Влияние света на человека. Воздействие света на организм человека и гигиенические требования к условиям освещения учебных помещений

Свет обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, определяет его жизненный тонус и биоритмы. Сила его воздействия зависит от длины волны, интенсивности и количества излучения. В интегральном потоке лучистой солнечной энергии различают ультрафиолетовую (УФ), видимую и инфракрасную (ИК) области спектра. ИК-излучение является носителем тепловой энергии. УФ-излучение модулирует минеральный обмен, синтез витамина D активирует кортико-адреналовую систему, обладает бактерицидным действием. Видимая часть спектра обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора, является регулятором биоритмов человека. Показано, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует на психику и эмоциональное состояние человека. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обусловливают развитие заболеваний органов зрения.

Освещение помещения может быть естественным (за счет солнечного света) и искусственным (при применении ламп накаливания и люминесцентных ламп). Лампы накаливания генерируют свет при нагреве нити накала до температуры свечения. В люминесцентных лампах электрическая и химическая энергия превращается в световое излучение, минуя стадию перехода в тепловую энергию (лампы холодного свечения). В тех случаях, когда в помещении одновременно и естественное, и искусственное освещение, говорят о смешанном освещении.

Каким бы ни было освещение в учебном помещении - естественным, искусственным или смешанным, - к нему предъявляется ряд общих требований.

1. Достаточность освещения, которая зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света (в средней полосе России предпочтительнее на юг и юго-восток), расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.

2. Равномерность освещения зависит от расположения окон, конфигурации классного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.

3. Отсутствие теней на рабочем месте зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).

4. Отсутствие слепимости (блесткости) зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и пр.) и арматуры светильников.

5. Отсутствие перегрева помещения зависит от наличия и силы прямых солнечных лучей и типа ламп.

Выполнение на практике указанных требований относительно естественного освещения во многом запрограммировано строительными нормами и правилами, т.е. уже заложенными в проекте школьного здания.

Существует ряд показателей, количественно характеризующих уровень естественного освещения. Основными из этих показателей являются:

Световой коэффициент – отношение остекленной площади окон (площадь окон за вычетом оконных переплетов) к площади пола. Чем больше площадь окон, тем выше уровень естественного освещения. Однако значительное увеличение размеров окон, например "ленточное остекление", ведет к снижению теплоустойчивости здания в зимнее время и к чрезмерной инсоляции весной и осенью. Поэтому норма светового коэффициента школ средней полосы России равна 1/4 -1/5 (в сельских школах и в физкультурных залах - 1/6);

Угол падения света – тот угол, под которым свет падает на рабочее место. Он образован двумя прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места по горизонтали к окну. Понятно, что таких углов будет ровно столько, сколько рабочих мест в классе, и чем дальше от окна расположено рабочее место, тем этот угол меньше и тем хуже условия освещения. Поэтому угол падения света определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и норма его - не менее 27°;

Угол отверстия – тот угол, под которым видно небо над крышей противоположного здания. Он характеризует влияние затеняющих объектов на уровень естественного освещения и образуется следующими прямыми: одна - из рабочего места к верхнему краю окна, другая - из рабочего места к проекции в окне крыши противостоящего здания. Как и угол падения света, угол отверстия определяется в наиболее удаленном от окна рабочем месте и его норма - не менее 5°;

Коэффициент заслонения – отношение высоты противолежащего здания к расстоянию от него до школы. Этот показатель также характеризует влияние затеняющих объектов на величину естественного освещения класса. Его норма - не более 1/2; показано, что если коэффициент заслонения равен 1/5, затеняющего эффекта практически нет.

Некоторые качественные стороны естественного освещения во многом зависят от правильных действий учителя в классе.

1. Следует следить за чистотой стекол в помещении. В больших промышленных центрах к концу учебного года стекла загрязнены настолько, что задерживают от 30 до 50 % солнечных лучей. Поэтому весьма целесообразно осуществлять мытье окон не только перед началом учебного года и весной, как это чаще всего практикуется, но и во время зимних каникул. При этом нужно помнить, что "к мытью окон, безотносительно к этажности здания, воспрещается привлекать учащихся даже старших классов" ("Санитарные правила содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов", № 397-62 от 22.05.1962). Кроме того, неровные, волнистые стекла также задерживают свет, поэтому стекла в школьных окнах должны быть высокого качества.

Для остекления окон в начальных классах, особенно в северных районах, рекомендуется использовать увиолевые стекла, пропускающие ультрафиолетовые лучи.

2. Светопроемы должны быть свободными. Снижение напряжения механизма аккомодации возможно в том случае, если школьник может время от времени посмотреть в окно, сфокусировать взгляд в бесконечности. Рекомендуется иметь на окнах класса два типа штор: полупрозрачные и непрозрачные. Первые используются в тех случаях, когда нужно снизить уровень инсоляции и избежать слепящего действия прямых солнечных лучей, вторые - когда используются технические средства обучения (кино, телевидение); в обычном же состоянии шторы должны быть раздвинуты. Не рекомендуется располагать на окнах высокие цветы - в той или иной степени они загораживают свет, высота цветка вместе с горшком не должна превышать 30 см.

Искусственное освещение осуществляется, в основном, двумя типами ламп: накаливания и люминесцентными, которые имеют ряд преимуществ перед лампами накаливания:

Спектр их близок к естественному, что создает оптимальные условия для зрительной работы;

Обладают меньшей яркостью и не дают резких теней;

Не повышают температуры воздуха в помещении;

При равном уровне освещенности они более экономичны.

В то же время люминесцентные лампы имеют два недостатка: высокую, до 35-65% глубину пульсации (для сравнения: глубина пульсации ламп накаливания - 5-15%), создающую эффект стробоскопа, и шумовой эффект.

Эффект стробоскопа, связанный с незаметными для глаза пульсациями (мельканиями), проявляется в том, что при рассматривании движущегося предмета возникают различные искажения зрительного восприятия в виде множественности контуров воспринимаемого объекта, кажущегося изменения направления и скорости движения. Вот почему люминесцентные лампы не всегда рекомендуется устанавливать там, где нужно следить за быстро перемещающимся предметом (например, игровые и спортивные залы, теннисные корты, площадки для спортивных игр и пр.). Кроме того, установлено, что пульсации вызывают заметное зрительное утомление и ухудшение функционального состояния центральной нервной системы. Для устранения стробоскопического эффекта люминесцентные лампы включают в разные фазы или применяют схему с искусственным сдвигом фаз.

Присущий люминесцентным лампам шумовой эффект также оказывает негативное воздействие на деятельность центральной нервной системы, вызывая сначала повышенное возбуждение нервных клеток, а затем разлитое торможение. Устраняется этот недостаток использованием специальных бесшумных пускорегулирующих агрегатов (ПРА).

Таким образом, отмеченные недостатки люминесцентных ламп вполне могут быть устранены правильным монтажом. Описание такого монтажа приводится в специальных руководствах по светотехнике; администрация школы должна осуществлять контроль в этом направлении.

При нормировании искусственного освещения в первую очередь обращают внимание на его достаточность и равномерность. Достаточность обеспечивается количеством применяемых ламп и их мощностью. Нормируется искусственное освещение либо по уровню освещенности на рабочем месте, определяемому люксметром, либо по удельной мощности светового потока, которая определяется отношением суммарной мощности ламп к площади пола. Норма освещенности на рабочем месте в классе для ламп накаливания равна 150 лк, в физкультурном зале - 100 лк, для люминесцентных ламп эти цифры равны соответственно 300 лк и 200 лк. Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в классе равна 40-48 Вт/м2, в спортивном зале - 32-36 Вт/м2. Удельная мощность светового потока для люминесцентных ламп должна быть в классе 20-24 Вт/м2, в физкультурном зале - 16-18 Вт/м2.

Что касается равномерности искусственного освещения, то оно зависит от расположения светильников и типа арматуры. Светильники в классах желательно располагать равномерно по площади, высота подвеса примерно 3 м над уровнем пола, в физкультурных залах - по периметру под потолком; наилучшими являются светильники равномерно рассеянного света, создающие достаточно равномерное освещение при почти полном отсутствии теней и слепящей яркости.

Особое внимание следует уделять искусственному освещению в кабинетах информатики и вычислительной техники (компьютерных классах). При люминесцентном освещении освещенность на рабочих столах должна быть порядка 500 лк; светильники необходимо располагать таким образом, чтобы при периметральном или двурядном размещении рабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся, местное освещение при работе на компьютерах не применяется.

На уровень освещенности помещений большое влияние оказывают цвет и тональность окраски поверхностей стен, пола и потолка. Большие поверхности окрашенные в темные цвета способствуют интенсивному поглощению квантов света и снижению уровня освещенности, очень светлые, белые и зеркальные поверхности отражают почти весь световой поток (до 80-90 %), но могут создать условия повышенной слепимости в помещении.

Стены детских групповых, классных комнат, спален рекомендуется окрашивать клеевыми красками с отражением примерно 40 – 60 %, что соответствует светло-зеленым и светло-желтым тонам. Потолки белят. Окраску стен и потолков следует проводить не реже 1 раза в 2 года.

Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях и помещениях для трудового обучения должны быть не менее следующих значений: для потолков, оконных проемов и дверей – 0,7; верхней части стен – 0,6; панелей стен – 0,5; мебели – 0,35; полов – 0,25.

Следует помнить, что беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений витрин, плакатов, стенных газет и т.д. резко снижает светоотражение ограждающих поверхностей. Исходя из этого, все перечисленное следует развешивать на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 м от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

Особенности зрения

Мы воспринимаем мир несколькими органами чувств, одно из самых важных – зрение, ведь через него в мозг поступает 90% информации. Человеческий мозг различает цвета и интенсивность света через глаза. Учеными доказана предрасположенность настроения от ярких или тяжелых цветов, уровня и типа освещения в помещении или на улице. В составе глаза есть особые клетки, которые обеспечивают различное восприятие днем и ночью. Под влиянием света в глазных клетках возникают особые фотохимические реакции, вызывающие возникновение импульсов, которые идут по зрительному нерву в центр коры головного мозга и передают информацию.

Из чего состоит человеческий глаз?

Это уникальный орган с особенным и сложным строением, который способен принимать электромагнитные волны определенного диапазона. Состоит из более 30 отдельных частей, не считая век и мышц, основные:

  • Склера (защита глаза и обеспечение качества зрения)
  • Роговица (фокусирует разнонаправленные потоки света)
  • Цилиарное тело (обеспечивает изменение формы хрусталика)
  • Хрусталик (автофокусировка)
  • Сетчатка (преобразование электромагнитного излучения)
  • Зрачок (регуляция потока световой энергии)
  • Радужка (зависит острота зрения)

Каким образом происходит механизм транслирования изображения в мозг? Сначала зрачок регулирует прохождение световых лучей, не учитывая боковые искажения. Затем он попадает на хрусталик (действующий по типу линзы) для точной фокусировки света, затем на сетчатке отображается в перевернутом виде. Заключительный этап в обработке изображения принадлежит клеткам сетчатки, которые преобразуют их в электромагнитные импульсы, поступающие в мозг.

Естественные и искусственные источники света

Существует несколько разновидностей источников света – естественный свет (солнце), искусственный (лампы, , люстры и прочее), смешанный (свет, проникающий через оконные проемы, диффузный небесный свет и искусственный). Человеческое зрение лучше всего приспособлено к естественному освещению, но световой день ограничен по времени.

Основные характеристики:

  • Сила света - определенная величина энергии, которая переносится в единицу времени в одном направлении.
  • Яркость - уровень светового потока, исходящий от освещаемой территории к глазу.
  • Освещенность - плотность светового потока на определенном участке.

Искусственное освещение бывает общее и комбинированное и регулируется нормами СНИПов. От качества и уровня света зависит работоспособность человека. Порядка 20% аварий на производстве происходит из-за недостатка освещения, из-за него же снижаются обменные процессы в организме, уменьшается острота зрения и быстрота различения предметов. По составу спектра искусственный свет должен приближаться к естественному, чему, например, не соответствуют лампы накаливания или люминесцентные светильники.

Гигиенические показатели освещенности в производственном помещении:

  • Блесткость – не допускается в условиях производства, вызывает временное ослепление
  • Ограничение теней, одинаковое распределение яркости света
  • Уменьшение колебаний электромагнитных импульсов

Для общего освещения используются светильники (источник световой энергии, находящийся в арматуре), которые при правильном распределении создают равномерный поток света в помещении. Благодаря особому расположению деталей светильника глаза человека защищены от блесткости.

Безопасное светодиодное оборудование

1. Количество света (много!). Ни один вид искусственного света не даст такую освещенность, как обычная улица.

2. Вид света, спектр, УФ. Надо и не надо! Защита кожи от фотостарения.

3. Влияние света на работоспособность.

4. Технологии: окна, архитектурные системы, самое продвинутое – световоды.

5. Гаджеты (обычные УФ-защитные очки)

Есть пять основных механизма действия дневного света:

1. Общее влияние на нервную систему, это поддерживает ее ритм активности (обучение, работоспособность, тонус и др.). Психофизиологическое воздействие дневного света, включает снижение риска сезонных депрессий, стрессов, переутомления, повышение работоспособности, профилактика психических и тревожных расстройств.

3. Влияние освещенности на зрение и процессы аккомодации и адаптации, здоровый свет способствует сохранению остроты зрения у взрослых, правильное формирование зрительных путей у ребёнка (искусственное освещение пока не может конкурировать с дневным светом)

4. Поддержание цикла «день-ночь»: управление внутренними часами организма (циркадные ритмы), участвующими в гормональной регуляции всех органов и систем

5. Эстетический аспект: общая эмоциональная поддержка через контакт с внешним миром – ощущение времени, изменения погоды, дневная и сезонная смена пейзажей, дневной свет – простейшее и общедоступное средство динамической эстетизации среды.

Кратко о здоровом дневном свете.

Почему нам не хватает света? Современные люди проводят в помещении 80-90% времени , а освещенность в зданиях на порядок меньше, чем на улице. У большинства из нас развивается недостаток дневного света, который проявляется в ухудшении сна, раздражительности, депрессии, снижении иммунитета. Дневной свет поддерживает способность к обучению . Дневной свет стимулирует выработку серотонина в организме человека. Дневной свет повышает работоспособность человека.

В большинстве наших зданий внутренний микроклимат некомфортен для человека из – за недостаточной освещенности помещений. Самый лучший свет для зрения - естественный солнечный. Наиболее здоровый вариант – это чуть рассеянный дневной белый свет .

Установлено, что через остекленную поверхность окна проходит не все солнечное излучение. Часть его отражается, часть поглощается стеклом и переплетами окон. Количество поглощаемой радиации зависит от качества стекла, его чистоты, материала, из которого изготовлены оконные переплеты, их толщины и размеров. Через окно при одинарном остеклении в помещение проникает около половины падающей на его поверхность радиации (40—58 процентов ), при двойном — около одной трети (23—40 процентов ).

По мере удаления от окна степень ультрафиолетовой облученности уменьшается. При прохождении через оконное стекло не только ослабляется интенсивность солнечного света, но и несколько меняется его спектральный состав. Грязные стекла еще больше снижают освещенность помещения, сильнее влияют на спектральный состав проникающих в помещение солнечных лучей. Они способны поглощать более 55 процентов света, падающего на стекло, и большую часть ультрафиолетовых лучей. Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол и рам, при возможности чаще открывать окна в помещении. Помимо благотворного влияния на организм человека, ультрафиолетовые лучи обладают еще одним очень важным свойством — они способны уничтожать микроорганизмы, в том числе и болезнетворные.

В течение десятилетий дневной свет рассматривался с эстетической точки зрения, как один из инструментов интерьерного дизайна с приятным бонусом в виде красивого вида из окна . Однако, последние исследования показывают, что роль дневного света гораздо глобальнее – он жизненно необходим для нашего здоровья и хорошего самочувствия.

Мы не задумываемся о его свойствах и о тех побочных воздействиях, которые он нам приносит. Многие не отдают себе отчета в том, что чувство усталости на работе или слабая фокусировка зрения зависит от освещенности помещения, потому что это не всегда очевидно.

Недостаток освещенности влияет на функционирование зрительного аппарата человека, оптико-вегетативную систему, на психику, его эмоциональное состояние, утомляет центральную нервную систему, из-за чего человек становится раздражительным. Солнечный (дневной) свет оказывает расслабляющее воздействие на окологлазные мускулы, стимулирует радужную оболочку и нервы глаз, увеличивает циркуляцию крови.

Исследования доказали положительную корреляцию между синтезом серотонина и общим количеством часов солнечного света в течение дня. Вскрытия показали, что летом у людей уровень серотонина выше, чем зимой

Слишком тусклое освещение портит зрение и заставляет вас засыпать на ходу, слишком яркое освещение утомляет (распространенный симптом – головная боль из-за перенапряжения глазных мышц). Оптимальный вариант – умеренно-интенсивное освещение, при котором вам все прекрасно видно, но глазам все еще комфортно.

Освещенность - это количество света, падающего на единицу площади, измеряется в Люксах (lux). Днем освещенность на улице обычно от 2000 до 100,000 lux ! Европейский стандарт для освещения рабочих помещений рекомендует следующие значения освещенности:


Освещенность

Назначение

300 lux

повседневная работа в офисе, не требующая разглядывания мелких деталей

500 lux

чтение, письмо и работа за компьютером

500 lux

освещение переговорных комнат

750 lux

техническое черчение



Есть данные о том, что неправильный уровень освещенности может вызывать головные боли, быструю утомляемость, нарушения зрения и другие неприятности .

Для достижения такого эффекта можно воспользоваться несложным приемом – сочетать общий и местный источник света . Общий свет должен быть рассеянным, ненавязчивым, местный свет должен быть на 2-3 порядка интенсивнее общего. Очень желательно, чтобы местный свет был регулируемым и направленным. При общем свете вы можете общаться, отдыхать, заниматься домашними делами или работой, не напрягающей зрение. Если же ваша деятельность требует вовлечения глаз, зрения, вы можете включить местное освещение, подобрать.

Большое количество споров регулярно не утихает вокруг источников света различной интенсивности. Естественный свет вопросов не вызывает, а разные типы современных ламп регулярно освещаются специалистами из области анатомии, гигиены и санитарии, которые пытаются опровергнуть действующие нормы, исказить или опровергнуть приводимые министерствами стандарты. Возможно, что это связано с большим количеством мифов или результатов отдельной непереносимости. В 1950-хх годах уже было общественное движение в ряде стран Запада, которые говорили, что сочетание лучей солнца и лампы накаливания вредно для кожи человека. Влияние света на человека до конца не изучено, но никаких негативных проявлений с этим внешним фактором до сих пор связано не было.

Для того чтобы лампа работала в этом диапазоне, необходимо изготовить её для этих целей. Например, инфракрасные приборы применяются в медицине и для сушки лаков, а ультрафиолет для проверки банковских купюр, специальных клеев и выращивания растений. Ни одна из этих сфер не приемлет обычных ламп. Поэтому не нужно даже думать об этом. Точно так же возникали неоднократные лживые доводы о радиоактивности светодиодов, различных вредных испарениях и прочих несуразных факторах. Современные производители ламп учитывают огромное количество факторов безопасности. Трудно поверить то, что столь существенный патогенный фактор кто-то смог бы применить в масштабах планеты.

Возможные канцерогенные факторы

Да, солнце действительно может провоцировать развитие рака кожи. Это необходимо учитывать людям, имеющим большое количество родинок. Но создать такую интенсивность всех спектров излучений в помещении при помощи ламп практически невозможно. Мы недооцениваем яркость небесного светила, а ведь оно обрушивает на нашу планету огромное количество энергии каждый день. Возместить это настолько, чтобы спровоцировать негативные процессы в коже, невозможно.

При правильном подборе приборов освещения весь коллектив будет бодро работать при любой погоде. Если лампы угнетают психику человека, то о качественном рабочем процессе можно даже не думать. В западных странах это предмет серьезного изучения, ведь там практически удалось избавиться от синдрома хронической усталости и головной боли в у сотрудников предприятий в течение нормированного рабочего дня.

О желтом и белом спектрах

Влияние света на здоровье человека совершенно не зависит от спектра. Это исключительно вопрос личного предпочтения либо удобства работы. Мелкие детали будут лучше различаться в холодном спектре, но от него быстро устают глаза. Желтый или теплый спектр необходим для длительного комфортного пребывания в помещении. Он больше подходит для квартир и домов. Также необходимо понимать, что недостаточная яркость слишком сильно угнетает психическую составляющую в каждом человеке. Не зря в тюремных камерах свет делают тусклым, чтобы у заключенных никогда не было даже мысли о побеге или бунте. Слишком яркий свет оказывает влияние на сетчатку глаза. От постоянной концентрации может существенно повышаться артериальное давление. Именно неправильный подбор, а не сам свет, оказывает важнейшее воздействие на органы зрения. Особенно хочется обратиться к родителям, чтобы они правильно подбирали для своего ребёнка настольную лампу.

Что заставляет говорить о вреде света

Сейчас, по оценкам экспертов, в мире из всего оборота товаров уже более половины приходится на дешевые копии и подделки. Поэтому не нужно удивляться, если лампа, произведенная без каких-либо стандартов, будет обладать вредоносным излучением. Ещё одни фактором можно считать настоящий разгул желтой прессы, в том числе и во всемирной сети. Любой человек без соответствующего образования или квалификации пытается заработать для себя громкое имя на ровном месте. Будут приведены любые факты, лживые исследования для того, чтобы «разоблачить глобальный сговор». Мы можем экспертно заявить, что влияние света на человека будет незначительным, если подбор осветительных приборов будут производить профильные специалисты.

Любой хозяин квартиры занимается его благоустройством, делает ремонт, обставляет мебелью, декорирует, проще говоря, создает уют в своем дома. Помимо всего перечисленного выше, немаловажно и освещение помещений. Каждая комната должна иметь правильно подобранное освещение в зависимости от ее назначения. Это в первую очередь необходимо для зрительных нервов глаза, воспринимающих световой поток, а так же освещение играет роль создания уютной обстановки в комнате.

Неверно устроенное освещение отражается на здоровье человека и особенно маленьких детей. Если неправильно разместить на стене бра над столом для выполнения уроков, то ребенок постоянно будет находиться в дискомфортном состоянии, напрягая зрительный нерв глаза, что может привести к близорукости. Перенесите источник света ближе к столу, и проблема будет решена.

Вот так, утрированно можно ответить на волнующий многих вопрос: как освещение комнаты влияет на здоровье всей семьи? Но, это еще далеко не все, что можно узнать о влиянии света на здоровье.

Несколько лет назад считалось, что сочетание искусственного освещения с естественным вредно для организма человека, теперь учеными доказано, что это не соответствует истине. Оказалось, необходимо включать искусственный источник света при работе в полумраке, так как недостаток света влияет на глаза.

Искусственное освещение производится при помощи различного типа ламп: люминесцентные и накаливания. Лампы дневного света (люминесцентные) имеют больше положительных качеств: высокую отдачу светового потока, почти естественный спектр света, они не нагреваются, долгий срок эксплуатации.

Такой вид ламп применяется в помещениях, где необходим рассеянный почти естественный свет: в школах, вузах, магазинах и прочих помещениях большой площади с требованиями высокого стандарта освещенности. Такая необходимость возникает из-за того, что в этих помещениях выполняется определенная работа, которая требует освещенности каждого рабочего места одинаково достаточно, отсутствие нормального освещения рабочего места влияет на работоспособность и производительность.

В этих помещениях используют многоламповые осветительные приборы. В многоламповых установках применяются люминесцентные лампы, микропульсация светового потока уравновешена и почти незаметна для человеческого восприятия. Выбирая освещение для комнаты дома руководствоваться надо тем, что в этой комнате будет, спальня, зал, кухня. Все эти помещения требуют свой вариант освещенности в темное время суток.

Естественный свет имеет не только практичную сторону, можно читать, работать, отдыхать, но и влияет на здоровье человека. Солнечный свет, приносит с собой ультрафиолетовое излучение, которое благоприятно отражается на организме людей. Ультрафиолетовые лучи повышают иммунитет, способствуют образованию витамина D, стимулируют обменный процессии сопротивляемость всех систем организма к различным видам инфекций. Витамин D это профилактика такого неприятного заболевания как рахит.

Недостаток ультрафиолетовой подпитки для организма выливается в простудные заболевания, рахит, на понижение работоспособности, ухудшение общего состояния самочувствия. Если взрослые от этого страдают меньше, то дети получают на фоне дефицита ультрафиолета массу заболеваний.

Искусственное освещение не дает ультрафиолет, необходимый для человека, их не применяют для пополнения запасов витамина D, это просто освещение комнат для комфортной жизни.

Лапы с ультрафиолетовым излучением может только порекомендовать физиотерапевт, который и расскажет как ими и какое время пользоваться.

Ультрафиолетовое излучение влияет положительно, не только на человека, но обладает таким полезным свойством обеззараживать воздух, убивая в нем бактерии и микробы. Это способность солнечных ультрафиолетовых лучей воспроизведена в лампах с УФ - излучением.

Искусственные лампы - бактерицидные обеззараживают в отсутствие людей комнаты от микробов. Обработка такими лампами выполняется с соблюдением правил безопасности. Необходимо одеть, на время включения и выключение ламп, защитные очки, вынести комнатные растения и забрать домашних животных. Кроме бытовых ламп ультрафиолетового излучения, существуют еще и стационарные, более сильного действия, применять их в быту категорически запрещается. Так же нельзя бытовые бактерицидные лампы применять как освещение комнат.

Сокращает присутствие микроорганизмов в воздухе влажная уборка комнат и проветривание. Мытье окон это необходимость получения достаточного количества солнечного света.

Остекленная поверхность окон пропускает солнечную радиацию в дом. Какая-то часть радиации поглощается поверхностью стекла, какая-то отражается, количество пропущенного света напрямую зависит от стекла, его качества, состава, чистоты, конструкции окна и размера.

Одинарное остекление пропускает около половины светового потока, при двойном остеклении процентов - 25-35. Чем дальше от окна вглубь комнаты, тем меньше освещенность и влияние ультрафиолетового излучения. Немытые долго стекла окон пропускают мизерную часть светового потока, поглощается ультрафиолет, солнечный свет и меняется даже спектральный состав светового потока проходящего через грязное стекло. Надо чаще мыть окна и проветривать помещение, чтобы не лишать организм благотворного влияния солнечного света. Существует несколько типов ламп, по цветовой температуре: холодный белый, белый дневной, белый нормальный, теплый белый. Самым подходящим светом является применение для домашнего освещения этого вид теплого белого света. Его световая температура находится в диапазоне от 2700 К до 3200К. Не забывайте, та же про экологичность источников света, имейте ввиду, что люминесцентные лампы содержат пары ртути, по этой причине будьте, особенно осторожны в обращении с ними.



error: Контент защищен !!