Анатомо-физиологические особенности развития опорно-двигательной системы у детей младшего школьного возраста. Особенности строения опорно-двигательной системы у детей

В развитии ребенка большее значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата - костного скелета, суставов, связок и мышц.
Костный скелет наряду с выполнением опорной функции осуществляет функцию защиты: внутренних органов от неблагоприятных воздействий - разного рода травм. Костная ткань у детей содержит мало солей, она мягка и эластична. Процесс окостенения костей происходит не в один и тот же период развития ребенка. Особенно бурная перестройка, костной ткани, изменения в скелете наблюдаются у ребёнка, когда он начинает ходить.
Позвоночник маленького ребенка почти целиком состоит из хряща и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову, у него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. В 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть, у него появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад. При ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед. К 3-4 годам позвоночник ребенка обладает всеми характерными для взрослого изгибами, но кости и связки еще эластичны и изгибы позвоночника выравниваются в лежачем положении. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается к 7 годам, а поясничной - к 12 годам. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается полностью только после 20 лет.
Грудная клетка новорожденного имеет округло-цилиндрическую форму, передне-задний и поперечный диаметры ее почти одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к норме взрослого. Ребра у детей раннего возраста имеют горизонтальное направление, что ограничивает экскурсию (движение) грудной клетки. К 6-7 годам эти особенности не проявляются.
Кости рук и ног в процессе роста ребенка претерпевают изменения. До 7 лет происходит бурное их окостенение. Так, например, ядра окостенения в бедренной кости ребенка появляются в различных участках в разные сроки: в эпифизах - еще во внутриутробном периоде, в надмыщелках - на 3-8-м году жизни; в эпифизах голени - на. 3-6м годах, а в фалангах стопы - на 3-м году жизни.
Кости таза у новорожденного ребенка состоят из отдельных частей - подвздошной, седалищной, лобковой, сращивание которых начинается с 5-6 лет.
Таким образом, костная система детей до 7 лет характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса, что вызывает необходимость тщательно оберегать ее.
Мышечная ткань в раннем и дошкольном возрасте претерпевает морфологический рост, функциональное совершенствование и дифференцировку. Когда начинается прямостояние и ходьба, усиленно развиваются мышцы таза и нижних конечностей. Мускулатура рук начинает быстро развиваться в 6-7 лет после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти в результате, деятельности ребенка.
Своевременному развитию костно-мышечной системы и двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста во многом способствует правильная организация гигиенических условий, среды, питания и физического воспитания.

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы - его активную часть.

Опорно-двигательный аппарат у детей

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название "костный возраст".

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год - всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых - 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.

Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.

Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте - в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу "зелёной ветки". Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Другие статьи на эту тему:

http://www.medmoon.ru

2.1. Значение опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательный аппарат человека включает в себя костную и мышечную системы. С его деятельностью связана одна из ведущих функций всего живого – движение. Нет ни одной формы человеческой деятельности, которая протекала бы без движений. «Все бесконечноеразнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, – писал создатель русской физиологии И. М. Сеченов, – сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению». Скелет выполняет также опорную функцию для тела и защищает от повреждения нервную систему и внутренние органы.

У человека с функциями опорно-двигательного аппарата связано то, что обеспечило ему преимущество перед остальными представителями органического мира: сугубо человеческие качества – труд и речь, которые явились важнейшими движущими силами антропогенеза.

2.2. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков

Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Согласно данным известного советского физиолога И. А. Аршавского, уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития организма. Еще большее значение она приобретает в постнатальном развитии.

Около 50% своего времени младенец проводит в движении. Ограничивать его двигательную активность – значит тормозить развитие ребенка. Постоянные мышечные нагрузки благоприятным образом сказываются на развитии: улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличивается масса головного мозга, улучшается его функциональное состояние.

Особенно важную роль играют движения в психическом развитии ребенка. В лаборатории проф. М. М. Кольцовой были получены интереснейшие данные о влиянии двигательной активности на развитие функций мозга ребенка. По мнению М. М. Кольцовой, существуют две формы влияния движений на функции мозга: специфическая и неспецифическая. Первая связана с тем, что двигательные области головного мозга являются необходимым элементом его деятельности как целого (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, Э. Ш. Айрапетьянц, А. С. Батуев). Вторая форма связана с влиянием движений на работоспособность корковых клеток, повышение которой способствует формированию новых условнорефлекторных связей и функционированию старых (М. М. Кольцова, 1973). Согласно данным М. М. Кольцовой, ведущее значение имеют движения рук, особенно тонкие движения пальцев. Оказалось, что дети в результате тренировки тонких движений пальцев очень быстро овладевают речью, значительно опережая группу детей, в которой эти упражнения не проводились.

Таким образом, движения ребенка представляют собой не только важный фактор физического развития, но и требуются для развития сугубо человеческих функций: речи и мышления, т. е. являются необходимым фактором нормального психического развития ребенка.

2.3. Значение знания физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе

Совершенствование обучения, физического воспитания и военно-патриотической подготовки учащихся требует от педагогов знания анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательной системы детей и подростков, физиологических основ физических упражнений и физического труда. Причины столь пристального внимания к развитию физических способностей ребенка вполне понятны. Организм человека на любом возрастном этапе представляет собой единое целое. Все его физиологические системы – нервная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и т. д. – тесно взаимосвязаны, функциональные изменения в одной физиологической системе приводят к изменению деятельности другой. Так, например, нервная система управляет работой опорно-двигательной системы, нервные импульсы вызывают мышечные сокращения, обеспечивая их согласованность между собой, и меняют в мышцах интенсивность обменных реакций. Мышечная деятельность в разумных пределах в свою очередь оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние всех отделов нервной системы. Положительно влияет нормальная мышечная деятельность и на вегетативные функции организма: активизируется дыхание и работа сердечно-сосудистой системы, меняются процессы обмена веществ, процессы выделения и т. д.

Особое значение мышечная деятельность имеет для развивающегося организма ребенка. Ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность развития и являются важным патогенетическим фактором в развитии многих заболеваний. Вот почему обучение и воспитание предполагают не только развитие умственных способностей школьников, но и их физическое совершенствование. Вполне естественно, что эта задача ложится не только на плечи преподавателей физического воспитания и труда, но и является первостепенной задачей для каждого учителя и воспитателя.

http://www.studfiles.ru

В развитии ребенка большее значение имеет состояние опорно-двигательного аппарата - костного скелета, суставов, связок и мышц.
Костный скелет наряду с выполнением опорной функции осуществляет функцию защиты: внутренних органов от неблагоприятных воздействий - разного рода травм. Костная ткань у детей содержит мало солей, она мягка и эластична. Процесс окостенения костей происходит не в один и тот же период развития ребенка. Особенно бурная перестройка, костной ткани, изменения в скелете наблюдаются у ребёнка, когда он начинает ходить.
Позвоночник маленького ребенка почти целиком состоит из хряща и не имеет изгибов. Когда ребенок начинает держать голову, у него появляется шейный изгиб, обращенный выпуклостью вперед. В 6-7 месяцев ребенок начинает сидеть, у него появляется изгиб в грудной части позвоночника выпуклостью назад. При ходьбе образуется поясничная кривизна выпуклостью вперед. К 3-4 годам позвоночник ребенка обладает всеми характерными для взрослого изгибами, но кости и связки еще эластичны и изгибы позвоночника выравниваются в лежачем положении. Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается к 7 годам, а поясничной - к 12 годам. Окостенение позвоночника происходит постепенно и завершается полностью только после 20 лет.
Грудная клетка новорожденного имеет округло-цилиндрическую форму, передне-задний и поперечный диаметры ее почти одинаковы. Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки приближается к норме взрослого. Ребра у детей раннего возраста имеют горизонтальное направление, что ограничивает экскурсию (движение) грудной клетки. К 6-7 годам эти особенности не проявляются.
Кости рук и ног в процессе роста ребенка претерпевают изменения. До 7 лет происходит бурное их окостенение. Так, например, ядра окостенения в бедренной кости ребенка появляются в различных участках в разные сроки: в эпифизах - еще во внутриутробном периоде, в надмыщелках - на 3-8-м году жизни; в эпифизах голени - на. 3-6м годах, а в фалангах стопы - на 3-м году жизни.
Кости таза у новорожденного ребенка состоят из отдельных частей - подвздошной, седалищной, лобковой, сращивание которых начинается с 5-6 лет.
Таким образом, костная система детей до 7 лет характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса, что вызывает необходимость тщательно оберегать ее.
Мышечная ткань в раннем и дошкольном возрасте претерпевает морфологический рост, функциональное совершенствование и дифференцировку. Когда начинается прямостояние и ходьба, усиленно развиваются мышцы таза и нижних конечностей. Мускулатура рук начинает быстро развиваться в 6-7 лет после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти в результате, деятельности ребенка.
Своевременному развитию костно-мышечной системы и двигательных функций у детей раннего и дошкольного возраста во многом способствует правильная организация гигиенических условий, среды, питания и физического воспитания.

Теперь вы можете записаться к врачу, в клинику или диагностический центр онлайн, прямо у нас на сайте.
Специалисты со всей России с отзывами реальных людей. Отзывы публикуются только от людей, побывавших на приеме!
Записаться к врачу Записаться в клинику Записаться на диагностику

  1. Резкое мартовское похолодание может вызвать болезненный синдром сухого глаза Новости медицины
  2. Тысячам пациентов в Великобритании делают ненужные операции на открытом сердце Новости медицины
  3. Соя может увеличить продолжительность жизни после рака молочной железы Новости медицины
  4. В Китае число жертв птичьего гриппа превысило 160 человек Новости медицины
  5. Безглютеновые диеты повышают риск сахарного диабета 2-го типа Новости медицины

Оцените уровень бесплатной медицины в своем регионе

Может быть интересно:

  • Развитие и возрастные особенности костей туловища Анатомия человека
  • Учение о костях - остеология (osteologia) Анатомия человека
  • Болезни костно-мышечной системы Патологическая анатомия
  • Плоскостопие – предупредить проще, чем лечить! Педиатрия
  • Дети дошкольного возраста. Ходьба. Здоровье ребенка

http://medichelp.ru

Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Каждая кость у ребенка представлена как несколько костей, которые впоследствии сливаются воедино. Если у взрослого их 206, то у новорожденного их 350. Еще после 14 лет продолжается срастание костей. Например, у ребенка в первые годы тазовая кость состоит из трех отдельных костей, соединенных друг с другом прослойками хряща, которые постепенно замещаются костной тканью, и кости срастаются друг с другом

После рождения кости продолжают расти в толщину путем наслаивания костной ткани снаружи и разрушения изнутри. Это большая часть костей мозгового и лицевого черепа. Иначе растут длинные кости конечностей, в которых принято различать среднюю часть, или диафиз , и концы кости, или эпифизы. Сначала костная ткань образуется посредине диафиза. В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослойки между диафизом и эпифизом (зоны роста ). Окостенение начинается со средней части кости – с диафиза, где благодаря деятельности костных клеток образуется костная манжетка. Она увеличивается в направлении к эпифизам, в результате чего кость растет в длину. Вместе с тем происходит увеличение ее толщины за счет образования новых слоев костной ткани. При окостенении хрящевой прослойки рост кости в длину становится невозможным. В большинстве длинных костей и позвонков хрящевая прослойка между диафизами и эпифизами сохраняется до 17-20 лет, а в некоторых и до 22-25 лет.

В скелете новорожденного ребенка много хрящевых частей. Хрящевыми остаются эпифизы, то есть концы длинных костей конечностей. Во многих костях сохраняются хрящевые участки между отдельными центрами окостенения (рис. 4.8).

Кости черепа не на всем протяжении соприкасаются друг с другом. Особенно велик промежуток между лобной и двумя теменными костями – большой родничок , который зарастает к году. Малый родничок – промежуток, между затылочной и двумя теменными костями. Он зарастает в первый месяц жизни, а чаще к рождению (рис. 4.9.). Неравномерно растет череп. Стремительно растет в первый год: окружность головы увеличивается на 30%, а поперечный диаметр более чем на 40%. Объем мозгового черепа увеличивается в 2,5 раза. Увеличиваются размеры лицевого черепа. Объем мозгового черепа продолжает увеличиваться и к трем годам достигает 80 % объема взрослого человека. К этому времени начинают образовываться черепные швы. Продолжает значительно расти основание мозгового черепа, и к 7-8 годам становится таким же, как у взрослого. Лицевой череп также продолжает расти. По мере роста молочных и постоянных зубов растут верхняя и нижняя челюсти.

Освоение вертикального положения тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппарате: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы позвоночника, которые способствуют сохранению равновесия, оказывают пружинящее влияния при ходьбе, беге, прыжках и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положения тела.

Позвоночник у новорожденных выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Первый изгиб – шейный (лордоз) появляется в двухмесячном возрасте, когда ребенок начинает держать голову. Обращенная вперед выпуклость шейной части позвоночника становится хорошо выраженной значительно позднее, когда ребенок самостоятельно и подолгу сохраняет позу сидения. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам. Одновременно более отчетливо выявляется обращенная назад выпуклость средней части позвоночника – грудной изгиб. Грудной изгиб (кифоз) появляется к 6 месяцам, когда ребенок может сидеть. Кифоз – изгиб, направленный выпуклостью назад. Положение сидя, и особенно стоя способствует образованию поясничного изгиба, обращенного выпуклостью вперед. Изгиб, направленный выпуклостью вперед, называется лордозом . Он появляется после года, когда ребенок начинает ходить. С образованием поясничного лордоза, центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела при вертикальном положении. Обычно этот изгиб становится заметным на 2 году жизни.

На протяжении всего дошкольного возраста изгибы в сильной степени зависят от положения тела. После длительного лежания, например, после ночного сна, шейный изгиб и особенно поясничный могут совершенно исчезать, вновь появляясь и усиливаясь к концу дня под влиянием сидения и ходьбы. Даже в младшем школьном возрасте изгибы в течение ночи значительно уплощаются. К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный, грудной изгибы. Фиксация поясничного изгиба происходит в 12-14 лет. Изгибы позвоночника составляют специфическую особенность человека и возникли в связи с вертикальным положением тела. Благодаря изгибам, позвоночный столб пружинит. Удары и толчки при ходьбе, беге, прыжках ослабляются и затухают, что предохраняет мозг от сотрясений (рис. 4.10.).

Рост позвоночника в длину происходит особенно интенсивно в первые два года и в период полового созревания. Между позвонками расположены диски из хряща, способствующие подвижности позвоночного столба. С возрастом высота дисков меняется. Окостенение позвонков продолжается в течение всего детского возраста.

У новорожденных и грудных детей до 6 месяцев грудная клетка имеет форму цилиндра или усеченного конуса. Поперечник нижнего его отдела превышает поперечник верхнего отдела. Ребра расположены горизонтально. Грудная клетка первых месяцев представляется укороченной. Затем она изменяется, и появляются физиологическое опущение ребер. Ребра принимают более косое направление, межреберные промежутки становятся более узкими. Особенности грудной клетки ребенка сглаживаются к 6-7 годам, окончательное формирование ее происходит к 12-13 годам.

Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки, отчего эффективнее осуществляются дыхательные движения.

Поясничный пояс образует крестец и 2 тазовые кости. Каждая тазовая кость у новорожденных состоит из трех костей, сращение их начинается с 5-6 лет, завершается к 17-18 годам.

У новорожденных кости запястья только намечаются, становятся ясно видимыми к 7 годам, их окостенение завершаются к 12 годам. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам. Не сформированная кисть быстро утомляется

К двум годам жизни кости ребенка по строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам уже не отличаются от них

С помощью опорно-двигательного аппарата осуществляется важнейшая функция организма – движение. Двигательная активность играет важнейшую роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех внутренних органов.

Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо. Составляют 25% массы тела, тогда как у взрослого 40-43%. Величина мышц зависит от выполняемой ими работы. В процессе развития ребенка мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей, прежде всего, развиваются мышцы живота. К году, в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. Увеличение массы мышц достигается их удлинением и утолщением, за счет увеличения диаметра волокон. У новорожденных он не превышает 10-15 тысячных долей миллиметра, а к 3-4 годам увеличивается в 2-2,5 раза. В последующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей организма, и главным образом от двигательной активности.

Уже в первые дни жизни ребенок проявляет большую двигательную активность. В основном, это беспорядочные движения конечностей.

У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. При нормальном развитии ребенка двигательные навыки у него образуются последовательно.

В 1-2 месяца ребенок удерживает голову в вертикальном положении. В положении на животе он приподнимает голову, а к концу второго месяца, опираясь на руки, поднимает не только голову, но и грудь.

Трехмесячный ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. В 3-3,5 месяца при поддержке за подмышки упирается ногами. В возрасте 4-5 месяцев движения начинают хорошо контролироваться зрением: увидев новый предмет, ребенок протягивает к нему руки, хватает и, как правило, тащит в рот.

В 6 месяцев – самостоятельно сидит. В 7-8 месяцев ползает. К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различные предметы, поднимается на ноги. Постепенно он начинает ползать на четвереньках. В 10 месяцев – стоит без опоры. В 12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги.

Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности почти трехсот больших и малых мышц. Каждая мышца должна сокращаться со строго определенной силой, чтобы совместно с другими мышцами закреплять в определенном положении подвижно соединенные друг с другом кости скелета. Особенно сложна работа мышц при ходьбе и беге. Во время ходьбы около 50 мышц участвуют в переносе ноги вперед. Пока одна нога делает шаг вперед, мышцы другой вместе с мышцами туловища обеспечивают поддержание равновесия, что усложняется непрерывным перемещением центра тяжести.

У ребенка координация работы мышц при стоянии и ходьбе устанавливается не сразу: Вначале ребенок ходит, широко расставляя ноги и балансируя разведенными в стороны руками. Лишь постепенно, к 3-4 годам, координация движений становится настолько точной, что ребенок легко ходит и бегает, сохраняя равновесие.

В возрасте 4-5 лет ребенок может прыгать, скакать на одной ноге, скользить по ледяным дорожкам, кататься на коньках, проделывать различные гимнастические и акробатические упражнения.

Движения мелких мышц кисти начинают осваиваться уже к концу первого и началу 2 года жизни. Ребенок может схватывать и удерживать мелкие предметы не только всей кистью, но большим и указательным пальцами. К 3-5 годам ему доступны самые разнообразные, хорошо координированные и точные движения пальцев: ребенок может научиться рисовать, играть на рояле, резать ножницами. Можно считать, что свойственная взрослому человеку координация движений различных мышечных групп устанавливается к 6-летнему возрасту. Интенсивный рост мышц и увеличение их силы наблюдаются после 6 лет. К 8 годам жизни мышцы составляют уже около 27 % веса тела, что объясняется их естественной тренировкой.

Очень медленно развивается другое свойство мышц – их выносливость . Выносливость двигательного аппарата определяется работоспособностью мышц, их способностью длительное время выполнять динамическую и статическую работу. Дети более приспособлены выполнять динамическую работу, нежели статическую, так как последняя вызывает быстрое утомление мышц.Дети дошкольного возраста, очень подвижны. Приблизительный подсчет показывает, что за день, особенно в летнее время, ребенок, двигаясь, покрывает до 15-20 км. Иными словами, происходит значительная естественная тренировка двигательного аппарата. Ребенок 3-4 лет обычно не в состоянии долго идти спокойным, равномерным шагом. Его движения непрерывно меняются. Статическое напряжение его мышц может быть неизменным только в течение короткого времени.

В старшем дошкольном возрасте двигательная активность разнообразнее. Мышцы становятся значительно сильнее, а движения – хорошо координированными. Выносливость несколько повышается, но все же ребенок очень быстро переходит от одной деятельности к другой. При ходьбе его движения приобретают правильную ритмичность, но лишь на некоторое время, например на 5, 10 или 15 минут. Увеличивается способность сохранять неподвижную позу, особенно при сидении, но ненадолго. Особенно низкой остается выносливость по отношению к максимальному силовому напряжению. Выносливость мышц увеличивается с 8-10 лет. Выносливость к динамической работе зависит не только от степени развития мышц, но и от работоспособности внутренних органов, особенно кровеносной и дыхательной систем, поэтому всякую физическую нагрузку (подвижные и спортивные игры, занятия гимнастикой, прогулки) необходимо строго дозировать. Наибольшая выносливость к динамической работе достигается к 25-30 годам.

Таким образом, в дошкольном и младшем школьном возрасте рост и развитие опорно-двигательного аппарата далеко еще не закончены. Об этом следует помнить педагогам и стараться выполнять гигиенические требования, предъявляемые к организации условий жизни ребенка.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ.

Особенности строения скелета туловища и конечностей в детском возрасте.

Костная система новорожденного характеризуется наличием большого количества хрящевой ткани, ретикулярным строением костей, в которых гаверсовы каналы имеют неправильную форму, богатой сосудистой сетью в области шейки кости (областях с большим пролиферативным развитием), значительной толщиной надкостницы. Вес хрящей и костей, из которых состоит скелет составляет 15-20 % общего веса тела. Процесс окостенения скелета начинается с появления ядер окостенения в соединительнотканных и хрящевых моделях костей. Ядра окостенения, которые появляются во внутриутробной жизни называются первичными ядрами, а те, которые появляются после рождения – вторичными. Полностью скелет развивается при появлении 806 ядер окостенения.

Очередность появления ядер окостенения носит наследственный характер, но время появления и скорость их развития зависят от целого ряда факторов: этно-территориальной, половой принадлежности, социальных условий. Обычно у девочек время появления ядер окостенения и их развитие наступают раньше, чем у мальчиков. В грудном возрасте разница во времени появления ядер окостенения равна приблизительно 1 неделе, у детей до 5 лет составляет год и более. В длинных трубчатых костях окостенение диафиза происходит во внутриутробном периоде. К моменту рождения точки окостенения могут появляться в дистальном эпифизе бедренной кости и проксимальном эпифизе большеберцовой, что служит признаком доношенности плода. Далее последовательно появляются точки окостененя в апофизах, последним окостеневает метафиз, что свидетельствует об окончании роста скелета.

У новорожденного в скелете всего 28 г. Cа, у годовалого - увеличивается в 3 раза, в 18 лет – 1035 г. Са.

^ Особенности черепа новорожденного.

Череп новорожденного имеет относительно большие размеры. Лицевой отдел значительно меньше мозгового (соотношение 1/4 , у взрослого – 1/2). Преобладание мозгового отдела связано с бурным развитием ЦНС (головного мозга) во внутриутробном периоде. Недоразвитие альвеолярных отростков, отсутствие зубов, недоразвитие параназальных пазух и носовой полости в целом, сглаженный рельеф костей лицевого черепа обуславливают меньшие размеры лицевого черепа.

В костях крыши черепа имеется большое количество соединительной ткани. Края костей ровные, промежутки между ними заполнены соединительной тканью, что создает относительную подвижность костей для приспособления головки к родовым путям (явление коноригурации). В области углов теменной кости соединительная ткань сохраняется в виде родничков. Сосцевидный и шиловидный роднички имеют небольшие размеры, и в норме закрываются к моменту рождения (или на первом месяце после рождения), затылочный – в первом полугодии, лобный имеет вид ромба, большие размеры закрываются на втором году жизни. Череп новорожденного имеет вид пятиугольника, так как хорошо выражены теменные, затылочный и лобные бугры (первичные точки окостенения покровных костей черепа).

В костях основания черепа сохраняется большое количество хрящевой ткани, которая в постнатальном периоде окостеневает и остается в виде временных и постоянных синхондрозов. Ячейки сосцевидного отростка находятся в зачаточном состоянии, их постоянное формирование идет к 3-м годам.

Череп от момента рождения до конца жизни претерпевает большие изменения.
^

Первый период от рождения до 7 лет.


В первые 6 месяцев после рождения объем мозгового черепа увеличивается в 2 раза, углубляются черепные ямки. На первом году жизни исчезают хрящ в затылочной кости и перепончатая ткань черепа. Начинается формирование швов. Кости становятся более рельефны …

От 1 до 2 лет объем мозгового черепа утраивается, а до 5 лет достигает ¾ объема черепа взрослого человека. Наблюдается равномерный рост мозгового и лицевого черепа, голова становится шире. Основание достигает величины взрослого. Окончательно формируется диаметр большого затылочного отверстия. За счет роста зубов высота верхней и нижней челюсти увеличивается, что отражается на форме лица, ротовой и носовой полости (развитие параназальных пазух). Важным моментом является формирование швов (приблизительно в 3 года).

Sufura metorica закрывается к 5 годам. Раннее закрытие швов приводит к формированию конической формы головы.

Второй период от 8 до 13-14 лет – относительное замедление роста костей черепа, хотя отмечается значительное увеличение полости носа, верхней челюсти, глазниц.

Третий период от начала полового созревания (14 –16 лет) до 20 – 25 лет , когда заканчивается рост.

Лицевой череп относительно мозгового растет более интенсивно (особенно у мужчин). Увеличиавется основание черепа не только в поперечном, но и в переднезаднем направлении. Оформляются воздухоносные пазухи, бугры, выступы, надпереносье и борозды.

^ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЕДИНЕНИЙ.

У новорожденного имеются все виды соединений за исключением швов. Синовиальные соединения или суставы у новорожденного в основном сформированы и имеют все три суставных компонента – суставную сумку, суставные поверхности и суставную щель. Рельеф поверхностей во многих суставах выражен не четко, ряд суставов имеет неконгруентные суставные поверхности. Суставные диски, мениски, суставные губы тонкие, сформированы не полностью. Суставные капсулы суставов туго натянуты, а большинство связок отличаются недостаточной дифференцировкой образующих их рыхло расположенных волокон.

Наиболее интенсивно идет развитие суставов в возрасте до 2 – 3 лет в связи с нарастанием двигательной активности. У детей 3 – 8 лет значительно увеличивается объем движений в суставах, одновременно идет процесс коллагенизации суставных капсул и связок. В период с 9 до 12 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок завершается в основном в 13-16 лет.

^ Позвоночный столб.

Позвоночник у новорожденного не прямой, но и не имеет четких изгибов. Только на 3-4 месяце жизни ребенок начинает держать голову и появляется шейный изгиб – шейный лордоз (изгиб вперед). Когда ребенок начинает сидеть (4-6 месяц жизни), формируется грудной кифоз (изгиб кзади). Позднее появляется поясничный лордоз, который формируется в связи с переходом в вертикальное положение. Окончательное формирование изгибов позвоночника заканчивается к 18-25 годам.

Межпозвоночные диски у новорожденного относительно толще, чем у взрослого и составляют около половины длины всего позвоночного столба. Студенистое ядро очень развито у ребенка и содержит большое количество воды (88 %). Фиброзные кольца хорошо васкуляризированы до юношеского возраста, обратное развитие сосудов начинается приблизительно с 13 лет и полностью заканчивается к 25 годам. Благодаря большому объему межпозвоночного хряща подвижность позвоночника значительно больше по сравнению со взрослым.

^ Грудная клетка.

В грудной клетке новорожденного сагиттальный размер преобладает над фронтальным. С первым вдохом и расправлением легких приобретает форму усеченной пирамиды или колокола. Головки ребер и их передние концы находятся на одном уровне. Подгрудинный угол варьирует от 70 до 120. Окружность груди несколько меньше окружности головы (30-34 см). реберная дуга тонкая, длинная и эластичная.

У недоношенных новорожденных ребра опущены концами вниз, грудина расположена относительно низко, подгрудинный угол острый.

В 7-летнем возрасте верхний край грудины соответствует уровню 2-3, а у взрослых 3-4 грудных позвонков. Это опускание связано с появлением грудного типа дыхания и образованием спиралеобразной формы ребер. При рахите может формироваться грудная клетка килевидной формы – «куриная грудь».

Таз у новорожденного значительно уже, чем грудная клетка, брюшная полость и голова. Мыс крестца отсутствует и форма таза напоминает воронку с верхним диаметром 2,7 см. переднезадний размер больше, чем поперечный. Только к концу второго года жизни поперечный размер становится больше. До периода полового созревания таз растет медленно. До 8-9 лет таз мальчиков и девочек растет одинаково, а затем у мальчиков он больше растет в высоту.

Довольно частой патологией новорожденных является дисплазия тазобедренного сустава, врожденный вывих бедра. Причина этому в том, что вертлужная впадина овальная, глубина ее значительно меньше, чем у взрослого, большая часть головки бедренной кости расположена вне этой впадины, недостаточно развит связочный аппарат. Формирование краев вертлужной впадины в раннем детском возрасте приводит к погружению головки в полость сустава.

Стопа новорожденного кажется плоской из-за значительного слоя подкожной клетчатки, однако, анатомические своды стопы уже сформированы.

Суставы верхней конечности анатомически незрелые и продолжают развиваться в постнатальный период. Наиболее быстро формируются плечевой сустав и суставы кисти.



error: Контент защищен !!