Психоэмоциональное здоровье. Повседневные аспекты психоэмоционального состояния

«Психическое здоровье »

Выполнил: Иванов И.И.

Воронеж, 2010


Введение

Глава 2. Особенности и характер функционирования психики человека

Глава 3. Соотношение психики с позиции окружающего мира и физиологии человека

Заключение

Библиографический список

Введение

На современном этапе развития общества, в период процесса постепенной всемирной глобализации и повышающего уровня научно-технического прогрессе в мире все более актуальным становится исследования в гуманитарных областях научного знания. В науке происходит возврат от наукоемких технологий к гуманитарной сфере. Психология является типичным пример данного явления. Так как психология хотя и выступает одной из целого ряда гуманитарных дисциплин, на сегодняшний день она занимает твердые позиции среди всех гуманитарных дисциплин. Причины этого находятся в научном «кругозоре» и «дальновидности» психологии, которая позволяет подвергнуть человека всестороннему психологическому анализу, а также исследовать его поведению, жизни, и кроме этого все общество в целом. Заметим тот факт, что человек все же является социальным существом, поэтому психология направляет свой научный взгляд также и на общество. Важность данной науки в том, что она позволяет выявлять и вскрывать проблемы психологического характера в человеке и обществе, а кроме этого и решать их и прогнозировать.

На сегодняшний день проблема психического здоровья в современном обществе предстает актуальной. Актуальность обусловлена множеством факторов. Так, перейдя грань XXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере, промышленной, медицинской (фармакологической). Но одновременно с этим человечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация в России продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социального характера: социальное расслоение на фоне экономического кризиса последних лет, широкое распространение алкоголизма и наркомании, распространение девиантного поведения среди молодежи, экстремизма и многое др. Все более повышается уровень психически больных людей в обществе. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливают нервное напряжение, что зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Нормой становится синдром «эмоционального выгорания» на работе и мн. др. Поэтому на основании всего вышеприведенного, исследование вопросов психического здоровья позволит, с нашей точки зрения, не только более корректно подойти к решению насущных проблем в психической области человека, но и возможно решить проблемы в социальной сфере целого общества.

Общая цель исследования является – проведение структурного анализа феномена «психическое здоровье»;

Задачи исследования: 1) изучить возможность объективного использования применения понятия «психическое здоровье»; 2) проанализировать особенности и характер функционирования психики человека; 3) провести структурный анализ психического здоровья сквозь призму соотношения психики и окружающего мира, а также физиологии человека.

Методология исследования основана на таких общенаучных методах как: анализ, синтез, будет использоваться сравнение и теоретическое обобщение.

Общая структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Психическое здоровье как норма

Психическое здоровье это собирательное понятие, которое состоит из нескольких составляющих: психика и здоровья – создавая, таким образом, синтетический объект для изучения.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов. Так физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физической работы.

Психическое здоровье - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Из данного определения следует одна важная мысль о том, что если физическое состояние здоровье это здоровье чего-либо вещественного, то психическое здоровье это нормальное функционирование фактически психических процессов в человеке.

Таким образом, психическое здоровье - суть интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Определение психического здоровья в современной науке тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития.

В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует ; каждый человек выступает как носитель потенциальной болезни, переход которой в актуальную болезнь - препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.

Для бихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному функционированию и к определению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность. Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.

Вернувшись к психоанализу, отметим тот факт, что психоанализ первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. Для более полного понимания психического здоровья рассмотрим кратко изучение психики основоположником психоанализа З. Фрейда. Так в ходе своих исследований Фрейд установил, что психика изначально является регрессивной . Регрессия – одно из самых употребительных в психоанализе понятий и смысл его – не однозначный. Это, во-первых, переход от «вторичных», сознательных форм психической активности к первичным, бессознательным, инстинктивным. Во-вторых, от сложных – к упрощенным, детским способам рассуждения или возращения к изжитым, пройденным стадиям развития. В-третьих, это оживленное, заинтересованное стремление выразить с помощью слов, образов, жестов скрытое не артикулированное содержание психики. В-четвертых, возврат либидо, сексуального инстинкта к первичным, самым ранним его объектам. Подобно этому также Фрейд выделил такие особенности функционирования психики как: сопротивление, вытеснение, трансфер и др.

Помимо Фрейда, к деятельности которого в научной среде имеются и отрицательные мнения, следует отметить исследования К. Юнга и Э. Фромм. Выступая в роли продолжателей дела своего учителя и являясь представителями психоаналитической школы они также установили, что фактически понятие нормы, эталона в области психологии не приемлемо. Так, например, согласно К. Юнгу бессознательное, а в особенности коллективное бессознательное представляет собой общее для всех представителей человеческой расы основание психики, при этом занимающую наибольшую область в процессе функционирования человека. Психические расстройства, по мнению Юнга и Фромма могут выступать как следствие внутреннего противоречия между внутренними («наиболее человеческими») посылами и внешними этическими нормами и устоями. В данном ключе попытка определения эталона психического здоровья немыслима. Наше бессознательное, как примитивное, архаическое мышление, представляющее собой первоначальный стадий мироотношений человека, находится в непримиримом противоречии и во вражде с теми культурными ограничениями личности, которые делают ее социальной единицей, участником в культурном строительстве человека. Действительность показывает, что мышление душевнобольных и невротиков, в большей или меньшей степени отличается как раз такими чертами, которые сближают их с людьми «архаическими», то есть фактически с людьми, которые не смогли на каком-то этапе своего развития решить этих внутренних противоречий. Поэтому, даже если мы попытаемся условно оформить психическое здоровье, то проблема будет насущной и актуально либо постоянно и сопутствующей всему человечеству, либо будет разрешена при новом витке развития психологии как научной дисциплины. Но исследования в области философии науки (например, работа «Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета) скорее подтверждают первое.

Коснувшись вопросов эталона психического здоровья, интересным будет сравнение границ между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями . Так акцентуация характера понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Именно на описаниях этих акцентуаций строятся современные классификации характеров. Приводить в работе мы их не будем по причине минимума объема работы. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Долгое время здоровье в целом и психическое здоровье, в част­ности, определялось от противного - если нет объективных нару­шений в функционировании организма, нет жалоб и болей, стран­ного поведения, не зафиксирована болезнь, значит, можно гово­рить о здоровье тела и души. Кроме того, внимание медицинских практиков и исследователей было больше сосредоточено на разно­образии болезненных проявлений, чем на проявлениях здоровья. Новое понимание здоровья, в котором используется не позиция отрицания патологии, а подчеркивается наличие ресурсов у инди­вида, было принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1946 г. С тех пор здоровье обозначается в положительных терминах (позитивное определение) как состояние полного физи­ческого, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое благополучие не случайно рассматривается как одно из важнейших составляющих здоровья, как свидетельство необходимости поддержания психической нормы. В то же время основой нормального функционирования психики, по мнению большинства «мозговедов» - психиатров, психотерапевтов и пси­хологов, является отвечающая критериям нормы работа психи­ческих процессов и механизмов, таких, как внимание, память, восприятие, мышление, воля и другие. Приведем одно из наибо­лее исчерпывающих определений психического здоровья, в кото­ром акцентируется важность эффективной работы психических функций, определяющих все остальные человеческие проявления.

Психическое здоровье - это состояние индивида, которое харак­теризуется цельностью и согласованностью всех психических функ­ций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятель­ности и адекватные (с учетом этнокультурных критериев) формы поведения.

Отсюда следует, что, если психические функции находятся в норме, они обеспечивают:

    субъективную психическую комфортность, когда человек удов­летворен работой и жизнью в целом, его важнейшие потребности также находят удовлетворение, а внутриличностное равновесие ведет к гармонии и переживанию счастья;

    способность человека к целенаправленной осмысленной дея­тельности, когда он может ставить цели, планировать, организо­вывать свою деятельность и контролировать свое поведение;

    развитие адекватных форм поведения, причем определение адекватности варьирует относительно социальных и культурных норм (например, принято ли в обществе громко кричать или быть замкнутым).

В данном определении психическое здоровье рассмотрено как многогранная жизнеспособность, которая поддерживается полно­ценным развитием и функционированием психического аппарата.

Последнее требование, требование адекватности, чрезвычай­но важно также и в применении к социальному поведению инди­вида, функциональной адаптации. Вопрос социальной адаптации и более или менее адекватного поведения играет большую роль в дифференциации нормы и патологии. Здесь принимается во вни­мание как успешное выполнение социальных ролей и достижение определенного социального статуса, так и то, сообразуется ли поведение человека с социальными нормами и требованиями ра­боты, семьи, более широкого социального окружения. Поэтому для выявления психической патологии чрезвычайно важно опре­делить не только то, как изменяются психические процессы - память, мышление и другие, но и каким образом они отражаются в восприятии человеком окружающей среды, во взаимоотноше­ниях с другими людьми, в социальном поведении.

Подход с точки зрения адаптации наиболее распространен в современных науках о психическом здоровье. В то же время считает­ся, что умение приспособиться к окружающей обстановке у пси­хически здорового человека находится во взаимодействии со спо­собностью к сопротивлению, преодолению и трансформации сре­ды. Подобная психическая гибкость требует постоянного самораз­вития и личностного изменения, что является обязательной со­ставляющей психического здоровья наряду с жизнеспособностью, обеспеченной нормальным функционированием психики. В этом случае понятие психического здоровья неизбежно связано не толь­ко с нервной системой и мозговыми структурами, но и с индиви­дуальным потенциалом адаптации и личностным развитием.

Один из наиболее полных и расширенных обзоров критери­ев психического здоровья представлен Н.Д.Лакосиной и Г. К.Ушаковым. В него включены:

    причинная обусловленность психических явлений, их необ­ходимость, упорядоченность;

    соответствующая возрасту человека зрелость чувств;

    постоянство места проживания;

    максимальное приближение субъективных образов к отра­жаемым объектам действительности;

    гармония между отражением обстоятельств действительно­сти и отношением человека к ней;

    соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;

    критический подход к обстоятельствам жизни;

    способность к самоуправлению поведением в соответствии с нормами, установившимися в различных коллективах;

    адекватность реакций на общественные обстоятельства (со­циальную среду);

    чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

    чувство постоянства и идентичности переживаний в одно­типных обстоятельствах;

    способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;

    самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

    способность планировать и осуществлять свой жизненный путь I .

Данное толкование психического здоровья предъявляет серь­езные требования к существованию человека, представляющего собой не только организм, обладающий психикой, но и личность. Взаимосвязь идей психического и психологического здоровья в полной мере оправданна, поскольку точнее всего определяет суть человека, его жизнь и задачи существования в этом мире. Это по­нимание развивается в рамках психологии здоровья и тех антро­пологических подходах, в которых признается значение единства жизнеспособности и человечности индивида для его здорового функционирования. В этом смысле вероятность попасть в катего­рию нездоровья выше, но психологически нездоровый индивид не требует столь интенсивного вмешательства, как психически больной.

Студентами кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университе­та были проведены исследования. Вот каким образом различные респонденты определяют психическое здоровье.

«Быть здоровым психически - значит быть способным здраво мыслить, рассуждать, адекватно реагировать... Психическое здоровье определяется соответствием способности и возмож­ности. Я имею в виду возможность осуществлять какие-либо действия, например нормально жить, выходить замуж, иметь детей, работать, а также способность к осуществлению своих возможностей без ограничения и способность сдерживать свои эмоции» (врач).

«Чтобы быть здоровым психически, прежде всего нужно быть адекватным, гармоничным человеком, самодостаточным, от­носиться хорошо к себе и к окружающим, особенно это каса­ется работы» (психолог).

«Психическое здоровье - это нечто, связанное с духов­ностью. Человек здоров психически, если у него чистые мысли, он душевно относится к людям, которые его окружают... Если человек здоров психически, я это вижу, чувствую... Душевное спокойствие, гармония с собой, своими мыслями, людьми, которые тебя окружают, согласованность во всем, отсутствие злости, обиды» (целительница).

«Быть психически здоровым - это знать, чего ты в жизни хочешь, не нервничать по пустякам, когда тебя кто-то обидел, а ты не знаешь, что сказать ему в ответ... Всегда стабильное настроение, если же оно у тебя плохое, то этому должна быть причина и ты должен знать эту причину, а если оно у тебя хорошее, то этим надо наслаждаться» (студентка).

В то же время в медицинских науках о психическом здоровье ключевое значение придается биологическому и социальному де­терминизму, а личность, обладающая способностями творческо­го изменения и саморазвития, игнорируется. Хотя человек и рас­сматривается как социальный индивид, главным аргументом в пользу нормального взаимодействия со средой является его функ­циональная приспособленность. Таким образом, понятие здоровья значительно сужается и ограничивается рамками типичного, а нетипичное и вариативное считается патологичным, девиант- ным. Получается, что психиатрия как бы примеряет тщательно выверенный шаблон к каждому субъекту, и если его психическая деятельность выходит за рамки определенной модели, то для бла­га самого человека считается необходимым применить психиат­рические методы лечения.

Особенность психической патологии заключается в том, что сам индивид отнюдь не всегда способен оценить собственное со­стояние как аномальное, именно поэтому необходимы эксперты и профессионалы психического здоровья. Случается, что психи­чески больные люди убеждены в своем здоровье и нормальности, и хотя неадекватное поведение очевидно для окружающих, они не чувствуют себя больными, не могут критически взглянуть на свое поведение. В этом заключается коренное различие между со­матическими и психическими больными. В большинстве случаев телесных жалоб индивиды самостоятельно обращаются к врачам с просьбой о помощи, однако не всегда заболевания обнаружива­ются при медицинском осмотре и обследовании. Поэтому необхо­димо различать объективно существующую болезнь и субъектив­ную оценку нездоровья.

Болезнь относится прежде всего к объективной физической патологии, биологическому субстрату, а нездоровье может обо­значать субъективное ощущение недомогания или ограничения функции. Например, женщина, вынашивая ребенка, нередко ис­пытывает различного рода недомогания, однако ее нельзя назвать больной, поскольку беременность - это состояние, а не болезнь. Или, напротив, у пациента обнаруживается злокачественная опу­холь, в то же время он не жалуется на самочувствие. Часто люди ощущают себя здоровыми, если они справляются с повседневной нагрузкой, даже если при этом они пользуются медицинской, социальной поддержкой или специальными техническими при­способлениями.

Что касается психического нездоровья, то бывает так, что серь­езно больные люди не хотят, а иногда и не могут признать себя больными, поскольку у них нарушаются основные психические функции адекватного отражения действительности. Вместе с тем структурные поражения нервной системы и мозга могут быть за­фиксированы только в редких случаях. При других нарушениях, обусловленных длительным психическим перенапряжением, не­удовлетворением значимых потребностей или кризисом, когда прогноз более благоприятен, человек способен ощущать психи­ческое расстройство и искать помощи. Так, для индивида ощуще­ние здоровья связано с возможностью реализовать себя, свои зна­чимые личностные и профессиональные цели, а отсутствие воз­можностей для их удовлетворения, возникающее состояние фру­страции могут расцениваться как болезненные проявления.

Психическое здоровье

Все мы знаем о том, что такое здоровье – наиболее емко это понятие отражает словосочетание «отсутствие болезни». Можно назвать здоровым человека, который не имеет никаких нарушений функционирования органов и систем, заболеваний, однако в отношении здоровья психического оно утрачивает смысл, потому как это определение не ограничивается отсутствием патологии.

Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.

В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Не существует четких норм понятия психическое здоровье, поскольку каждая из составляющих может быть истолкована субъективно.

Бесспорно, имеется утвержденный перечень психических заболеваний, но, как уже говорилось ранее, их отсутствие не гарантирует полного здоровья, поэтому и трактуется одно неоднозначно. Несмотря на это существуют определенные детерминанты – социальные, психологические факторы, наличие которых позволяет утверждать о хорошем здоровье.

Функциональное состояние психики определяется такими аспектами, как:

1. Умственная работоспособность. Познавательные процессы на высоком уровне – показатель здоровья.

2. Стремление к осуществлению осознанной деятельности. Обучение, профессиональная, творческая деятельность, реализация себя в ином качестве – свидетельство наличия интересов, мотивации.

Существует несколько мнений о том, что может свидетельствовать о психическом здоровье и какие его составляющие являются обязательными. Большинством исследователей признаны следующие особенности.

Чем характеризуется психическое здоровье?

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные (с узким кругом людей). В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть, избегать идеализации и необоснованных претензий, эффективно решать конфликтные ситуации, способность не только брать, но и давать. Это относится не только к супружеским отношениям, но и детско-родительским.

Важным моментом является здоровье самих отношений: они не должны быть угрожающими, насильственными, тревожными, разрушающими. Здоровые отношения несут в себе только продуктивность. Сюда же можно отнести «экологичность» - способность человека выбирать для себя в основном комфортное окружение.

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества – важно для психически здорового человека.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека, поэтому важно пояснить, что она в себя включает:

3.1. свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;

3.2. танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность, не страдает зависимостью, не пытается компенсировать отсутствие контроля за одной из сфер жизни гиперконтролем в другой.

5. Понимание этических норм. В первую очередь, здоровый человек осознает смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого, понимает, что другой человек – отдельная личность со своими особенностями и отличиями.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше и что это повлечет – эти умения также отличают здоровую личность.

10. Адекватная самооценка. Одна из составляющих психического здоровья – реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

Как правило, отсутствие одного или двух пунктов – редкий случай, поскольку это влечет к разрушению всей «конструкции». Так, неадекватная самооценка провоцирует завышенные или заниженные ожидания, мешает выстраивать гармоничные отношения с окружающими, эффективно рефлексировать. Эмоциональная неустойчивость не позволяет проявить осознанность в той или иной ситуации, управлять собой, а также сказывается на способности работать.

В действительности наличие всех пунктов встречается достаточно редко и лишь в определенной среде, это вовсе не значит, что люди в основном являются психически нездоровыми. В отношении психики более применима схема «здоровье-отклонение(тенденция)-пограничное состояние-болезнь», поэтому многие «упущения» формируются на стадии тенденции к определенным нарушениям, и от самой болезни еще далеко. Однако психика является конструктом достаточно нестабильным, и даже при отсутствии нарушений в течение жизни является высоким риск развития негативных тенденций, поэтому очень важно уделять психическому здоровью достаточно внимания.

Как укрепить психическое здоровье?

1. Питание – основа физического здоровья, которое, как мы выяснили, оказывает влияние на психику. Избыточное количество пищи, продукты, содержащие большое количество сахара, жира, а также провоцирующие нарушение гормонального баланса в организме могут достаточно ощутимо отразиться на психическом состоянии. Известен ряд заболеваний, которые провоцируют эмоциональную нестабильность – патологии щитовидной железы и обмена ее гормонов, репродуктивные заболевания, болезни сердца и т.д., а в таком случае сохранять спокойствие и анализировать собственные мысли и поведение очень сложно.

2. Физическая активность. Она не только формирует вышеописанную способность «играть», но и положительно сказывается на здоровье. Полноценные занятия спортом позволяют насытить организм, и, что немаловажно, мозг кислородом, вызвать выброс гормонов «счастья», настроиться на нужный лад и устранить угнетенное состояние.

3. Стремление к пониманию себя. Это – важная составляющая, которую образует несколько процессов:

3.1. принятие своих сильных и слабых сторон – открытое признание самому себе в том, что нравится и не нравится;

3.2. обучение контролю за своими эмоциями – для этого важно понимать причину их возникновения;

3.3. выявление скрытых талантов и потенциала к решению определенных задач – для этого важно начать пробовать себя в нескольких сферах деятельности, заниматься тем, что интересно.

4. Преодоление зависимостей. В первую очередь, явных физических – курение, злоупотребление спиртным, даже в ряде случаев ненужные «автоматизмы» – всему этому не место в жизни здорового человека. Здесь нужно действовать очень аккуратно, возможно, с помощью специалиста, особенно если зависимость приобрела устойчивый характер и выраженную степень.

Зависимости психологические представляют собой более сложные связи, поэтому также требуют вмешательства специалиста. Как правило, они представлены болезненными отношениями с другой личностью.

5. Стрессоустойчивость. Управление стрессом – часть пункта по обучению контролю за собой и эмоциональными проявлениями, однако она выделена в отдельную категорию, поскольку включает в себя также и обучение техникам релаксации. Что толку, если человек понимает, какими событиями у него вызваны определенные эмоции, если не может с этими событиями ничего сделать? В его силах лишь эффективно противостоять неблагоприятным факторам, а это – залог успеха.

6. Изменить образ мышления. Выполняя каждый из пунктов, человек, сам того не замечая, уже запускает этот процесс. Однако изменение мышления с негативного на позитивное – процесс всеобъемлющий, требующий каждодневных усилий. Важно:

6.1. по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;

6.2. искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;

6.3. перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;

6.4. не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;

6.5. не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;

6.6. положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а ее мы в силах изменить.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Психическое здоровье личности следует рассматривать как комплекс полноценных психосоматических функций, благодаря которым человек способен безболезненно адаптироваться к всевозможным стрессам, неожиданным ситуациям, быть активным, работоспособным, жизнерадостным и полным сил. Психическое здоровье является детерминантной общего состояния благополучия и гармонии, достичь которого невозможно без соответствующей внутренней мотивации, уверенности в себе, присущем спокойствии и хладнокровии. Понятие психического здоровья противопоставляется психическим отклонениям, расстройствам и заболеваниям, возникающим вследствие неправильного образа жизни, пережитого сильного стресса, переутомления и в редких случаях генетической предрасположенности к определенному типу психосоматической болезни.

Вопрос психического здоровья населения сегодня остро стоит в каждой стране мира. По данным Всемирной организации здравоохранения около 15% жителей планеты нуждаются в скорой психиатрической помощи и лечении психических заболеваний. Среди указанного количества 25% отводится на психоэмоциональные проблемы жителей Российской Федерации, коих по сравнению со статистикой 1990-х годов стало в 2 раза больше на сегодняшний день. Психическое здоровье и эмоциональное состояние граждан России ежегодно ухудшается в среднем на 2,5%. На первом месте находятся пациенты с непсихотическими эмоциональными расстройствами (48, 1%), далее следуют больные, имеющие психозы и прогрессирующее слабоумие (27,3%), остальную же часть составляют умственно отсталые пациенты (24,6%). Эксперты утверждают, что с начала 1990 года и по сегодняшний день значительно увеличилось число пациентов, страдающих биполярным аффективным расстройством, эпилептическими припадками и шизофренией. В перечне психических заболеваний в 1992 году появился новый термин – социально-стрессовые расстройства, возникающие вследствие резких неожиданных жизненных перемен.

Психическое здоровье граждан Российской Федерации подвергается высокому риску в связи с частыми случаями употребления спиртных напитков и чрезмерным курением. Известно, что алкоголь и никотин оказывают губительное воздействие на нейроны головного мозга и нервные клетки всего организма, парализуя со временем гармоничную работу всей центральной нервной системы. Злоупотребление спиртным либо же применение различных отравляющих токсических веществ не только приводит к психоэмоциональному разладу, но и провоцирует возникновение целого ряда неизлечимых заболеваний как невротического, так и физиологического характера. Поэтому, задачей любого государства, в том числе и России, является проведение ознакомительных мероприятий и осуществление ряда действий, направленных на обеспечение социальной стабильности и тем самым психического здоровья каждого жителя страны.

Программы и меры Всемирной организации здравоохранения

Цели, задачи и меры, необходимые для поддержания социально-психологического состояния личности, определяются Всемирной организацией здравоохранения в общем порядке для всех стран мира. В Плане действий ВОЗ заложены основные критерии психического здоровья, соблюдение которых позволит каждому человеку чувствовать себя полным жизненной силы, энергии и трудоспособности. Среди критериев следует выделить такие:

  • осознание индивидом своего физического и психологического «Я», сохранение его постоянства и идентичности;
  • умеренность в переживании определенных однотипных ситуаций;
  • адекватная психологическая реакция на происходящие события, ситуации, изменения в социальном окружении;
  • наличие самокритичности, выражающейся в критичном отношении к себе, своей деятельности и полученным результатам;
  • способность управлять собственным поведением в соответствии с принятыми в социальном обществе правилами, нормами и законами;
  • планирование собственной жизни и реализация всех намеченных планов;
  • умение приспосабливаться к изменениям в социальной среде и жизненным ситуациям.

Достижение всех вышеперечисленных критериев невозможно без создания фундамента для укрепления и стабилизации психологического состояния личности. Психическое здоровье обязательно нуждается в поддержке таких мероприятий:


Соблюдение мер, определенных Всемирной организацией здравоохранения, в рамках государственной и региональной работы позволит сохранить психическое здоровье каждого жителя на долгие годы либо эффективно восстановить уже утраченное позитивное психологическое состояние посредством содействия различных реабилитационных центров.

Повседневные аспекты психоэмоционального состояния

Критерии психического здоровья формируются также из наших повседневных привычек и жизненного графика. Такие факторы, как несоблюдение режима сна, нарушение сбалансированности питания, чрезмерные перегрузки и стрессы на работе и учебе без последующего полноценного отдыха, невозможность отвлечься от текущих дел и сделать небольшой перерыв для восстановления сил постепенно разрушают организм, ставя под удар психическое здоровье личности. Для того чтобы не стать в дальнейшем постоянным гостем психотерапевтов, необходимо прислушиваться к собственному организму и давать ему возможность отдохнуть и морально восстановиться после тяжелого рабочего дня. Особенно это касается выходных дней, во время которых рекомендуется забыть обо всех рабочих и учебных неприятностях и устроить себе активный отдых. Специалисты советуют организовывать долгие пешие прогулки, заниматься спортом, ходить в поход, принимать активное участие в различных мероприятиях, весело проводить время с семьей или друзьями. Каждый выбирает для себя тот вид отдыха, который наиболее приходится ему по душе, важно только полностью «отключить» себя от повседневных проблем и дать возможность организму восстановиться.

Психологи также рекомендуют облегчить свои повседневные дела и заботы с помощью маленьких записочек, шпаргалочек или напоминалок, которые позволяют разгрузить голову от лишней информации и сохранить тем самым психическое здоровье. В напоминалку рекомендуется вносить даже некоторые утренние ритуалы вроде чистки зубов или хорошего завтрака, поскольку человек в спешке может забыть и о таких, казалось бы, мелочах. Однако именно сбалансированность в повседневной жизни и полноценное питание являются первоочередными факторами в достижении психологического благополучия и активной работоспособности, которые впоследствии формируют и психическое здоровье личности.

Характерные приметы здоровой личности

Признаки успешного и психически благополучного человека определяются в следующем:

Все перечисленные критерии психического здоровья условно делятся на уровни, определяющие психическое состояние личности и возможную необходимую помощь в восстановлении душевных сил. Существуют высокий (креативный), средний (адаптивный) и низкий (дезадаптированный) уровни.

Высокий уровень психического здоровья подразумевает моральную устойчивость личности к любым неожиданным стрессовым ситуациям и жизненным переменам, творческий подход к решению ежедневных вопросов, высокую работоспособность, реалистичное отношение к жизни. Человек с подобными качествами считается полностью психически здоровым.

Средний уровень адаптации включает в себя группу людей, имеющих признаки первого уровня психического здоровья, однако параллельно обладающих тревожностью и неприспособленностью к некоторым редко встречающимся жизненным обстоятельствам. Таким людям требуется легкое вмешательство психотерапевта, который поможет справиться с накопившимся стрессом и определить новые жизненные цели и задачи.

Люди с низким уровнем психического здоровья чаще всего стремятся приспособиться к любым жизненным обстоятельствам, что называется, «плыть по течению». Они идут наперекор своим желаниям и возможностям либо же принуждают остальных подчиниться их воле. Подобное психологическое состояние требует индивидуальной психотерапевтической помощи и может сопровождаться также стационарным лечением, поскольку именно эта группа людей находится в повышенной зоне риска приобретения психических расстройств и заболеваний.

Способы лечения

Учёт индивидуальных особенностей каждого человека и социальная поддержка личности на государственном уровне позволяют проводить эффективное лечение многих психических отклонений и заболеваний. В случае если психическое здоровье личности подверглось негативному влиянию извне и значительно ослабло, пациенту рекомендуется пройти комплексное обследование в стационарном режиме для определения возможных сопутствующих психосоматическому состоянию заболеваний и постановки точного диагноза. Психическое здоровье, в зависимости от тяжести его ухудшения, восстанавливается посредством работы с психологом, приема различных антидепрессантов и успокоительных препаратов, посещения реабилитационных центров, направленных на активизацию жизненного потенциала личности и укрепление полученного от стационарного лечения эффекта.

Самоактуализирующиеся личности являются особым типом людей, они кажутся не такими как все, «больше, чем просто людьми», говорил Абрахам Маслоу. Таких людей меньшинство, всего около 1%.

Именно самоактуализированные личности являются образцом психологически здоровых людей, а также тех, кто максимально проявляет истинную человеческую сущность.

Понятия самоактуализации и самореализации зачастую считают синонимами, однако, значения этих понятий отличаются. Самореализация включает в себя личностное развитие, а также демонстрацию другим содержания своей личности посредством творческих и коммуникативных процессов.

В психологии самоактуализация - это понятие, обусловленное предположением, что у каждого человека существует врожденный потенциал, который должен раскрыться и перейти из потенциальной в активную форму.

Стремление к самоактуализации является естественным и инстинктивным для всех живых организмов. Оно включает стремление к развитию, росту, проявлению и использованию всех способностей организма, а также повышение собственной эффективности. Самоактуализация предполагает стремление к новым впечатлениям, экспансии, контролю над событиями и автономии.

Несмотря на то что побуждение к самоактуализации является естественным и врожденным, человек не всегда способен прийти к гармоничному развитию. Это происходит из-за конфликта между природой человека, его естественными побуждениями и его личностью, которая была сформирована неправильно, под влиянием неадекватных требований общества. Подобный внутренний конфликт разрушает целостность индивида и зачастую является причиной неврозов и других психических расстройств.

15 основных признаков самоактуализированной личности:

1. Принятие себя, а также других такими, какие есть. Отсутствие защитных форм поведения.

2. Адекватное восприятие действительности, без влияния предрассудков, стереотипов и естественных потребностей.

3. Любознательность и интерес ко всему новому.

4. Простота и естественность, интуитивность и спонтанность в проявлениях.

5. Склонность к одиночеству и отстраненности от различных событий, в том числе и собственной жизни.

6. Независимость и автономность от окружения.

7. Выполнение жизненной миссии.

8. Свежесть восприятия, которая обычно свойственна исключительно детям и гениям.

9. Высокий уровень самопонимания. Хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, собственное Я уникально и неповторимо.

10. Чувство единства с человечеством в целом.

11. Демократичность и лояльность в отношениях. Готовность учится у других.

12. Чувство юмора по отношению к жизни и себе.

13. Крепкие моральные устои. Нравственность. Острое понимание справедливости, добра и зла.

14. Критичное отношение к культурной среде обитания. Идентификация себя не со своей культурой, а с человечеством в целом.

15. Креативность, проявляющаяся во всех действиях, вне зависимости от рода занятий.

Самоактуализированную личность отличает способность опираться на себя, потребность в самовыражении, а также умение жить «здесь и сейчас». Эти люди обладают ярко выраженной индивидуальностью, которая в то же время сочетается с выраженной сопричастностью к человечеству.



error: Контент защищен !!