможных расстройств психики у чада, следует внимательно наблюдать за проявлениями персеверативных симптомов, а именно:

– систематическое воспроизведение одного высказывания независимо от обстоятельств и заданного вопроса;

– присутствие определенных операций, повторяющихся неизменно: касание определенного участка тела, почесывание, узконаправленная деятельность;

– многократное рисование одного объекта, запись слова;

– неизменно повторяющиеся просьбы, надобность исполнения которых весьма сомнительна в границах конкретных ситуативных условий.

Причины персеверации

Данное расстройство зачастую зарождается вследствие воздействия физического характера на мозг. Вдобавок у индивида возникают сложности с переключением внимания.

Главными причинами неврологической направленности описываемого синдрома являются:

– перенесенные локализованные поражения мозга, напоминающие поражение при афазии (недуг, при котором индивид произносить правильно словесные структуры не может);

навязчивое воспроизведение действий и фраз появляется вследствие уже возникшей афазии;

– черепно-мозговое повреждение с поражениями боковых сегментов коры либо передней зоны, где находится префронтальная выпуклость.

Помимо причин неврологической направленности, связанных с повреждением мозга, выделяют психологические факторы, способствующие развитию персеверации.

Неотступность воспроизведения фраз, манипуляций зарождается вследствие стрессоров, продолжительное время воздействующих на субъектов. Данному явлению зачастую сопутствуют фобии, когда включается защитный механизм посредством воспроизведения операций однотипного характера, которые дарят индивиду ощущение неопасности и успокоение.

При подозрении наличия также отмечается излишне скрупулезная избирательность в совершении определенных действий или интересах.

Описываемый феномен нередко обнаруживается при гиперактивности, если малыш считает, что недополучает должной, по его мнению, толики внимания. В этом случае персеверация выступает также в качестве компонента защиты, который в детском компенсирует дефицит стороннего внимания. Подобным поведением малыш стремится привлечь к собственным действиям или себе внимание.

Часто рассматриваемый феномен проявляется у научных деятелей. постоянно изучает что-то новое, стремится познать нечто важное, оттого и зацикливается на определенной мелочи, высказывании или действии. Зачастую описываемое поведение характеризует такого индивида как упорную и настойчивую личность, однако иногда подобные действия трактуются в качестве отклонения.

Назойливое повторение нередко может являться симптомом , выражающегося в следовании определенной идее, которая вынуждает индивида постоянно совершать конкретные действия (), либо же в неотвязности какой-то мысли (). Подобное устойчивое повторение можно лицезреть, когда субъект моет руки зачастую без надобности.

Персеверацию необходимо различать от иных недугов либо стереотипий. Фразы либо действия повторяющегося характера нередко бывают проявлением устоявшейся привычки, склероза, субъективных назойливых явлений, при которых больные понимают странность, нелепость и бессмысленность собственных поведенческих паттернов. В свой черед при персеверации индивиды не осознают ненормальность собственных действий.

Если у индивида формируются признаки персеверации, однако при этом в анамнезе не отмечалось перенесение стресса либо травм черепа, это часто свидетельствует о возникновении, как психологических вариаций расстройства, так и психических.

Виды персеверации

Основываясь на характере рассматриваемого нарушения, выделяют, как уже перечислялось выше, такие ее вариации: персеверации мышления, персеверацию речи и моторную персеверацию.

Первый вид описываемого отклонения отличается «зацикливанием» индивида на определенной мысли либо представлении, возникающего в ходе коммуникативного вербального взаимодействия. Персеверативное словосочетание, нередко может индивидом употребляться для ответа на приведенные вопросы, при этом, не имея отношения к смыслу вопросительного высказывания. Заклинивание на одном представлении, выражается в устойчивом воспроизведении определенного слова либо словосочетании. Чаще это – верное ответное высказывание на первое вопросительное предложение. На дальнейшие вопросы больной дает первичный ответ. Характерными проявлениями персеверации мышления считаются устойчивые усилия возвратиться к предмету беседы, про который давно уже речь не идет.

Подобное состояние присуще атрофическим процессам, проистекающим в мозге ( или ). Также может обнаруживаться при травматическом и сосудистых нарушениях.

Моторная персеверация проявляется неоднократным повторением физических операций, как простейших манипуляций, так и целой совокупности разнообразных телодвижений. При этом персеверативные движения воспроизводятся всегда четко и равно, будто по установленному алгоритму. Различают элементарную, системную и речевую моторные персеверации.

Элементарный вид описываемого отклонения выражается в многократном воспроизведении отдельных деталей движения и зарождается вследствие поражения коры мозга и нижерасположенных подкорковых элементов.

Системный тип персеверации обнаруживается в неоднократном воспроизведении целых комплексов движений. Он возникает по причине повреждения префронтальных сегментов мозговой коры.

Речевой вид рассматриваемой патологии проявляется многократным воспроизведением слова, фонемы или фразы (письменно либо в устном разговоре). Возникает при афазии вследствие поражения нижних сегментов премоторной зоны. При этом у левшей данное отклонение возникает, если поражена правая сторона, а у праворуких индивидов – при повреждении соответственно левого сегмента мозга. Другими словами, рассматриваемый вид персеверации, зарождается вследствие повреждения доминантного полушария.

Даже при наличии частичных афатических отклонений пациенты также не замечают различий в воспроизведении, написании либо чтении сходных по выговору слогов или слов (например, «ба – па», «са – за», «собор – забор»), путают буквы близкие по звучанию.

Персеверация речи характеризуется устойчивым повторением слов, высказываний, словосочетаний в письменной речи либо устной.

В сознании субъекта, страдающего речевой персеверацией, словно «застревает» мысль либо слово, которое он повторяет неоднократно и однотонно при коммуникативном взаимодействии с собеседниками. При этом воспроизводимая фраза либо слово к предмету разговора отношения не имеют. Речь больного характеризуется монотонностью.

Лечение персеверации

Базисом терапевтической стратегии в коррекции персеверативных аномалий всегда является системный психологический подход, основывающийся на чередовании этапов. Одну методику в качестве единственного способа коррекционного воздействия применять не рекомендуется. Нужно использовать новые стратегии, если предшествующие результата не принесли.

Чаще лечебный курс основывается на пробах и ошибках, нежели является стандартизованным алгоритмом терапии. При обнаружении патологий мозга неврологического характера, терапию сочетают с надлежащим медикаментозным воздействием. Из фармакопейных средств применяют слабые седативные препараты центрального действия. Обязательно назначаются ноотропы наряду с проведением поливитаминизации. Персеверация речи предполагает также логопедическое воздействие.

Коррекционное воздействие начинается с проведения тестирования, по результатам которого назначается при необходимости обследование. Тестирование состоит из перечня элементарных вопросов и решения определенных задач, которые зачастую таят в себе некоторый подвох.

Ниже приведены основные этапы стратегии психологической помощи, которые могут применяться последовательно или чередоваться.

Стратегия ожидания состоит в ожидании изменений в протекании персеверативных отклонений благодаря назначению определенных терапевтических мероприятий. Данная стратегия объяснима устойчивостью к исчезновению симптоматики персеверации.

Профилактическая стратегия подразумевает предупреждение возникновения моторной персеверации на фоне интеллектуальной. Поскольку нередко персеверативное мышление пробуждает моторный тип рассматриваемого отклонения, вследствие чего эти две вариации нарушения сосуществуют в совокупности. Данная стратегия позволяет своевременно предотвратить такую трансформацию. Суть методики состоит в ограждении индивида от тех физических операций, о которых он чаще говорит.

Стратегия перенаправления заключается в эмоциональной попытке или физическом усилии специалиста отвлечь больного субъекта от докучливых мыслей или манипуляций, посредством резкой смены предмета беседы в момент текущего персеверативного проявления либо характера действий.

Стратегия лимитирования подразумевает последовательное снижение персеверативной привязанности посредством ограничения индивида в совершении действий. Лимитирование допускает назойливую деятельность, однако в четко определенном количестве. Например, допуск к компьютерным развлечениям на разрешенное время.

Стратегия резкого прекращения основывается на активном удалении персеверативных привязанностей путем шокового состояния больного. Примером тут выступают внезапные, громкие фразы «Этого нет! Все!» либо визуализация урона, наносимого навязчивыми манипуляциями или мыслями.

Стратегия игнорирования заключается в попытке абсолютного игнорирования проявлений персеверации. Методика весьма эффективна, если этиологическим фактором рассматриваемого отклонения выступает дефицит внимания. Индивид, не получая ожидаемого результата, попросту в дальнейшем воспроизведении действий смысла не видит.

Стратегия понимания представляет собой попытку познать подлинное течение мыслей больного во время протекания персеверативных проявлений, а также в их отсутствии. Часто такое поведение помогает субъекту привести собственные действия и думы в порядок.

В сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом;

Информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память;

Происходит существенная перестройка ранее воспринятого содержания.

Воспроизведение носит избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности и актуальными переживаниями.
Различают произвольное и непроизвольное, а также непосредственное и отсроченное воспроизведения.

Инертность нервной системы

От лат.Inertia - неподвижность

Инертность нервной системы - особенность нервных процессов:

Заключающаяся в низкой подвижности протекания процессов в нервной системе;

Обусловленная трудностями в переключении условных раздражителей с положительного модуса на тормозной (и наоборот).

При патологических нарушениях инертность может выражаться в виде персеверации.

Интеллектуальная персеверация

Интеллектуальная персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же (неадекватных) интеллектуальных операций, которое:

Появляется в виде серийных интеллектуальных действий: арифметический счет, установление аналогий, классификация;

Возникает при поражении коры лобных долей мозга (левого полушария), когда нарушается контроль за интеллектуальной деятельностью.

Моторная персеверация

Моторная персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов. Различают:

Элементарную моторную персеверацию;

Системную моторную персеверацию; а также

Моторную речевую персеверацию.

Моторная речевая персеверация

Моторная речевая персеверация - моторная персеверация, которая:

Проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме; и

Возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорная персеверация

Сенсорная персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, которое возникает при поражении корковых отделов анализаторных систем.

Системная моторная персеверация

Системная моторная персеверация - моторная персеверация, которая:

Проявляется в многократном повторении целых программ движений; и

Возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга.

Элементарная моторная персеверация

Элементарная моторная персеверация - моторная персеверация, которая:

Проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения; и

Возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур.

/ 49c / 13 Нарушение произвольных движений

связанных со зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, вестибулярной афферентацией. Поражение

мозжечка сопровождается разнообразными двигательными расстройствами (прежде всего расстройствами

координации двигательных актов). Их описание составляет один из хорошо разработанных разделов

Поражение пирамидных и экстрапирамидных структур спинного мозга сводится к нарушению функций

мотонейронов, вследствие чего выпадают (или нарушаются) управляемые ими движения. В зависимости от

уровня поражения спинного мозга нарушаются двигательные функции верхних или нижних конечностей (на

одной или на обеих сторонах), причем все местные двигательные рефлексы осуществляются, как правило,

нормально или даже усиливаются вследствие устранения коркового контроля. Все эти нарушения движений также подробно рассматриваются в курсе неврологии.

Клинические наблюдения за больными, у которых имеется поражение того или иного уровня пирамидной или экстрапирамидной системы,

позволили уточнить функции этих систем. Пирамидная система ответственна за регуляцию дискретных, точных движений, полностью подчиненных произвольному контролю и хорошо афферентированных «внешней» афферентацией (зрительной, слуховой). Она управляет комплексными пространственно-организованными движениями, в которых участвует все тело. Пирамидная система регулирует преимущественно фазический тип движений, т. е. движения, точно дозированные во времени и в пространстве.

Экстрапирамидная система управляет в основном непроизвольными компонентами произвольных движений; к ним кроме регуляции тонуса (того фона двигательной активности, на котором разыгрываются фазические кратковременные двигательные акты) относятся:

♦ регуляция физиологического тремора;

♦ общая согласованность двигательных актов;

Экстрапирамидная система управляет также разнообразными двигательными навыками, автоматизмами. В целом экстрапирамидная система менее кортиколизована, чем пирамидная, и регулируемые ею двигательные акты в меньшей степени произвольны, чем движения, регулируемые пирамидной системой. Следует, однако, помнить, что пирамидная и экстрапирамидная системы представляют собой единый эфферентный механизм, разные уровни которого отражают разные этапы эволюции. Пирамидная система, как эволюционно более молодая, является в известной степени «надстройкой» над более древними экстрапирамидными структурами, и ее возникновение у человека обусловлено прежде всего развитием произвольных движений и действий.

Нарушения произвольных движений и действий

Нарушения произвольных движений и действий относятся к сложным двигательным расстройствам, которые в первую очередь связаны с поражением коркового уровня двигательных функциональных систем.

Этот тип нарушений двигательных функций получил в неврологии и нейропсихологии название апраксий. Под апраксиями понимаются такие нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами - параличами и парезами, явными нарушениями мышечного тонуса и тремора, хотя возможны сочетания сложных и элементарных двигательных расстройств.

Апраксиями обозначают прежде всего нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами.

История изучения апраксий насчитывает многие десятилетия, однако до настоящего времени эту проблему нельзя считать решенной окончательно. Сложности понимания природы апраксий нашли отражение в их классификациях. Наиболее известная классификация, предложенная в свое время Г. Липманном (H . Li ртапп, 1920) и признаваемая многими современными исследователями, выделяет три формы апраксий: идеаторную, предполагающую распад «идеи» о движении, его замысла; кинетическую, связанную с нарушением кинетических «образов» движения; идеомоторную, в основе которой лежат трудности передачи «идей» о движении в «центры исполнения движений». Первый тип апраксий Г. Липманн связывал с диффузным поражением мозга, второй - с поражением коры в нижней премоторной области, третий - с поражением коры в нижней теменной области. Другие исследователи выделяли формы апраксий в соответствии с пораженным двигательным органом (оральная апраксия, апраксия туловища, апраксия пальцев и т. п.) (Я. Несаеп, 1969 и др.) или с характером нарушенных движений и действий (апраксия выразительных движений лица, объектная апраксия, апраксия подражательных движений, апраксия походки, аграфия и т. д.) (J . М. Nielsen , 1946 и др.). До настоящего времени нет единой классификации апраксий. А. Р. Лурия разработал классификацию апраксий, исходя из общего понимания психологической структуры и мозговой организации произвольного двигательного акта. Суммируя свои наблюдения за нарушениями произвольных движений и действий, используя метод синдромного анализа, вычленяющий основной ведущий фактор в происхождении нарушений высших психических функций (включая и произвольные движения и действия), он выделил четыре формы апраксий (А. Р. Лурия, 1962, 1973 и др.). Первую он обозначил как кинестетическая апраксия. Эта форма апраксий, впервые описанная О. Ф.

Ферстером (О. Foerster , 1936) в 1936 году, а позже изучавшаяся Г. Хедом (Я. Head , 1920), Д. Денни-Брауном

(D . Denny - Brown , 1958) и другими авторами, возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий (т. е. задних отделов коркового ядра двигательного анализатора: 1, 2, частично 40-го полей преимущественно левого полушария). В этих случаях нет четких двигательных дефектов, сила мышц достаточная, парезов нет, однако страдает кинестетическая основа движений. Они становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом «рука-лопата»). У больных нарушаются движения при письме, возможность правильного воспроизведения различных поз руки (апраксия позы); они не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т. п.). При сохранности внешней пространственной организации движений нарушается внутренняя проприоцептивная кинестетическая афферентация двигательного акта.

При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать. При поражении левого полушария кинестетическая апраксия обычно носит двухсторонний характер, при поражении правого полушария - чаще проявляется только в одной левой руке.

Вторая форма апраксий, выделенная А. Р. Лурия, - пространственная апраксия, или апрактоагнозия, - возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и 39-го полей, особенно при поражении левого полушария (у правшей) или при двухсторонних очагах. Основой данной формы апраксий является расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое-левое» и т. д.). Таким образом, в этих случаях страдает зрительно-пространственная афферентация движений. Пространственная апраксия может протекать и на фоне сохранных зрительных гностических функций, но чаще она наблюдается в сочетании со зрительной оптико-пространственной агнозией. Тогда возникает комплексная картина апрактоагнозии. Во всех случаях у больных наблюдаются апраксия позы, трудности выполнения пространственно-ориентированных движений (например, больные не могут застелить постель, одеться и т. п.). Усиление зрительного контроля за движениями им не помогает. Нет четкой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами. К этому типу расстройств относится и конструктивная апраксия - трудности конструирования целого из отдельных элементов (кубики Кооса и т. п.). При левостороннем поражении теменно-затылочных отделов коры

нередко возникает оптико-пространственная аграфия из-за трудностей правильного написания букв, различно ориентированных в пространстве.

Третья форма апраксий - кинетическая апраксия - связана с поражением нижних отделов премоторной области коры больших полушарий (б-го, 8-го полей - передних отделов «коркового» ядра двигательного анализатора). Кинетическая апраксия входит в премоторный синдром, т. е. протекает на фоне нарушения автоматизации (временной организации) различных психических функций. Проявляется в виде распада «кинетических мелодий», т. е. нарушения последовательности движений, временной организации двигательных актов. Для этой формы апраксии характерны двигательные персеверации (элементарные персеверации - по определению А. Р. Лурия), проявляющиеся в бесконтрольном продолжении раз начавшегося движения (особенно серийно выполняемого; рис. 36, А ).

Рис. 36. Персеверации движений у больных с поражением передних отделов

А - элементарные персеверации движений при рисовании и письме у больного с массивной внутримозговой опухолью

левой лобной доли: а - рисование круга, б - написание цифры 2, в - написание цифры 5;

Б - персеверации движений при рисовании серий фигур у больного с внутримозговой опухолью левой лобной доли

Эта форма апраксии изучалась рядом авторов - К. Кляйстом (К. Kleist , 1907), О. Ферстером (О. Foerster , 1936) и др. Особенно подробно она исследовалась А. Р. Лурия (1962, 1963, 1969, 1982 и др.), установившим при данной форме апраксии общность нарушений двигательных функций руки и речевого аппарата в виде первичных трудностей автоматизации движений, выработки двигательных навыков. Кинетическая апраксия проявляется в нарушении самых различных двигательных актов: предметных действий, рисования, письма, - в трудности выполнения графических проб, особенно при серийной организации движений (динамическая апраксия ). При поражении нижне-премоторных отделов коры левого полушария (у правшей) кинетическая апраксия наблюдается, как правило, в обеих руках.

Четвертая форма апраксии - регуляторная или префронтальная апраксия - возникает при поражении конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов; протекает на фоне почти полной сохранности тонуса и мышечной силы. Она проявляется в виде нарушений программирования движений, отключения сознательного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и стереотипами. При грубом распаде произвольной регуляции движений у больных наблюдаются симптомы эхопраксии в виде бесконтрольных подражательных повторений движений экспериментатора. При массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает эхолалия - подражательные повторения услышанных слов или фраз.

Для регуляторной апраксии характерны системные персеверации (по определению А. Р. Лурия), т. е. персеверации всей двигательной программы в целом, а не ее отдельных элементов (рис. 36, Б ). Такие больные после письма под диктовку на предложение нарисовать треугольник обводят контур треугольника движениями, характерными для письма, и т. п. Наибольшие трудности у этих больных вызывает смена программ движений и действий. В основе этого дефекта лежит нарушение произвольного контроля за осуществлением движения, нарушение речевой регуляции двигательных актов. Данная форма апраксии наиболее демонстративно проявляется при поражении левой префронтальной области мозга у правшей. Классификация апраксии, созданная А. Р. Лурия, основана главным образом на анализе нарушений двигательных функций у больных с поражением левого полушария головного мозга. В меньшей степени исследованы формы нарушения произвольных движений и действий при поражении различных корковых зон правого полушария; это - одна из актуальных задач современной нейропсихологии.

Из произведений А. Р. Лурия

Легко видеть, что все эти механизмы, играющие центральную роль в построении различных по сложности видов произвольного движения, создают новое представление о произвольном движении как о сложной функциональной системе, в деятельность которой, наряду с передними центральными извилинами (являющимися лишь «выходными воротами» двигательного акта), вовлекается большой набор корковых зон, выходящих за пределы передних центральных извилин и обеспечивающих (вместе с соответствующими подкорковыми аппаратами) нужные виды афферентных синтезов. Такими разделами, принимающими интимное участие в построении двигательного акта, являются постцентральные отделы коры (обеспечивающие кинестетические синтезы), теменно-затылочные отделы коры (обеспечивающие зрительно-пространственные синтезы), премоторные отделы коры (играющие существенную роль в обеспечении синтеза последовательных импульсов в единую кинетическую мелодию) и, наконец, лобные отделы мозга, несущие важные функции в подчинении движений исходному намерению и в сличении полученного эффекта действия с исходным намерением.

Естественно поэтому, что поражение каждой из упомянутых областей может приводить к нарушению произвольного двигательного акта. Однако столь же естественно, что нарушение произвольного двигательного акта при поражении каждой из этих зон будет носить своеобразный, отличающийся от других нарушений характер. (А. Р. Лурия. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970. - С. 36-37. )

Рис. 37. Дифференциация коры головного мозга человека в соответствии с таламо-кортикальными проекциями.

А - конвекситальная; Б - медиальная поверхности правого полушария: 1 - центральная область коры, получающая проекции от передневентрального и латерально-вентрального ядер таламуса; 2 - центральная область коры, получающая проекции от задневентрального ядра; 3 - лобная область коры, получающая проекции от дорсомедиального ядра; 4 - теменно-височно-затылочная область коры, получающая проекции от латерально-дорсального и латерально-заднего ядер; 5 - теменно-височно-затылочная область коры, получающая проекции от подушки зрительного бугра; 6 - затылочная область коры, получающая проекции от наружного коленчатого тела; 7 - надвисочная область коры, получающая проекции от внутреннего коленчатого тела; 8 - лимбическая область коры, получающая проекции от передних ядер зрительного бугра; CF - центральная борозда (по Т . Риилю )

Апраксии – это нарушение произвольных движений и действий при поражении коры головного мозга, не сопровождающееся четкими элементарными двигательными расстройствами (парезы, параличи, нарушение тонуса и т.д.).

Лурия выделил 4 вида апраксий, которые зависят от фактора поражения:

Кинестетическая апраксия. Нижняя теменная зона. 1, 2 и частично 40 поля. Преимущественно левое полушарие. Нарушается аферентация. Человек не получает обратную связь. Страдает праксис позы (невозможность придать части тела нужного положения). Не чувствует расположение пальцев руки и т.д. «Рука-лопата». Нарушаются все предметные действия, письмо, не может правильно взять ручку. Проба: апраксия - поза (показываем позы руки, Больной должен повторить). Усиление зрительного контроля помогает. С закрытыми глазами – недоступно.

Кинетическая апраксия. Нижние отделы премоторной области (нижний лоб). Нарушено плавное переключение с одной операции на другую. Элементарные персеверации – начав движение, Больной застревает (повтор операции). Нарушение письма. Осознают свою несостоятельность. Проба: кулак – ладонь – ребро; заборчики.

Пространственная апраксия. Теменно-затылочные отделы, особенно при левых очагах. Нарушены зрительно-пространственные контакты движений. Трудность выполнения пространственных движений: одеться, приготовить еду и т.д. Бытовая жизнь сложна. ПробыХэда: повторить движение. Возникает оптико-пространственная аграфия. Элементы букв. Невозможность соотнести свое тело с окружающим миром.

Регуляторная апраксия. Префронтальные отделы мозга. Нарушение речевой регуляции. Страдает контроль за протеканием движений и действий. Больной не может справиться с двигательными заданиями. Возникают системные персеверации (повторение всего действия). Сложность усвоения программы. Теряются навыки. Есть шаблоны и стереотипы, которые остаются. Результат с замыслом не сличаются.

Особенностью структуры коры больших полушарий является расположение нервных клеток в шесть слоев, лежащих друг над другом.

первый слой - lamina zonalis, зональный (краевой) слой или молекулярный - беден нервными клетками и образован в основном сплетением нервных волокон

второй - lamina granularis externa, наружный зернистый слой - называется так из-за наличия в нем густо расположенных мелких клеток, диаметром 4-8 мк,имеющих на микроскопических препаратах форму круглых, треугольных и многоугольных зерен

третий - lamina pyramidalis, пирамидальный слой - имеет большую толщину, чем первые два слоя. В нем содержатся пирамидные клетки разной величины

четвертый - lamina dranularis interna, внутренний зернистый слой - подобно второму слою, он состоит из мелких клеток. Этот слой в некоторых участках коры больших полушарий взрослого организма может отсутствовать; так, например, его нет в моторной области коры

пятый - lamina gigantopyramidalis, слой больших пирамид (гигантские клетки Беца) - от верхней части этих клеток отходит толстый отросток - дендрит, многократно ветвящийся в поверхностных слоях коры. Другой длинный отросток - аксон - больших пирамидных меток уходит в белое вещество и направляется к подкорковым ядрам или к спинному мозгу.

шестой - lamina multiformis, полиморфный слой (мультиформный) - состоит из клеток треугольной формы и веретенообразных

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Мир Психологии

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

Персеверация (от лат. perseveratio - упорство) - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.

Моторные Персеверация - возникают при поражении передних отделов больших полушарий головного мозга и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур и носит название «элементарной» моторной П. (по классификации А.Р. Лурия, 1962); либо в многократном повторении целых программ движений (напр., в повторении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П. наблюдается при поражении префронтальных отделов коры головного мозга и называется «системной» моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П., которые возникают как одно из проявлений эфферентной моторной афазии в виде многократных повторений одного и того же слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорные Персеверации возникают при поражении корковых отделов анализаторов и проявляются в виде навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности последействия соответствующих раздражителей.

Интеллектуальные Персеверация возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций. Интеллектуальные П., как правило, появляются при выполнении серийных интеллектуальных действий, напр. при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, пока ничего не останется, и т.п.), при выполнении серии задач на аналогии, классификацию объектов и т.д., и отражают нарушения контроля за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные «лобным» больным. Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности нервных процессов в интеллектуальной сфере. См. также о персеверирующих образах в статье Представления памяти. (Е.Д. Хомская)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Персеверация (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться)

  • термин C Neisser (1884), обозначает «устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте». Обычно чаще имеется в виду персеверация мышления, когда пациент на последующие вопросы повторяет ответ на последний из предыдущих. Так, ответив на вопрос о его фамилии, пациент на другие, новые вопросы продолжает называть свою фамилии.
  1. моторные персеверации,
  2. сенсорные персеверации и
  3. эмоциональные персеверации.
  • спонтанные и многократные повторения уже сказанного, сделанного чаще обозначают термином итерации, а воспринятого или пережитого - термином эхомнезия;
  • тенденция продолжать следовать определённой модели поведения, при этом подразумевается, что эта тенденция сохраняется до тех пор, пока она не осознаётся индивидом как неадекватная.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Персеверация (лат. persevezo - упорно держаться, продолжаться) - склонность к застреванию в речи, мышлении, «устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте». Помимо персеверации в мышлении различают также моторные, сенсорные и эмоциональные персеверации.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Персеверации (от лат. persevero, perseveratum – продолжаться, упорно держаться) - патологическое повторение слов или действий. Характерно для поражения премоторных зон больших полушарий.

Персеверации двигательные - нарушения двигательных навыков в связи с инертностью стереотипов и обусловленные этим трудности переключения от одного действия к другому, возникающие при поражении премоторной зоны коры больших полушарий. Особенно отчетливы П.д. в контрлатеральной патологическому очагу руке, но при поражении левой премоторной зоны они могут проявляться и в обеих руках.

Персеверации мышления - расстроенное мышление, при котором неоднократно повторяются определенные представления, мысли. При этом возникают трудности переключения с одной мысли на другую.

Персеверации речевые - проявление эфферентной моторной афазии в виде повторений в речи отдельных фонем, слогов, слов, коротких фраз. Характерно для поражения премоторной зоны лобной доли доминантного полушария мозга.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Персеверация - имеется несколько распространенных способов употребления; все они содержат представление о тенденции сохраняться, упорно продолжаться.

  1. Тенденция продолжать следовать определенной модели поведения. Часто используется с коннотацией, что такая персеверация продолжается до тех пор, пока она уже становится неадекватной. Ср. со стереотипией.
  2. Тенденция повторять, с патологическим упорством, слово или фразу.
  3. Тенденция определенных воспоминаний, или идей, или поведенческих актов повторяться без любого (явного) стимула для этого. Этот термин неизменно несет в себе отрицательный смысл. Ср. здесь с настойчивостью.

предметная область термина

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ - необоснованное многократное повторение одного и того же движения, моторного действия вопреки намерению

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МОТОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (например, написание букв или рисование). Различаются:

  1. персеверация моторная элементарная - проявляемая в многократном повторении отдельных элементов движения и возникающая при поражении премоторных отделов коры мозга (мозг головной: кора) и нижележащих подкорковых структур;
  2. персеверация моторная системная - проявляемая в многократном повторении целых программ движений и возникающая при поражении префронтальных отделов коры мозга;
  3. персеверация моторная речевая - проявляемая в многократном повторении одного и того же слога или слова (в речи устной и при письме), возникающая как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области коры полушария левого (у правшей).

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, возникающее при поражении корковых отделов анализаторных систем мозга головного.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - бессознательная модификация и искажение предшествующего опыта с тем, чтобы сделать его соответствующим настоящим потребностям. См. Конфабуляция, которая может содержать или не содержать коннотацию бессознательности.

персеверация

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 .

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 .

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 .

Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 .

Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005 .

Смотреть что такое «персеверация» в других словарях:

персеверация - упорство, повторение Словарь русских синонимов. персеверация сущ., кол во синонимов: 2 повторение (73) … Словарь синонимов

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - (от лат. perseveratio упорство) стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, напр., при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной системы … Большой Энциклопедический словарь

Персеверация - (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. Выделяют моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации … Психологический словарь

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - (от лат. perseverantia – упорство) упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. постоянное вспоминание мелодии. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Системные персеверации

Персевера́ция (лат. perseveratio - настойчивость, упорство) - устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.

Персеверация речи - «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления и неоднократное и монотонное их повторение в ответ, например, на вопросы, которые не имеют к первоначальным совсем никакого отношения.

Моторные персеверации - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (написание букв или рисование). Различают «элементарную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения и возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур; и «системную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга. Выделяют также моторную речевую персеверацию, которая проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме и возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии - при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Особенности течения персеверации во взрослом и детском возрасте. Лечение отклонения

Персеверация – явление психологического, психического или нейропатологического характера, характеризующееся навязчивым, частым повторением физического действия, слова либо целой фразы в письменной или устной речи, а также – определенных эмоций.

В зависимости от характера проявления различают:

  • Персеверацию мышления. Характеризуется увязыванием в сознании человека конкретной мысли или простого несложного представления, которое часто проявляется в вербальном общении. Персеверативной фразой или словом человек может отвечать на вопросы, совершенно не имеющие к ней никакого отношения, проговаривать ее вслух с самим собой и так далее. Классическим проявлением персеверации мышления служит постоянное возвращение к теме разговора, которая уже была закрыта и считается решенной,
  • Моторную персеверацию. Этиология моторной персеверации связана с физическим повреждением премоторных ядер коры головного мозга и моторных подкоркового слоя. Такой вид персеверации выражается в повторении одного физического движения многократно – элементарная моторная персеверация или целого комплекса движений с четким алгоритмом – системная моторная персеверация.

В отдельный подвид моторной персеверации можно вывести также моторную речевую персеверацию, когда человек повторяет одно и то же слово или пишет его. Для этого вида отклонения характерно поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей и правого – у левшей.

Основополагающие факторы и особенности генеза персеверативных отклонений

Неврологическая этиология персеверации является самой распространенной, она характеризуется широким кругом нетипичного поведения личности на почве физического повреждения полушарий головного мозга, что обуславливает дисфункцию в переключениях с одного вида деятельности на другой, изменению хода мысли, алгоритма действий для выполнения какой-то задачи и так далее, когда персеверативная составляющая доминирует над объективными действиями или мыслями.

К причинам возникновения персеверации, на фоне нейропатологии можно отнести:

  • черепно-мозговая травма головного мозга с преимущественным повреждением областей боковых орбитофронтальных участков коры или ее префронтальной выпуклости,
  • как следствие афазии (афазия – патологическое состояние, при котором происходят отклонения в речи человека, которая уже была сформирована ранее. Происходит по причине физического повреждения речевых центров в коре головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, энцефалитов),
  • перенесенные локализованные патологии в области лобных долей коры головного мозга, аналогичные афазийным.

Персеверация в психологии и психиатрии отражает течение отклонения на фоне психологических дисфункций у человека и, как правило, является дополнительным признаком сложных синдромов и фобий.

Возникновение персеверации у человека, не перенесшего черепно-мозговых травм и тяжелых стрессов может служить первым признаком развития не только психологических, но психических отклонений.

Основными этиологическими факторами психологического и психопатологического направлений в развитии персеверативных проявлений, могут являться:

  • навязчивость и высокая избирательность отдельных интересов, что наиболее характерно для лиц с аутическим спектром отклонений,
  • ощущение недостатка внимания на фоне гиперактивности может стимулировать проявление персеверации как защитный компенсирующий феномен, направленный на привлечение внимания к себе или своему роду деятельности,
  • настойчивость к постоянному обучению и стремлению познать новое может привести к зацикливанию одаренных лиц на конкретном суждении или роде деятельности. Грань между упорством и персеверацией весьма размыта,
  • комплекс симптомов обсессивно-компульсивного расстройства часто включает в себя развитие персеверативных отклонений.

Обсессивно-компульсивное расстройство – одержимость идеей, которое заставляет человека проводить определенные физические действия (компульсии) по причине навязчивых мыслей (обсессий). Ярким примером обсессивно-компульсивного расстройства является частое мытье рук в страхе заразиться страшным инфекционным заболеванием или прием разных препаратов с целью профилактики возможных болезней.

Независимо от этиологических факторов, персеверацию нужно дифференцировать от обсессивно-компульсивного расстройства, обычных привычек человека, а также – от склеротических расстройств памяти, когда человек повторяет одни и те слова или действия по причине забывчивости.

Особенности персеверативных отклонений в детском возрасте

Проявление персевераций в детском возрасте является очень частым явлением в силу особенностей детской психологии, физиологии и достаточно активной сменой жизненных ценностей ребенка на разных этапах взросления. Это создает определенные сложности в отличии персеверативных симптомов от умышленных действий ребенка, а также – камуфлирует проявление признаков более серьезных психических патологий.

В целях раннего определения психических отклонений у своего ребенка, родителям стоит более внимательно относиться к проявлению персеверативных признаков, наиболее частыми из которых являются:

  • регулярное повторение одних и тех же фраз независимо от ситуации и поставленного вопроса,
  • наличие определенных действий, повторяющихся регулярно: трогание какого-то места на теле, почесывание, узконаправленная игровая деятельность и так далее,
  • рисование одних и тех же объектов, многократная запись одного и того же слова,
  • регулярно повторяющиеся просьбы, необходимость выполнения которых сомнительна в рамках конкретной ситуации.

Помощь при персеверативных отклонениях

Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.

Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:

  1. Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению.
  2. Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего.
  3. Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий.
  4. Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время.
  5. Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей.
  6. Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях,
  7. Стратегия понимания. Попытка узнать истинный ход мыслей пациента в момент отклонений и при их отсутствии. Зачастую это помогает самому пациенту привести в порядок свои действия и мысли.

Тревожность в той или иной степени свойственна всем людям, и многие из нас порой совершают ритуалы разной степени иррациональности, призванные подстраховать нас от неприятностей - стучат кулаком по столу или надевают счастливую футболку на важное событие. Но иногда этот механизм выходит из-под контроля, вызывая серьезное психическое расстройство. «Теории и практики» объясняют, что мучило Говарда Хьюза, чем навязчивая идея отличается от шизофренического бреда и при чем тут магическое мышление.

Бесконечный ритуал

Герой Джека Николсона в известном фильме «Лучше не бывает» отличался не только сложным характером, но и целым набором странностей: он постоянно мыл руки (причем каждый раз новым мылом), ел только своими столовыми приборами, избегал чужих прикосновений и старался не наступать на трещинки на асфальте. Все эти «чудачества» - типичные признаки обсессивно-компульсивного расстройства, психического заболевания, при котором человек одержим навязчивыми мыслями, заставляющими его регулярно повторять одни и те же действия. ОКР - настоящая находка для сценариста: это заболевание чаще встречается у людей с высоким интеллектом, оно придает персонажу своеобразие, заметно мешает его коммуникации с окружающими, но при этом не ассоциируется с угрозой для общества, в отличие от многих других психических расстройств. Но в реальности жизнь человека с обсессивно-компульсивным расстройством нельзя назвать легкой: за невинными и даже забавными, на первый взгляд, действиями скрывается постоянное напряжение и страх.

В голове у такого человека словно заедает пластинку: ему регулярно приходят на ум одни и те же малоприятные мысли, имеющие под собой мало рациональных оснований. Например, ему мерещится, что везде опасные микробы, он постоянно боится причинить кому-то боль, потерять какую-то вещь или оставить включенным газ, уходя из дома. Его может сводить с ума протекающий кран или несимметричное расположение предметов на столе.

Оборотная сторона этой одержимости, то есть, обсессии - компульсия, регулярное повторение одних и тех же ритуалов, которые должны предотвратить надвигающуюся опасность. Человек начинает верить, что день пройдет хорошо только если перед выходом из дома трижды прочесть детскую считалочку, что он обезопасит себя от страшных болезней, если несколько раз подряд помоет руки и будет пользоваться собственными столовыми приборами. После того, как больной совершает ритуал, он на какое-то время испытывает облегчение. 75% больных страдают и от навязчивых идей, и от компульсий одновременно, но бывают случаи, когда люди переживают только обсессии, не совершая ритуалов.

При этом обсессивные мысли отличаются от шизофренического бреда тем, что сам пациент воспринимает их как абсурдные и нелогичные. Ему совершенно не в радость мыть руки каждые полчаса и по утрам по пять раз застегивать молнию на ширинке - но избавиться от навязчивой идеи по-другому он просто не может. Уровень тревожности слишком высок, а ритуалы позволяют больному добиться временного облегчения состояния. Но при этом сама по себе любовь к ритуалам, спискам или раскладыванию вещей по полочкам, если она не приносит человеку дискомфорта, к расстройству не относится. С этой точки зрения эстеты, прилежно раскладывающие морковные очистки по длине в Things Organized Neatly , абсолютно здоровы.

Больше всего проблем у больных ОКР вызывают обсессии агрессивного или сексуального характера. Некоторые начинают бояться, что сделают что-то плохое с другими людьми, вплоть до сексуального насилия и убийства. Обсессивные мысли могут принимать форму отдельных слов, фраз или даже стихотворных строчек - хорошей иллюстрацией может послужить эпизод из фильма «Сияние», где главный герой, сходя с ума, начинает набирать на машинке одну и ту же фразу «all work and no play makes Jack a dull boy». Человек с ОКР испытывает колоссальное напряжение - он одновременно ужасается своим мыслям и мучается чувством вины за них, пытается им противостоять, а заодно старается, чтобы совершаемые им ритуалы остались незамеченными для окружающих. При этом во всех остальных отношениях его сознание функционирует совершенно нормально.

Есть мнение, что обсессии и компульсии тесно связаны с «магическим мышлением», возникшим еще на заре человечества - верой в возможность взять мир под контроль с помощью правильного настроя и ритуалов. Магическое мышление проводит прямую параллель между мысленным желанием и реальным последствием: если нарисуешь на стене пещеры буйвола, настраиваясь на успешную охоту, тебе непременно повезет. Судя по всему, такой способ восприятия мира зарождается в глубинных механизмах человеческого мышления: ни научно-технический прогресс, ни логические аргументы, ни печальный личный опыт, доказывающий бесполезность магических пассов, не избавляют нас от потребности искать взаимосвязь между случайными вещами. Некоторые ученые считают, что она заложена в нашей нейропсихологии - автоматический поиск шаблонов, упрощающих картину мира, помогал нашим предкам выживать, и самые древние участки мозга все еще работают по этому принципу, особенно в стрессовой ситуации. Поэтому при повышенном уровне тревожности многие люди начинают бояться собственных мыслей, опасаясь, что они могут воплотиться в реальность, и в то же время верят, что набор каких-то иррациональных действий поможет предотвратить нежелательное событие.

История

В древности это расстройство часто связывали с мистическими причинами: в Средневековье людей, одержимых навязчивыми идеями, сразу отправляли к экзорцистам, а в XVII веке концепция сменилась на противоположную - стало считаться, что такие состояния возникают из-за чрезмерного религиозного рвения.

В 1877 году один из основоположников научной психиатрии Вильгельм Гризингер и его ученик Карл-Фридрих-Отто Вестфаль выяснили, что в основе «невроза навязчивых состояний» лежит расстройство мышления, но при этом оно не затрагивает другие аспекты поведения. Они использовали немецкий термин Zwangsvorstellung, который, будучи по-разному переведен в Британии и США (как obsession и compulsion соответственно), и превратился в современное название болезни. А в 1905 году французский психиатр и невролог Пьер Мария Феликс Жане выделил этот невроз из неврастении как отдельное заболевание и назвал его психастенией.

Мнения по поводу причины расстройства расходились - например, Фрейд считал, что обсессивно-компульсивное поведение относится к бессознательным конфликтам, которые проявляются в виде симптомов, а его немецкий коллега Эмиль Крепелин относил его к «конституциональным душевным заболеваниям», вызванным физическими причинами.

От обсессивного расстройства страдали в том числе и известные люди - например, изобретатель Никола Тесла подсчитывал шаги при ходьбе и объем порций еды - если ему не удавалось это сделать, обед считался испорченным. А предприниматель и пионер американской авиации Говард Хьюз панически боялся пыли и приказывал сотрудникам перед визитами к нему «вымыться четыре раза, каждый раз используя большое количество пены от нового куска мыла».

Защитный механизм

Точные причины возникновения ОКР не ясны и сейчас, но все гипотезы можно условно поделить на три категории: физиологические, психологические и генетические. Сторонники первой концепции связывают заболевание либо с функционально-анатомическими особенностями головного мозга, либо с нарушениями в обмене (биологически активных веществ, передающих электрические импульсы между нейронами, либо от нейронов к мышечной ткани) - в первую очередь, серотонина и допамина, а также норадреналина и ГАМК. Некоторые исследователи отметили, что у многих больных обсессивно-компульсивным расстройством были родовые травмы при появлении на свет, что также подтверждает физиологические причины ОКР.

Сторонники психологических теорий считают, что заболевание связано с личностными особенностями, складом характера, психологическими травмами и неправильной реакцией на негативное воздействие среды. Зигмунд Фрейд предположил, что возникновение обсессивно-компульсивных симптомов связано с защитными механизмами психики: изоляцией, ликвидацией и реактивной формацией. Изоляция предохраняет человека от вызывающих тревогу аффектов и импульсов, вытесняя их в подсознание, ликвидация направлена на то, чтобы бороться с всплывающими вытесненными импульсами - на ней, собственно, и основан компульсивный акт. И, наконец, реактивное образование - проявление паттернов поведения и сознательно переживаемых установок, противоположных возникающим импульсам.

Также есть научные свидетельства того, что возникновению ОКР способствуют генетические мутации. Их обнаружили в неродственных семьях, члены которых страдали от ОКР - в гене переносчика серотонина, hSERT. Исследования однояйцевых близнецов тоже подтверждают существование наследственного фактора. Кроме того, у больных ОКР с большей вероятностью есть близкие родственники с этим же расстройством, чем у здоровых людей.

Максим, 21 год, с детства страдает от ОКР

У меня это началось примерно в 7-8 лет. Первым про вероятность ОКР сообщил невролог, уже тогда было подозрение на навязчивый невроз. Я постоянно молчал, прокручивая у себя в голове различные теории, как «умственную жвачку». Когда я видел что-то, что вызывало у меня беспокойство, начинались навязчивые мысли об этом, хотя поводы были с виду совсем незначительные и, возможно, никогда бы меня и не коснулись.

Одно время была навязчивая мысль, что может умереть моя мать. Я проворачивал в голове один и тот же момент, и это захватило меня настолько, что я не мог спать ночами. А когда я еду в маршрутке или в машине, я постоянно думаю о том, что сейчас попадем в аварию, что кто-то в нас врежется или мы улетим с моста. Пару раз возникала мысль, что балкон подо мной развалится, или меня кто нибудь выкинет оттуда или я сам поскользнусь зимой и упаду.

С врачом мы особо никогда не общались, я просто принимал разные лекарства. Сейчас я перехожу с одной навязчивой идеи на другую и соблюдаю некоторые ритуалы. Постоянно до чего-либо дотрагиваюсь, вне зависимости от того, где я нахожусь. Хожу из угла в угол по всей комнате, поправляю шторы, обои. Может быть, я отличаюсь от других людей с этим расстройством, у каждого свои ритуалы. Но мне кажется, что больше везет тем людям, которые принимают себя такими, какие они есть. Им намного лучше, чем тем, кто хочет избавиться от этого и очень сильно из-за этого переживает.

Персеверация – явление психологического, психического или нейропатологического характера, характеризующееся навязчивым, частым повторением физического действия, слова либо целой фразы в письменной или устной речи, а также – определенных эмоций.

В зависимости от характера проявления различают:

  • Персеверацию мышления. Характеризуется увязыванием в сознании человека конкретной мысли или простого несложного представления, которое часто проявляется в вербальном общении. Персеверативной фразой или словом человек может отвечать на вопросы, совершенно не имеющие к ней никакого отношения, проговаривать ее вслух с самим собой и так далее. Классическим проявлением персеверации мышления служит постоянное возвращение к теме разговора, которая уже была закрыта и считается решенной,
  • Моторную персеверацию. Этиология моторной персеверации связана с физическим повреждением премоторных ядер коры головного мозга и моторных подкоркового слоя. Такой вид персеверации выражается в повторении одного физического движения многократно – элементарная моторная персеверация или целого комплекса движений с четким алгоритмом – системная моторная персеверация.

В отдельный подвид моторной персеверации можно вывести также моторную речевую персеверацию, когда человек повторяет одно и то же слово или пишет его. Для этого вида отклонения характерно поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей и правого – у левшей.

Основополагающие факторы и особенности генеза персеверативных отклонений

Неврологическая этиология персеверации является самой распространенной, она характеризуется широким кругом нетипичного поведения личности на почве физического повреждения полушарий головного мозга, что обуславливает дисфункцию в переключениях с одного вида деятельности на другой, изменению хода мысли, алгоритма действий для выполнения какой-то задачи и так далее, когда персеверативная составляющая доминирует над объективными действиями или мыслями.

К причинам возникновения персеверации, на фоне нейропатологии можно отнести:

  • черепно-мозговая травма головного мозга с преимущественным повреждением областей боковых орбитофронтальных участков коры или ее префронтальной выпуклости,
  • (афазия – патологическое состояние, при котором происходят отклонения в речи человека, которая уже была сформирована ранее. Происходит по причине физического повреждения речевых центров в коре головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, энцефалитов),
  • перенесенные локализованные патологии в области лобных долей коры головного мозга, аналогичные афазийным.

Персеверация в психологии и психиатрии отражает течение отклонения на фоне психологических дисфункций у человека и, как правило, является дополнительным признаком сложных синдромов и фобий.

Возникновение персеверации у человека, не перенесшего черепно-мозговых травм и тяжелых стрессов может служить первым признаком развития не только психологических, но психических отклонений.

Основными этиологическими факторами психологического и психопатологического направлений в развитии персеверативных проявлений, могут являться:

  • навязчивость и высокая избирательность отдельных интересов, что наиболее характерно для лиц с аутическим спектром отклонений,
  • ощущение недостатка внимания на фоне гиперактивности может стимулировать проявление персеверации как защитный компенсирующий феномен, направленный на привлечение внимания к себе или своему роду деятельности,
  • настойчивость к постоянному обучению и стремлению познать новое может привести к зацикливанию одаренных лиц на конкретном суждении или роде деятельности. Грань между упорством и персеверацией весьма размыта,
  • комплекс симптомов обсессивно-компульсивного расстройства часто включает в себя развитие персеверативных отклонений.

Обсессивно-компульсивное расстройство – одержимость идеей, которое заставляет человека проводить определенные физические действия (компульсии) по причине навязчивых мыслей (обсессий). Ярким примером обсессивно-компульсивного расстройства является частое мытье рук в страхе заразиться страшным инфекционным заболеванием или прием разных препаратов с целью профилактики возможных болезней.

Независимо от этиологических факторов, персеверацию нужно дифференцировать от обсессивно-компульсивного расстройства, обычных привычек человека, а также – от склеротических расстройств памяти, когда человек повторяет одни и те слова или действия по причине забывчивости.

Особенности персеверативных отклонений в детском возрасте

Проявление персевераций в детском возрасте является очень частым явлением в силу особенностей детской психологии, физиологии и достаточно активной сменой жизненных ценностей ребенка на разных этапах взросления. Это создает определенные сложности в отличии персеверативных симптомов от умышленных действий ребенка, а также – камуфлирует проявление признаков более серьезных психических патологий.

В целях раннего определения психических отклонений у своего ребенка, родителям стоит более внимательно относиться к проявлению персеверативных признаков, наиболее частыми из которых являются:

  • регулярное повторение одних и тех же фраз независимо от ситуации и поставленного вопроса,
  • наличие определенных действий, повторяющихся регулярно: трогание какого-то места на теле, почесывание, узконаправленная игровая деятельность и так далее,
  • рисование одних и тех же объектов, многократная запись одного и того же слова,
  • регулярно повторяющиеся просьбы, необходимость выполнения которых сомнительна в рамках конкретной ситуации.

Помощь при персеверативных отклонениях

Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.

Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:

  1. Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению.
  2. Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего.
  3. Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий.
  4. Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время.
  5. Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей.
  6. Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях,
  7. Стратегия понимания. Попытка узнать истинный ход мыслей пациента в момент отклонений и при их отсутствии. Зачастую это помогает самому пациенту привести в порядок свои действия и мысли.


error: Контент защищен !!